Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа пос. Зорино МО «Гвардейский район» Калининградской области Семинар для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ на основе организационной модели оперативного управления Автор: заместитель директора школы по УР Григорьева А.Ю.
Advertisements

Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Педагогический мониторинг и диагностика качества образования.
Внутришкольный контроль как функция управления. ВШК – одна из функций управления, направленная на установление соответствия функционирования и развития.
Внутришкольный контроль - это вид деятельности это вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению.
Внутришкольный контроль и его роль в оценке качества образования МОУ Школа г. Семинар заместителей руководителей ОУ.
Система контроля в дошкольном учреждении Заведующий д/с 406 С.А. Литвиченко.
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
«Педагогический контроль в процессе воспитания» МБОУ «Основная общеобразовательная школа 11 им. А.И.Фатьянова»
Принципы формирования плана внутришкольного контроля завоспитательным процессом.
« Внутришкольный контроль - внутренняя оценка деятельности школы в современных условиях »
Организация внутришкольного контроля.. Внутришкольный контроль - источник информации для мониторинга состояния образовательного процесса, основных результатов.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
КОНТРОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Аналитическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе Обухова Е.В., начальник отдела.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Семинар «Современный руководитель образовательного учреждения в условиях модернизации муниципальной системы образования Верхнекетского района» п. Сайга.
ГБОУ ЦО1488 Педсовет «Управление процессом Педсовет «Управление процессом формирования качеств знаний учащихся» формирования качеств знаний учащихся»
Методическая работа в школе. Что знаете о методической работе в школе???
С ИСТЕМА КОНТРОЛЯ В ДОУ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Выполнила: студентка 3 курса 504 (З) группы Ефимова Любовь Юрьевна.
Инспекционно- контрольная деятельность заместителя директора по УВР Школа молодого администратора
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа пос. Зорино МО «Гвардейский район» Калининградской области Семинар для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе

«Организация внутришкольного контроля в школе»

Однозначного толкования сущности и назначения внутришкольного контроля ни в теории, ни в практике сегодня нет. Ю.А.Конаржевский считает, что внутришкольный контроль является одной из важнейших управленческих функций, которая непоследственно связана с функциями анализа и целеполагания. П.И.Третьяков, Т.Н.Чекмарева рассматривают внутришкольный контроль как вид деятельности руководителей школы совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно- воспитательной работы школы на диагностической основе А.В.Чоботарь считает, что внутришкольный контроль- одна из основных функций управления, направленная на получение информации о деятельности педагогов и на ее оценку с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления и самоуправления в школе Данные контроля без анализа мертвы, а при отсутствии цели нечего контролировать

Мы придерживаемся следующей трактовки внутришкольного контроля внутришкольный контроль есть оказание методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития профессионального мастерства взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на повышение эффективности педагогического процесса система взаимоотношений, целей, принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития системы УВР на диагностической основе общегосударственным требованиям Чтобы реально управлять учебно-воспитательным процессом и жизнью учебного заведения в целом, принимать правильные, научно- обоснованные решения, руководителю нужны фактические данные о различных сторонах этого процесса

Контроль - не констатация тех или иных фактов, а вскрытие причин существующих недостатков и выработка мер по их устранению Неконтролируемый процесс- это процесс неуправляемый. В рамках управленческого цикла за планированием и организацией следует контроль, который позволяет соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование УВП, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом. В нашей школе мы пытаемся создать оптимальную систему внутришкольного контроля. Она позволяет ритмично вести контроль в течение всего года, привлекать к работе лучших учителей, своевременно принимать меры к устранению обнаруженных недостатков, владеть полной информацией о развитии и обучении каждого ученика, о работе учителей. Как известно, в теории и практике образования выделена следующая структура системы контроля: 1.Выполнение всеобуча; 2.Выполнение государственных учебных планов и учебных программ; 3.Состояние преподавания учебных предметов; 4.Качество знаний, умений и навыков учащихся; 5.Методическая работа; 6.Внеклассная и внешкольная работа с учащимися; 7.Официальная учетная и отчетная документация

Ведущие принципы и задачи внутришкольного контроля стимулирование творческого и профессионального роста учителя доброжелательность взаимоуважение и взаимообогащение мотивационная и информационная основы сравнительно-аналитический подход методическая направленность системность цикличность демократизация гуманизация и гласность открытость и доступность результатов неадекватность отображения человека человеком неадекватность самооценки самосохранение(сохранение себя как личности) Из всего этого можно определить следующую цель контроля- это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть по нормативным документам; получение объективной и полной информации о состоянии образования в школе; мотивация развития творческих начал в деятельности учителя

