История (1) Задания за семестр
Домашнее задание к семинару по теме 1: История как наука 1. Изучить материалы лекции и соответствующие материалы учебника (Введение и Занятие 1) + доп. литература и источники. Подготовиться к проверочной работе. Основная литература 1. Давыдова Ю.А., Матюхин А.В. История: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», – (серия «Непрерывное образование»). 2. Сахаров А.Н., Загладин Н.К. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М., Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, М.Ю. Брандт, Л.Г. Косулина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, – 351 с. Дополнительная литература: 1. Радугин А.А. История России - Россия в мировой цивилизации - Курс лекций. – М., Семин В.П. Отечественная история. – М., Репина Л. П. История исторического знания: пособие для вузов / А. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М., 2009.
История-свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни. Цицерон В истории мы черпаем мудрость. Ф. Бэкон Без звания истории мы должны признать себя случайностями, не зная как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться. В.О. Ключевский История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение. В.О. Ключевский История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого. Н.М. Карамзин Для чего нужна история? Для человеческого самопознания. Р.Дж. Коллингвуд 2. Выберите одно из высказываний об истории и напишите мини-сочинение.
План мини-сочинения: 1. Выберите высказывание, которое наиболее полно отражает Ваше мнение. 2. Определите проблему (вопрос), поднятый автором, ее актуальность. За частным мнением автора необходимо увидеть общий вопрос, на который отвечает автор. Высказывание автора – это лишь один подход к решению проблемы. Укажите актуальность проблемы в настоящее время. 3. Сформулируйте смысл высказывания. Не стоит повторять цитату дословно, главное раскрыть смысл. Используйте следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что …» «Автор обращает наше внимание на то, что …» «Автор убеждён в том, что …» 4. Выскажите свою точку зрения. Совпадает ли она с мнением автора (полностью или частично).
5. Аргументируйте (докажите) свою точку зрения. Приведите не менее 3 аргументов. Факты и примеры должны быть почерпнуты из различных источников: материалы учебных предметов (истории, обществознания, литературы и т.д.), средства массовой информации, факты личного опыта или наблюдений. Следите за тем, чтобы аргументы соответствовали высказанной Вами позиции. 6. Сделайте вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, выбранным для обоснования: вывод садит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающих верность или неверность высказывания, ставшего темой мини-сочинения. Для формулирования вывода могут быть использованы фразы- клише: «Таким образом, можно сделать вывод …» «Подводя черту, хотелось бы отметить, что …»
7. Текст мини-сочинения разбейте на абзацы (каждый из них должен выражать отдельную мысль, начинаться с красной строки). При написании мини-сочинения используйте слова-связки, чтобы получился единый текст.
3. Заполните таблицу: 4. Проведите внутреннюю и внешнюю критику исторического источника: 1)Внешняя критика: -Каково содержания источника? -Кто является автором, когда и с какой целью составлен документ? -Можно ли утверждать его подлинность? 2) Внутренняя критика: -Установите полноту, достоверность (соответствия действительности) и точность сведений источника. Вспомогательная историческая дисциплина Что изучает
Повесть временных лет о призвании варягов (в переводе Д. С. Лихачева). «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах народники, а коренное население в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.
И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда эпарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал».
И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда эпарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой. В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал».
Формационный подход Цивилизационный подход Достоинства Недостатки 5. В форме таблицы сформулируйте основные достоинства и недостатки формационного цивилизационного подходов. 6. В форме таблицы приведите аргументы, доказывающие принадлежность России к тому или иному цивилизационному пути развития: Аргументы Россия-часть западного мира Россия-уникальная цивилизация Россия-часть восточного мира
Домашнее задание к семинару по теме 2. Древнейшая стадия истории человечества 1. Изучить материалы лекции, литературу и источники. Подготовиться к проверочной работе. 1. Давыдова Ю.А., Матюхин А.В. История: учебное пособие. – Литература М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», – (серия «Непрерывное образование»). Занятие 2 п.1 Первобытное общество. 2. Сахаров А.Н., Загладин Н.К. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М., Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
2. Составьте подробное «досье» (в виде презентации) на древних предков людей: 1) Homo habilis – «Человек умелый» (австралопитек) 2) Homo erectus - «Человек прямоходящий» (архантропы: питекантроп, синантроп) 3) Палеоантропы (неандерталец). 4) Homo sapiens (люди современного вида) или кроманьонец. Необходимо описать: -время появления, -расселение, -внешний вид, -достижения, -хозяйство (в т.ч. орудия труда), -жилища, -представления, -социальная организация.
