Гёте и Бетховен Разговор о музыке Сергеевская Алина 11 «а» ГБОУ СОШ 633 Учитель Кириллова О. А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(31 января ноября 1828). Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был двенадцатым из 14 детей. С малых лет Франц занимался.
Advertisements

Выполнила : Глухова Мария, учащаяся МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский Радищевского р-на Ульяновской области Преподаватель Глухова А.В.
Людвиг ван Бетховен. Людвиг ван Бетховен – ( 1770 – 1827 ) Родился 16 декабря 1770 г. В Бонне, где его дед Людвиг ван Бетховен был капельмейстером, а.
Презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме: презентация о творчестве Л.В.Бетховена
Европейские музыканты и их произведения Работу выполнил ученик 4 Б класса лицея 6 Плешков Миша г. Иваново, 2019.
Композиторы Венской классической школы. З адание: Познакомиться с творчеством композиторов Венской классической школы. Определить черты классицизма в.
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827). Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков ». Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье.
Иоганн Вольфганг Гете. Годы жизни: 1749–1832 Жизнь и творчество Выходец из бюргерской семьи Франкфурта-на-Майне, Гете получил прекрасное домашнее образование,
Музыка Антонио Вивальди НАЧАЛО ПУТИ В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Хотя у.
Презентация по музыке "Людвиг ван Бетховен"
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН.. Людвиг Ван Бетховен Бетховен ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее.
Проект по теме: «Европейская музыкальная культура» 11 - А класс
В первый весенний месяц 1685 года ангел принес в немецкую музыкальную семью шестого ребенка – мальчика, которому судьба приготовила всемирную славу и.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Век Просвещения. 18 век в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием.
{ Бетховен Людвиг Ван ( )Подготовила: Шилова Анна 7 «Г»
Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на- Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте ( ). Отец его был имперский советник,
Людвиг ван Бетховен Немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы». Родился:16 декабря 1770 г., Бонн - Германия Умер:26 марта.
Всемирно известные представители немецкой классической музыки.
( ). Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, которого по праву считают величайшим творцом всех времен. Композитор родился в Германии, в городе.
Транксрипт:

Гёте и Бетховен Разговор о музыке Сергеевская Алина 11 «а» ГБОУ СОШ 633 Учитель Кириллова О. А.

Иоганн Вольфганг фон Гёте Немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте ( ). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать, Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor, ), была дочерью городского старшины. В 1750 году в семье родился второй ребёнок, Корнелия. После неё родилось ещё четверо детей, умерших в младенчестве. Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм. Мать была полной противоположностью Иоганна Каспара. Она стала женой человека, к которому не питала особой любви, в возрасте семнадцати лет, а в восемнадцать родила первого ребенка. Однако Катарина искренне любила своего сына, который звал её «Frau Aja». Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы.

Людвиг ван Бетховен Ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия.Его отец, Иоганн Бетховен ( ), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих ( ), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен ( ), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, а затем капельмейстером.

Бетховен и Гёте: история одной встречи

История этих взаимоотношений началась задолго до того, как двум светилам мирового искусства предстояло встретиться лично. Для Бетховена, не в характере которого было заводить себе множество кумиров, творчество Гете с детства было одним из немногих идеалов прекрасного. В письмах композитора встречаются его восторженные высказывания в адрес поэта: он говорит, что чтение поэзии Гете делает его счастливым и называет своего великого современника «драгоценнейшим сокровищем нации». Среди первых творческих опытов Бетховена, - в том числе, и создание музыки на стихи Гете. Это созданные в разные годы арии для баса, вариации для фортепиано, и несколько песен, среди которых также широко известные «Сурок» и «Все в мыслях ты». Позже Гете признавал, что Бетховен с удивительной гениальностью проник в его намерения, создавая музыку к драме «Эгмонт» - настолько художественная выразительность двух произведений перекликалась и сливалась воедино. Когда вышла в печать первая часть знаменитого «Фауста», Бетховен вознамерился положить его на музыку. До последних своих дней он не оставлял этой идеи …

«Сурок» Первоначально никакой песни не было вообще. Текст, знакомый нам с детства был написан Гете (1749–1832) в 1774 году для пьесы «Ярмарка в Плундерсвайлере» (Jahrmarkt in Plundersweiler), и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792). Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах, на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами. Выступления часто сопровождались пением под шарманку. Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за выступлением детей, Гете был настолько очарован их сноровкой, что ввел в пьесу новый персонаж крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Ich komme schon durch manche Land…» (Прошел уже я много стран).

