Технология продуктивного чтения, или Формирование правильного типа читательской деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Advertisements

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Калеева Н.Г., учитель начальных классов.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальных классах. Горнева Т.В., учитель начальных классов.
Подготовила: учитель начальных классов Макарова И.Н.
Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА» Особенности композиции произведения. Урок – проект Ильина Валентина Викторовна, МБОУ Рождественская.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
ШМО учителей русского языка и литературы МОУ «СОШ 1 г.Новоузенска Саратовской области»
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Государственное общеобразовательное учреждение лицей 179 Калининского района г.Санкт-Петербурга Основы смыслового чтения в начальной школе Левкина Т.М.,
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Транксрипт:

Технология продуктивного чтения, или Формирование правильного типа читательской деятельности

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

М.М.Пришвин Кладовая солнца Что нам известно об авторе? Как вы понимаете заглавие произведения? В прямом или переносном значении употребил это выражение писатель? Если в переносном, то что это за троп? Метафора строится на скрытом сравнении. Как вы думаете, что здесь будут сравниваться? Можете ли вы предположить, о чем будет текст, кто его главные герои?

Жанр произведения – сказка- быль Что дополнительно подскажет вам такое определение жанра своего произведения, данное Пришвиным? Какие события произойдут в сказке – были? Предположите, какими чувствами, настроением будет проникнуто это произведение? Что мы будем ждать от чтения? Цель: прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения?

IIэтап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение- слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собой большую корзину, вся мокрая и грязная прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.

Приемы работы с текстом Диалог с автором текста Почему лось спокойно глядит на ползающую девочку? А что такое ползающая тварь? Почему клюква «своя»? Почему она ничего не видит, кроме своей клюквы, даже не замечает огромного лося? Почему ее лось за человека не считает? А какие повадки обычных зверей? Комментированное чтение Лось с высоты своего роста смотрит спокойно, потому что не видит в девочке опасности для себя. Он не видит в ней думающего, умного, заботящегося о других человека. Сколько же надо было пройти времени, чтобы набрать большую корзину и при этом ни разу не вспомнить о брате. Чувство жадности сильно и страшно, оно не знает границ и уничтожает в человеке доброту и любовь. Человек превращается в зверя.

Беседа по прочитанному Какие слова здесь повторяются и почему? Найдите слова-синонимы и определите их роль. Почему автор называет Настю «прежней Золотой Курочкой»? Найдите ключевые слова. (Человек, зверь, равнодушие)

Беседа по содержанию текста. Как автор продолжит тему «зверя»? Назовите основной принцип «звериной» жизни. Кто противостоит волку Серому Помещику? Почему дети пошли к палестинке разными путями? К чему это привело? Кто помог Насте вспомнить о брате? Почему Травка пришла на помощь человеку? Что обещал открыть детям Антипыч?

Обобщение прочитанного Почему осиротевшие дети смогли преодолеть свое горе и наладить жизнь? На кого они старались походить? Удалось им это? Почему они жили и работали так дружно? Какую правду завещали родители детям? Смогли ли дети выполнить завет родителей? Дайте определение слову «правда» на основе описаний отношений Антипыча и Травки и эпизода охоты собаки на зайца. Какую правду завещал Антипыч Травке?

III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Концептуальная (смысловая беседа по тексту) Вспомните и назовите все имена собственные в сказке-были(Настя Золотая Курочка, Митраша «Мужичок в мешочке», корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, петух Петя, собака Травка, волк Серый Помещик). Какую мысль хотел выразить М.Пришвин, давая героям такие имена? (единство человека с миром) Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим миром? Почему, по мысли автора, необходимо единство существования всего живого? К чему ведет разлад? Зачем писатель вставляет рассказ о ели и сосне, растущих вместе, к тому же помещает его в самое начало пути детей? В чем состоит правда? Как и через кого Антипыч помог детям найти свой путь к правде?

Работа с заглавием Что автор называет кладовой солнца? «Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство» Найдите ключевые слова (солнце, мать, наследство, тепло, родители- растения, дети, добро). Как эти слова помогут нам понять смысл заглавия, в котором заложена основная мысль произведения?

Знакомство с писателем Какими эпитетами мы можем назвать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? А каким должен быть человек, написавший эту удивительное философское произведение о смысле жизни? Рассказ «Столбы» В.Важдаева.

Творческие задания Сочинение «Образ Солнца и его роль в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Мой путь к правде Письмо к писателю Почему за любовь надо бороться? («…эта правда есть правда вековечной борьбы человека за любовь» ) Что бы я хотел сказать своему брату (сестре) Чему научили меня мои родители Нарисовать иллюстрации Иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина (создание сборника) Что больше в «Кладовой солнца» – сказки или были?