Внеклассное мероприятие по русскому языку Молдованова Н.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ Туломская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игра «Береги русский язык» 8-9 класс Лингвистическая разминка «Найди лишнее» * Существительное, прилагательное, глагол, союз; * Дождь, снег, град, луна;
Advertisements

И ГРА - БРЕЙН – РИНГ «Б ЕРЕГИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК » Учитель русского языка и литературы: МКОУ СОШ п. Зерновой Тимофеева Ольга Викторовна учебный.
1 ИГРА – брейн - рингБЕРЕГИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК ИГРА – брейн - рингБЕРЕГИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК Сактаганова.Н.А.
ВИКТОРИНА « НАШ ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРЕКРАСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК !» СОСТАВИТЕЛЬ : СТРЕКАЛОВА О. В.
Брейн –ринг по русскому языку Учитель русского языка и литературы: МОБУ СОШ 13 г. Якутска Соловьева Марина Гаврильевна.
Брейн –ринг по русскому языку Учитель русского языка и литературы: МОБУ СОШ 13 г. Якутска Соловьева Марина Гаврильевна.
КВН по русскому языку для 5- 6 классов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Черноситова Н.В.
Лингвистический калейдоскоп Знаешь ли ты Русский язык? Рафальская Л.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»
МКОУ СОШ 7 г. КИЗИЛЮРТ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7-2 КЛАССЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7-2 КЛАССЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА.
К В Н « С русским языком можно творить чудеса… ».
Страна «Лингвиния» « Язык –это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую,
У нас в школе будет царить « Неделя русского языка » Мы должны показать все свои знания в области русского языка. языка.
Интеллектуально-познавательная игра для 5 классов.
Игра-конкурс для 6-7 класса «Люби и знай русский язык» Учитель: Л.А. Фёдорова.
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Проект «Секреты орфографии» 2 тур Команда «Друзья» 4 класс МАОУ СОШ 138.
Великие о великом Афоризмы русских писателей о русском языке.
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Викторина «Занимательно об увлекательном» Мы сегодня собрались, чтоб раскрыть секреты слова, Мы сегодня собрались, чтоб раскрыть секреты слова, В море.
Занимательная грамматика (4- 5 классы) (4- 5 классы) КОНКУРС ЗНАТОКОВ Учитель : Мельничук ОльгаИвановна.
Транксрипт:

Внеклассное мероприятие по русскому языку Молдованова Н.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ Туломская СОШ

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его... Н. В. Гоголь Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... А.Н. Толстой

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, -Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык! (С. Абдулла, узбекский поэт.)

Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. Восклицательный знак О себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. Вопросительный знак Известно миру с давних пор, Что знак и я немаловажный И не окончен разговор... И начинает думать каждый Многоточие Он очень вежлив... Не любит споров он и драк. Он всем старается помочь, Он в слове "мать" и в слове "дочь" И в тихом лунном слове "ночь". Чтоб никого не огорчить, Он всё старается смягчить... Мягкий знак

2. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания? Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка,, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)

3. Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? (Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - соединительным, а скобки вместительным)

4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? Многоточие, тире, кавычки.

5. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё.)

6. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н). Например, буква к. Катя купила книги Катаева,Каверина, Куприна. Буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

7. Расставьте знаки препинания, объясните их. Отколе умная бредешь ты, голова. (И. А. Крылов.) Отколе умная бредёшь ты голова? (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

8. На доске запишите под диктовку предложение, расставь­ те знаки препинания. На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

9. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

13. Что означают выражения? Когда мы их употребляем? а)шиворот-навыворот; б)спустя рукава; в)точить лясы. (Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание. Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно". Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

Весна красна цветами,... Весною час упустишь -... Осень прикажет, a... Декабрь год кончает, а… В зимний холод... Ни в марте воды,... Лето припасает, а... Где в апреле река, Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, закончите пословицы и поговорки. (а осень снопами). (годом не наверстаешь). (весна своё скажет). (зиму начинает). (всякий молод). (ни в апреле травы). (зима поедает). (там в июле лужица).

15. Объясните написанные на доске словосочетания. Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертёж, грамотный ученик. (Грамотный инженер - "обладающий знаниями в определённой области". Грамотное сочинение - "не содержащее ошибок". Грамотный чертёж: - "выполненный со знанием дела". Грамотный ученик - "умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить".)

16. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

17. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

18. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка! Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка« С. И. Ожегова. (Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка -верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

19. Определите, где предлоги, а где наречия? а)Вокруг стояла тишина; б)Туристы расположились вокруг костра; в)Не мешай слушать, после расскажешь; г)После небольшого отдыха все запели (Предложения под буквами а, в с наречиями. Предложения под буквами б, г - с предлогами.)

20. Укажите существительное женское рода. Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (Вермишель.)

21. Отгадайте загадки. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (Книга.) Стоит дом, кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. (Школа.) Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста.) В школьной сумке я лежу, Как ты учишься, скажу. (Дневник.) Чёрные, кривые, от рождения немые, Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)

22. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле, Туломе? Псковичи уфимцы томичи куряне туляки туломчане Псков Уфа Томск Курск Тула Тулома

23. С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы. (Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

24. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Как правильно сказать: У рыб нет зуб ? У рыбов нет зубов? или У рыбий нет забей? У рыб нет зубов

Спасибо за внимание! Всего доброго!

Список литературы: 1. Предметные недели и праздники / авт.- сост. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. – Волгоград: Учитель, Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Сост. Мукашева И.В. – Волгоград: ООО «Экстремум», Школьный интеллектуальный марафон/ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999