Мальчик с сурком (Перевод С. С. Заяицкого) 1. По разным странам я бродил И мой сурок со мною. И сыт всегда везде я был И мой сурок со мною. Припев: И мой всегда, и мой везде, И мой сурок со мною. И мой всегда, и мой везде, И мой сурок со мною. 2. Господ не мало я видал, И мой сурок со мною. И любит тот, кого я знал, И мой сурок со мною. Припев: 3. Девиц весёлых я встречал, И мой сурок со мною. Смешил я их, ведь я так мал, И мой сурок со мною. Припев: 4. Прошу я грош за песнь мою, И мой сурок со мною. Попить, поесть я так люблю, И мой сурок со мною.

Майская песня Гёте написал свою Майскую песню в мае 1771 г., находясь в Страсбурге. Стихотворение впервые было напечатано в журнале Ирис, издававшемся Ф.Г. Якоби. Тогда оно называлось Майский праздник. Новое название Майская песня было ему дано при публикации в 1789 году. Именно с этим названием стихотворение стало необычайно популярным благодаря музыке Бетховена. Первые два куплета песни (всего их у Бетховена три, и каждый состоит из трех строф) представляют собой бурное юношеское изъявление восторга (множество сентиментальных восклицаний множество восклицательных знаков, и в русском переводе их даже больше, чем у Гёте). Заключительные две строфы, однако, возвышают Поэта (а с ним читателя и публику) над уровнем тривиальных эмоций, связанных с весенним настроением: Поэт призывает свою возлюбленную быть вечно счастливой, и путь к этому любить в Поэте то, что вечно, то есть его творения, в которых он видит свое бессмертие, отраженное в глазах его возлюбленной. В русском переводе этот смысл не выявлен отчетливо.

Ты все даришь мне: в саду цветок, И злак на ниве, и гроздный сок!.. Скорее, друг мой, на грудь мою! О, как ты любишь! Как я люблю! Находит ландыш тенистый лес, Стремится птица в простор небес. А мне любовь лишь твоя нужна, Дает мне радость и жизнь она. Мой друг, для счастья, любя, живи, Найдешь ты счастье в своей любви! Иоганн Гете стихотворение «Майская песня» Как все ликует, поет, звенит! В цвету долина, в огне зенит Трепещет каждый на ветке лист, Не молкнет в рощах В\веселый свист. Как эту радость в груди вместить! Смотреть! И слушать! Дышать! И жить! Любовь, роскошен твой щедрый пир! Твое творенье безмерный мир!

«Эгмонт» Заказ на музыку к «Эгмонту» от директора венских придворных театров Йозефа Хартля фон Луксенштейна Бетховен получил летом или осенью 1809 года. Сама идея постановки трагедии И. В. Гёте, опубликованной ещё в 1788 году, была подсказана актуальными событиями: в начале мая 1809 года французская армия, возглавляемая Наполеоном, быстро приближалась к Вене, императорская семья и двор покинули город, и 12 мая, после двухдневной осады, столица Австрийской империи была вынуждена капитулировать. Эгмонт пьеса (трагедия) Иоганна Гёте, издана в 1788 году. Пьеса дает художественную трактовку событиям в Испанских Нидерландах, предшествовавшим Нидерландской революции. Драма относится к классическому периоду у Гете и связана с эстетической системой «бури и натиска». Работа над пьесой продолжалась более десяти лет. Классик русской драматургии А. Н. Островский считал эту пьесу знаменитой и выражал сожаление о том, что по цензурным соображениям она не была в свое время допущена на сцену. «Эгмонт» с большим успехом шел на сцене Малого театра с 1888 года, в главных ролях играли Южин и Ермолова.

