«КАК У НАШИХ У ВОРОТ...» ( занятие в средней группе по росписи дымковского коня) Воспитатель ГБДОУ д\с 49 г.Санкт-Петербург Бугакова Надежда Вениаминовна
Цель: - Познакомить детей с дымковскими игрушками; учить выделять их характерные особенности. Учить расписывать игрушки дымковскими узорами, рисовать круги, наносить точки. - Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. - Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества. Знакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
Материал: дымковские игрушки шаблоны коня на каждого ребенка ватные палочки кисти, краски, салфетки иллюстрации презентация ложки
Ход занятия: Группа оформлена в виде ярмарки дымковских игрушек. В углу стоит плетень со скамейками. Воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель: Ребята. Мы сегодня отправимся в село наших предков- славян. А дорогу нам укажет путеводный клубок. Дети под русскую народную музыку, держась за нить, проходят в группу и садятся на скамейки.
Воспитатель: Как у наших у ворот Собирается народ. Песни петь и плясать, Сказки сказывать, играть Звучит музыка «Как у наших у ворот». Дети играют на ложках.
Воспитатель: Эй, честные господа, К нам пожалуйте сюда Проходите, размещайтесь И услышать все старайтесь
Хочу я вам сказку рассказать, да о старых временах поведать. Давно ль это было или недавно. Так ли это было или не так- теперь никто уже вам не скажет. Но случилось все не далеко от города Вятка.
Ехал как-то раз молодой купец на зимнюю ярмарку, товар вез. Ехал через зимний лес, по заснеженной дороге.
Глядь, а впереди раскинулось заречное незнакомое село. Дома ладные, рубленные, а над каждой крышей струится из труб голубой дым. Высоко поднимается в синее морозное небо. Все село дымкой окутано.
Подъехал ближе, постучался в первый дом и попросился на постой. Самому отдохнуть да коней накормить. Пустили его.
Зашел он в избу и ахнул. Уж не в сказку ли он попал? На столе, на лавках, возле печки стояли красочные глиняные игрушки.
Тут и кони, и олени сказочные, и бараны в штанишках,
и барышни с кавалерами,
и птицы чудные,
И даже печки- одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это настоящее чудо.
Сидят в избе мужики да бабы, а рядом горшок с мягкой глиной и так ловко они игрушки лепят, загляденье. Вот из небольшого шарика с отверстиями свистулька ловко превратилась в конька.
Как игрушки подсохнут, так их в печь отправляют, на обжиг. Топится печь, а из трубы дым идет. - Так вот откуда столько дыма из печных труб,- подумал купец,- не село, а сплошная дымка! Вот поэтому и назвали это село Дымково. Из печи выходят игрушки закаленные, крепкие.
Их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать.
И выходят у мастера из- под кисточки узоры разные: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко- ярко.
Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие- весело, как в хороводе. Красота, да и только! Дивится купец. - Сколько не езжу по свету,- говорит купец,- такой красоты нигде не видывал, кланяюсь вам в пояс за ваш талант, мастера.
- Только зачем вам столько игрушек? - спрашивает заезжий гость. - Кто в них играть будет? -Да мы тоже на ярмарку собираемся,- отвечают хозяева.- Краше дымковских игрушек в наших краях не найдешь. Будем петь, плясать, да игрушки продавать.
Хотелось бы и мне научиться этому ремеслу чудному, чтобы и у меня были расписные кони в яблоках.- говорит купец. А вы ребята?
Тогда проходите все в мастерскую. Здесь у вас свое рабочее место, и свои инструменты, которыми вы будете работать.
Приступим к украшению коня дымковскими узорами. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки. Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры, у меня это красный.
Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску.
Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня.
Если подсохла краска на больших кружках, то ватной палочкой аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку.
Вот такой красавец у нас получился!
Дети получают шаблон и расписывают под народную музыку. После окончания работы организуется ярмарка дымковских игрушек и детских работ.
(Звучит музыка «Светит месяц».) Эй, честные господа к нам пожалуйте сюда. Как у нас ли тары- бары всякие разные товары. Подходите, подходите. Посмотрите, посмотрите!
Солнце закатилось Ярмарка закрылась. И нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.