По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира. Цицерон (Cicero) Марк Туллий ( до н.э.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Advertisements

Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Основы теории управления Кафедра ИСКТ Кривошеев В.П. Типовые динамические звенья.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Основы шрифтовой графики Лекция 6. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Древнегреческая письменность.
Авторские системы мультимедиа Кафедра ИСКТ В.П.Васильков Дисциплина «МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ» Для специальностей "Информационные системы и технологии"
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Технология производства мультимедиа. Кафедра ИСКТ В.П.Васильков Дисциплина «МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ» Для специальностей "Информационные системы и.
Транксрипт:

По Цицерону философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания окружающего мира. Цицерон (Cicero) Марк Туллий ( до н.э.)

Цивилизация – ступень культуры, следующая за варварством и которая приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает предпосылку культуре В 18 веке понятие «цивилизация» = «культура» и означает уровень материальных и духовных достижений общества. Л.Морган (18 в.) создает схему культурно- исторической периодизации: Дикость Варварство Цивилизация

К пониманию сущности цивилизации существуют разные подходы 1. Унитарный или всемирно-исторический предполагает существование единой общечеловеческой культуры и цивилизации (К.Ясперс) 2. Стадиальный подход рассматривает этапы цивилизации как стадии движения к прогрессу (Маркс, Гегель). Мировая история – это однонаправленный процесс, в котором с разной скоростью продвигаются все народы: Устная Письменная Книжная Экранная

4. Технократический подход Белл, Тоффлер рассматривают три типа цивилизаций Аграрная доиндустриальная Промышленная постиндустриальная Информационная постиндустриальная

3. Локально-исторический подход утверждает существование множества разнообразных этнических цивилизаций как частей всемирной истории (Данилевский, Шпенглер, Бердяев и др.) Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типа: египетский, индийский, иранский, еврейский, греческий и т.д. Продолжительность существования 1000 лет., каждый народ изживается, вкладывая свое наследие в «общую сокровищницу». Шпенглер выделяет 8 культур: китайская, египетская, индийская, аполлоновская, арабская, фаустовская, майя, славянская. Тойнби выделяет 20 типов культур.

В 19 веке понятия «цивилизация» и «культура» разъединяются Цивилизация – этап деградации культуры (Шпенглер) Цивилизация – смерть культуры (Бердяев). Цивилизация имеет машинную основу. Культура – духовную. Техника доминирует над духом, средства жизни - над целями жизни.

Отношение к культуре различных философов Культура наносит вред человеку (Руссо) Культура принуждает человека выполнять нормы, усредняет людей (Ницше) Культура – вред (насилие над человеческой природой), и одновременно культура – добро (позволяет людям жить в обществе) (Фрейд)

Культура – универсальная форма человеческих коммуникаций Свойства культуры Принципы и ценности Система образцов поведения, мышления, отношений Знаковая и символическая формы функционирования

Культура имеет три аспекта Культура – особая сфера, в которой реализуются творческие возможности человека Культура имеет ценностное отношение к реальности (в культуре есть ценности, не подлежащие пересмотру) Культура есть искусственный, созданный человеком мир

Типы культур В истории традиционно различают Западная Восточная Африканская

Различия исторических путей Запада и Востока обусловило различие культур К.Ясперс выделяет специфические черты западной и восточной культур 1. Уникальное географическое положение Запада 2. Идея политической свободы на Западе 3. Рациональность западной культуры 4. Ориентация западного человека на будущее, восточного – на вечность

Западная и восточная культуры делятся внутри на национальные культуры Национальная культура состоит из Этнических культур Субкультур Народной и элитной

Массовая культура формируется в 40-е гг. 20 в. вследствие развития НТП. Имеет положительные и отрицательные стороны 1. Возможность познакомиться с культурой различных стран 1. Стандарты вытесняют самобытные элементы 2. Средства НТР вытесняют личность творца 3. Снижение требования к культурным образцам 4. Расслаивает общество: Одни создают стандарты, другие потребляют их

Заключение 1. Понятие цивилизации более характеризует технический и производственный уровень развития общества 2. Культура характеризует общество с точки зрения ценностей 3. Культура и цивилизация имеют множество форм проявлений, зависящих от географии, истории, экономики и т.д. Это обусловило различные подходы к изучению цивилизации и культуры.

Вопросы для самопроверки Дайте определение цивилизации. Как понимали цивилизацию философы эпохи Просвещения? Раскройте сущность стадиального подхода к цивилизации. В чем отличие культуры от цивилизации, по мнению Шпенглера? Сформулируйте определение культуры. Назовите типы культуры. Чем отличается массовая и элитная культуры?

Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 221 – 235. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, – С Крапивенский С.Э. Общий курс философии. – Волгоград: ВОЛГУ, Гл. 1. – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 98 –112. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Владос, С

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.