Исторические события В 1559 году испанский военачальник граф Ламораль Эгмонт был назначен штатгальтером Фландрии и Артуа. В 1563 году вместе с Вильгельмом Оранским он протестовал против разгула инквизиции в Нидерландах, а в 1565 году Эгмонт возглавил делегацию фландрского дворянства, просившую милости при испанском дворе Будучи католиком и врагом иконоборцев, устроивших беспорядки в августе- октябре 1566 года, Эгмонт оставался сторонником короля Филиппа и католической церкви в борьбе с протестантами и восстаниями черни. Эгмонт рассчитывал на здравый смысл Филиппа, надеясь, что тот остановит разорение Нидерландов испанцами. В 1567 году прибывший в Брюссель и возглавивший «Кровавый совет» герцог Альба, которому Филипп поручил подавление ереси, вызвал Эгмонта и других знатных лиц якобы для совещания и арестовал их. В июне 1568 году, после победы, одержанной восставшими под командованием Людвига Оранского, Эгмонт и другие дворяне были публично обезглавлены на брюссельской Гранд-плас. Казнь спровоцировала восстание, переросшее в первый этап Нидерландской революции.

Сюжет Клерхен молодая девушка, которая с детства любит Эгмонта, живет с матерью. Их часто навещает Бракенбург молодой человек, который беззаветно и безответно любит Клерхен. Мать Клерхен считает, что дочь должна выйти замуж за Бракенбурга, ей не нравятся отношения Клерхен и Эгмонта. Бракенбург человек среднего достатка, добропорядочный бюргер, а Эгмонт граф, полководец и любимый народом наместник. Однако у графа есть свои проблемы. Время тогда было мятежное, скоро со своими войсками должен был прибыть новый, кровожадный, наместник короля герцог Альба. Об этом предупреждает Эгмонта принц Оранский. Он предлагает уехать в свою провинцию, однако Эгмонт отказывается. Предупреждение Оранского сбывается, и Альба арестовывает слишком независимого и заботящегося о народе графа, и приговаривает его к казни. Клерхен пытается собрать народ, но горожане не готовы бунтовать. Бракенбург приводит Клерхен к себе домой, и она решает, что если Эгмонту уже ничем нельзя помочь, то она выпьет яд и умрет вместе с ним. Тем временем к Эгмонту приходит Фердинанд, который признается, что считал его своим героем, но уже никак не может ему помочь. Эгмонт видит сон, в котором Клерхен увенчивает его лавровым венком победителя, и наутро выходит на казнь.

«Фауст» Философская драма для чтения, которая считается главным трудом Иоганна Вольфганга Гёте. Содержит наиболее известный вариант легенды о докторе Фаусте. Гёте работал над замыслом о Фаусте на протяжении 60 лет своей жизни. Первая часть (нем. Faust: der Tragödie erster Teil) писалась ещё в 1790-е годы, была закончена в 1806 году, опубликована через два года и несколько раз пересматривалась Гёте при переизданиях (последний раз в 1828 году). Над второй частью (нем. Faust: der Tragödie zweiter Teil) Гёте трудился в преклонные годы; она увидела свет уже после его смерти, в 1832 году. В 1886 году был обнаружен текст «Прафауста» (Urfaust), сочинённого Гёте в молодости, в гг. Благодаря сложной прихотливости ритмов и мелодики «Фауст» считается одной из вершин немецкой поэзии. Es war einmal ein König (Жил был король когда-то), для голоса или мужского хора и фортепиано, 3 бетховенского цикла Op. 75. Также известная под более общим названием Aus Goethes Faust (из "Фауста" Гёте) или "Песня о блохе", это одна из трех песен цикла на стихи Гёте (помимо двух - на стихи Рейссига (Christian Ludwig Reissig) и одной - фон Халема (Gerhard Anton von Halem)), которые Бетховен завершил в 1809, и которые были опубликованы в следующем, 1810 году.