Задачи контроля создать благоприятные условия для развития ОУ обеспечить взаимодействие управляющей и управляемой систем обеспечить сочетание административного и общественного контроля в школе с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса создать информационный банк данных о работе каждого педагога, состояния УВП, уровня воспитанности, развития учащихся побуждать к устранению существующих недостатков и использованию новых возможностей мотивировать педагогов на улучшение результатов труда

Функции внутришкольного контроля осуществление обратной связи, так как без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения. диагностическая, под которой понимается аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана прежде всего с его переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания. стимулирующая, которая предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя. Задача контроля- получение информации и оказание помощи педагогу Объектами контроля могут быть: состояние организационно- педагогических условий успешной работы в школе, состояние учебно- воспитательного процесса, состояние внеклассной воспитательной работы, состояние финансовой и хозяйственной деятельности, качество и эффективность работы учителя, качество и эффективность работы учащихся(посещаемость, успеваемость: качество знаний, умений и навыков, формирование некоторых качеств и др.), качество работы обслуживающего персонала

Основные компоненты контроля 1. Первым компонентом контроля являются люди, выступающие в качестве его объектов и субъектов 2.Условия, определяющие объем, широту и направленность контроля. К условиям, влияющим на процесс контроля, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые. 3.Определение целей контроля, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров. 4.Выбор методов контроля на основе заявленных принципов. 5.Выявление и констатация информации о существующем положении дел. 6.Оценка полученных результатов 7.Составление полученных результатов контроля с нормами(т.е. с запланированным, желаемым результатом) 8.Анализ и оценка такого положения и разработка и осуществление коррекции для приведения контролируемого объекта в запланированное состояние Осуществление контроля даст свои результаты только тогда, когда данные контроля будут служить основой для педагогического анализа, а через него и для регулирования и коррекции.

Структура внутришкольного контроля Внутришкольный контроль- это опосредованная система управления школой субъектами ОУ. Для его эффективности надо: 1.Разграничить понятия контроль и инспектирование в данном виде функции управления. Определить, что контроль=помощь, инспектирование=проверка, руководство=помощь+ проверка При демократическом стиле руководства должно быть больше контроля, чем инспектирования. 2.Установить формы контроля и инспектирования. Контроль-самоконтроль, взаимоконтроль. Контроль административный, индивидуальный. Инспектирование-фронтальная проверка, тематическая проверка, контрольные срезы. 3.Утвердить следующие требования к педагогическому коллективу: самоконтроль- высшая форма профессионализма педагога, работающего в режиме самосовершенствования Контролировать можно деятельность, инспектировать- результат

Организация внутришкольного контроля В практике организации контроля необходимо решить ряд вопросов: определить участников контроля, провести для них инструктаж, наметить программу контроля, изучить предварительно необходимую документацию, связанную с объектом проверки, распределить рабочее время, оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля, спланировать соединение внутришкольного контроля и методической работы.

Методы контроля Методы контроля делятся на методы контроля результатов и методы контроля процессов. Анализ- это основной метод контроля в структуре и содержании всякой педагогической системы Виды контроля: 1. По масштабу целей: стратегический; тактический; оперативный. 2. По этапам процесса: начальный или отборочный; учебный или промежуточный;итоговый или заключительный 3. По временной направленности: предупредительный или опережающий(для предупреждения возможных ошибок); текущий; заключительный; ретроспективный. 4. По частоте проведения: разовый, периодический, систематический. 5. По широте контролируемой области: выборочный, локальный сплошной. 6. По организационным формам: индивидуальный, групповой, коллективный. 7. По объекту: персональный, классно-обобщающий; предметно- обобщающий, тематически-обобщающий

Основные формы контроля самоконтроль (инициатор и организатор – педагог относительно собственной деятельности); взаимоконтроль (взаимообучение равных) административный контроль(стихийный и плановый): инициатором и организатором выступает администрация школы; коллективный контроль внешний контроль

Обзорный контроль рационально использовать: -в начале учебного года, когда руководитель ставит своей задачей увидеть, на каком профессиональном уровне начинает учебный год весь профессиональный коллектив или часть его, что нового появилось в работе каждого учителя; -на протяжении всего учебного года в целях ознакомления с методической системой учителей; -в конце учебного года, когда руководитель стремится определить, насколько полно нашли свое воплощение в практической работе учителей те вопросы, над которыми работал весь коллектив в течение года.