Объем презентации – не более 10 слайдов (на 1 древневосточную цивилизацию). Общие требования к презентациям. I. Оформление: 1. Презентация должна соответствовать объему, указанному в задании. Материал должен быть изложен кратко. Презентация должны быть выполнена шрифтом. 2. Презентация не должна содержать сплошного текста, гиперссылок. Текст должен быть разбит на абзацы. Каждая новая мысль должна начинаться с красной строки. 3. В презентации необходимо использовать иллюстрации и карты. Одна страница не должна содержать более 2 изображений. Иллюстрация не должна составлять менее ¼ объема всего слайда. 4. На титульном листе презентации должна быть размещена информация: -тема презентации; -ФИО студента (-ов), выполнившего (-ших) работу. 5. В конце презентации необходимо указать источники информации, использованные при подготовке презентации. 6. Презентацию необходимо проверить на наличие ошибок, опечаток.
II. Представление презентации: 1. При подготовке к выступлении необходимо внимательно прочитать текст презентации не менее 2-х раз. 2. Заполните таблицу: Ранние поселения людей на территории современной России в первобытную эпоху. Эпоха ВремяХарактеристика
Домашнее задание к семинару по теме 3. История Древнего мира. 1. Выберите одну «речную цивилизацию» Древнего Востока: - Цивилизация Междуречья: Шумеро-аккадское, вавилонское царство, ассирийская держава. - Древнеегипетская цивилизация. - Древнеиндийская цивилизация. - Древнекитайская цивилизация. Подготовьте презентацию по плану: 1. Время существования, регион и климат. 2. Основные этапы развития цивилизации. Этап Основные события 3. Основные достижения цивилизации Хозяйство Религия мифология Искусство Наука
Объем презентации – не более 10 слайдов (на 1 древневосточную цивилизацию). Общие требования к презентациям. I. Оформление: 1. Презентация должна соответствовать объему, указанному в задании. Материал должен быть изложен кратко. Презентация должны быть выполнена шрифтом. 2. Презентация не должна содержать сплошного текста, гиперссылок. Текст должен быть разбит на абзацы. Каждая новая мысль должна начинаться с красной строки. 3. В презентации необходимо использовать иллюстрации и карты. Одна страница не должна содержать более 2 изображений. Иллюстрация не должна составлять менее ¼ объема всего слайда. 4. На титульном листе презентации размещается информация: -тема презентации; -ФИО студента (-ов), выполнившего (-ших) работу. 5. В конце презентации необходимо указать источники информации, использованные при подготовке презентации. 6. Презентацию необходимо проверить на наличие ошибок, опечаток. II. Представление презентации: 1. При подготовке к выступлении необходимо внимательно прочитать текст презентации не менее 2-х раз.
Объем презентации – не более 10 слайдов (на 1 древневосточную цивилизацию). Общие требования к презентациям. I. Оформление: 1. Презентация должна соответствовать объему, указанному в задании. Материал должен быть изложен кратко. Презентация должны быть выполнена шрифтом. 2. Презентация не должна содержать сплошного текста, гиперссылок. Текст должен быть разбит на абзацы. Каждая новая мысль должна начинаться с красной строки. 3. В презентации необходимо использовать иллюстрации и карты. Одна страница не должна содержать более 2 изображений. Иллюстрация не должна составлять менее ¼ объема всего слайда. 4. На титульном листе презентации размещается информация: -тема презентации; -ФИО студента (-ов), выполнившего (-ших) работу. 5. В конце презентации необходимо указать источники информации, использованные при подготовке презентации. 6. Презентацию необходимо проверить на наличие ошибок, опечаток. II. Представление презентации: 1. При подготовке к выступлении необходимо внимательно прочитать текст презентации не менее 2-х раз.
Линии сравнения Цивилизации Древнего Востока Античная цивилизация Цивилизации Климат Хозяйство Социальная структура Политическая система Духовная сфера: (культура: религия, мифология) 3. Сравните типы древневосточных и античных цивилизаций заполните таблицу: 4. Изучить материалы лекции, литературу и источники. Подготовиться к проверочной работе.
Домашнее задание к семинару по теме 4. Европа и Азия в Средние века 1. Заполните таблицу: 2. Заполните таблицу: 3. Заполните таблицу: Изучить материалы лекции, литературу и источники. Подготовиться к проверочной работе. Основные этапы развития стран Западной Европы в Средние века Этап Основные события Основные этапы развития Византии в Средние века Этап Основные события Основные этапы развития исламской цивилизации в Средние века(Арабский халифат, Османская империя) Этап Основные события