Морская тишь Штиль глубокий над водою, Неподвижно море спит, И с заботой мрачный кормщик Гладь незыблемую зрит. Ниоткуда ни движенья! Ужас мертвой тишины! На безмерном протяженье Ни единой нет волны.

Счастливое плавание Туман разорвался, Лазурь прояснилась, И робкие путы Срывает Эол. Вот ветром пахнуло, Задвигался кормщик, Скорее! Волна расступилась, И близятся дали; Смотрите земля!

Встреча в чешском Теплице И вот свершилось! Летом 1812 года они встречаются в курортном городке Теплице, куда Бетховен приехал подлечить свой слух, а Гете прибыл в числе свиты великого герцога Веймарского, при котором состоял в чине тайного советника. Историческая встреча двух гениев произошла 19 июля – Гете зашел в гости к Бетховену. После первой встречи они были воодушевлены обществом друг друга и на следующий же день отправились на совместную прогулку. На этой-то прогулке, якобы, и произошел случай, получивший впоследствии широкую известность, и о котором помнят до сих пор. На одной из стен нынешнего Теплице, мастера современного искусства граффити изобразили как раз тот момент, описание которого передается из уст в уста вот уже который век. А суть этой истории в следующем: гуляя под руку в городском парке, и беседуя о судьбах искусства и политических течениях своего века, два великих деятеля поравнялись с императрицей, прогуливающейся в окружении многочисленной свиты. Бетховен предложил Гете не сворачивать со своего пути, мотивируя это тем, что не они, а как раз им, выдающимся людям своей эпохи, должны уступать дорогу недостойные вельможи. Но Гете высвободил свою руку и, отступив в сторону, снял шляпу и склонился в учтивом поклоне императрице и ее компании. Бетховен же, как гласит легенда, едва кивнув головой, с руками в карманах гордо прошел сквозь толпу придворных. Несколько последующих встреч только подтвердили мнение гениев друг о друге, как о непримиримо разных людях. Они и не могли понравиться друг другу: Гете – умудренный годами царедворец, давно оставивший надежду что-то изменить в устройстве этого несовершенного мира и научившийся скрывать свои чувства; и пылкий, буйного нрава простолюдин Бетховен, не признающий чинов и титулов, и в открытой форме выражавший свое неприятие пустого светского общества. Не сошлись их вкусы и в отношении музыки. Гете, привыкший к гармоничной и классически ясной музыке XVIII века, воспринял бурную и полную живых сил музыку Бетховена, как нечто чудовищное и неудобоваримое. Позже, много лет спустя, в беседах со своим учеником Феликсом Мендельсоном, поэт признавал гениальность этих музыкальных творений, но гениальность тревожную, пугающую… Разочарование Бетховена было огромным. Он полагал увидеть царя поэтов, а увидел поэта царей, обычного придворного. В свою очередь, Гете счел Бетховена малоприятной и необузданной личностью и также расстался со своим новым знакомцем без сожаления.

Последующие годы Гениальный композитор и великий поэт больше никогда не встречались. Гете предпочитал не упоминать в разговоре о своем знакомстве с Бетховеном, а Бетховен со временем забыл свое негодование и в конце жизни вспоминал великого поэта с огромным почтением и уважением. В один из последних лет, больной и без средств, он написал Гете с напоминанием о своей музыке посвященной поэту и просьбой ходатайствовать за него перед герцогом Веймарским, но Гете ничего не ответил на это послание. И все-таки, именно Гете, как никто другой смог понять трагедию Бетховена. Он ясно увидел, что даже потеря слуха не способна сломить этот великий дух и творческий гений. Гете писал: «Слух покидает его, но, вероятно, музыкальной стороне его натуры это вредит меньше, нежели общественной».

« Этот Бетховен малоприятная и совершенно необузданная личность, писал Гёте. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен.. Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным. » Этот Бетховен…