Предварительный контроль используется руководителем в работе с молодыми и малоопытными учителями, которые пока еще не умеют глубоко продумывать и правильно планировать урок исходя из специфики класса. Предварительная форма контроля используется и тогда, когда учитель начинает изучение наиболее сложной темы. В этом случае посредством предварительного контроля руководитель стремится не только предупредить всевозможные ошибки, но и оказать воздействие на эффективность труда учителя. Цель предварительного контроля- предупредить возможные ошибки в работе учителя до проведения урока или изучения темы. Для этого руководитель беседует с учителем по поурочным или тематическим планам, обсуждает, в какой мере эти уроки отвечают требованиям сегодняшнего дня, и при необходимости оказывает нужную помощь

Персональный контроль позволяет руководителю длительное время работать с отдельным учителем в целях повышения его педагогического мастерства. Эта форма контроля может быть использована не только для оказания необходимой помощи учителю, но и для обеспечения должной требовательности к его работе.

Тематический контроль предусматривает проверку изучения конкретных тем и выполнения задач учебно-воспитательного процесса. Цель тематического контроля- отрабатывать и утверждать в практической деятельности каждого учителя современные требования к процессу обучения, внедрять эффективные формы и методы работы. В этой связи контроль за решением основных проблем учебно- воспитательного процесса опытные руководители начинают с мастеров педагогического труда. В первую очередь изучается и обобщается их опыт.Результаты обобщений коллектив широко обсуждает на педсовете, а затем все лучшее внедряется в работу всех учителей. Тематический контроль как бы стимулирует рождение передового опыта.

Фронтальный контроль позволяет руководителю ознакомиться с системой работы одного учителя, группы учителей или целого методического объединения и на этой основе произвести глубокий и всесторонний анализ их деятельности, указать на недостатки в работе и предупредить их, а также изучить лучший опыт в целях его распространения. Фронтальная форма контроля позволяет проверить систему работы одного учителя. В этом случае контроль ведется в полном объеме, проверяются работа учителя по самообразованию, поурочные и календарные планы, качество преподавания, уровень знаний, умений и навыков учащихся, внеклассная и общественная работа, которую ведет учитель Фронтальная форма контроля позволяет руководителю получить широкую информацию и на этой основе провести глубокий педагогический анализ состояния дел по конкретному вопросу Можно проверить работу группы учителей. Это обычно связано с анализом качества преподавания того или иного учебного предмета. В полном объеме ведется проверка планирования работы, выполнения государственных программ, качества преподавания, уровня знаний, умений и навыков учащихся, внеклассной работы по предмету. Фронтальная проверка трудоемка и требует тщательной подготовки. Обычно руководитель заранее составляет план проверки, обсуждает его с проверяющими, дает пояснения к каждому пункту.

Классно-обобщающий контроль Такая форма контроля позволяет руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия. Пользуясь методом сравнения, руководитель ясно видит, в чем помочь одному учителю, что потребовать от другого, какие сильные стороны третьего следует развить и сделать достоянием всего коллектива, в чем именно следует добиться единства действий учителей, работающих в данном классе. В планах внутришкольного контроля предусмотрена возможность привлечения к контролю руководителей ШМО, опытных учителей. Одна из составляющих планирования работы школы- планирование контроля, разработка его содержания, формы его проведения, анализ результатов с целью коррекции содержания образования.

В модели внутришкольного контроля находят отражение такие функции управления, как планирование(виды контроля), организация (распределение «событий» во времени и пространстве), координация(взаимодействие контролируемых и контролирующих педагогов в определенном порядке, отсутствие параллелизма в работе, дублирования, обзорность загруженности каждого в любой период учебного года и т. д.), регулирования и учет.

выполнение теоретической и практической части образовательной программы(федеральный и школьный компоненты) состояние преподавания, качество знаний учащихся текущий, тематический и итоговый учет и проверка знаний школьников организация индивидуальной работы с учащимися повышение квалификации педагогов работа с молодыми специалистами сохранность школьного имущества состояние санитарно-гигиенического режима в школе художественное оформление школы социальная защита учителей и учащихся учебно-исследовательская работа в школе соблюдение здорового психологического микроклимата

Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц: выполнение плана работы школы пополнение библиотечных фондов состояние работы с трудными детьми и подростками, детьми из «неблагополучных семей» состояние школьной документации организация и содержание работы кружков, секций и т.п. организация работы библиотеки

Технологии внутришкольного контроля 1. Педагог заполняет «личностный паспорт» 2.Согласовывает свой план с руководителем школьного МО 3.Руководитель МО систематизирует личностные планы педагогов 4.Руководитель МО составляет технологическую карту контроля своего МО 5.Завуч совместно с руководителем МО анализируют и составляют план контроля на уровне МО 6.Администрация анализирует план МО, определяет план инспектирования, административного и индивидуального контроля. Знакомит с ним педагогов 7.Составляется сводная карта внутришкольного контроля и утверждается директором школы.