Медицина и фармация при Петре I

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Медицина и фармация при Петре I. Реформа медицинского и фармацевтического дела при Петре I "Воинский Устав" Петра I в 1716 г Огород на Аптекарском острове.
Advertisements

Выполнила студентка Коннова Татьяна Владимировна. Руководитель: Мокеева Валентина Ивановна. Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего.
Разные эпизоды из истории этой профессии можно отследить по символике, которая разнообразна для каждой страны, хотя имеются и общепринятые знаки. Первые.
Практическая работа по химии Ученицы 10 класса А ГОУ СОШ 871 Волчковой Юлии Учитель: Страшко Р.А.
Автор проекта: Рахматуллина Альбина Руководитель: Омариева Дада Омариевна «Моя профессия – мое будущее» Номинация «Презентация» (СПО) Государственное бюджетное.
В России сфера зубоврачевания получила мощный толчок к развитию во время реформ царя Петра I, который в 1710 году ввел в оборот официальное звание « зубной.
Лекарства
ПИРОГОВ Николай Иванович ( ) великий отечественный врач и ученый, выдающийся педагог и общественный деятель; один из основоположников хирургической.
Выполнила работу ученица 6 класса Дмитриева Анастасия Классный руководитель Малыгина И.Е. Январь 2016 год Профессиокарта «Фармоцевт»
Семейная медицина: общие положения. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Основные функции семейного врача. Кандидат медицинских наук, врач высшей.
отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения консультирует по приему медикаментов изготавливает лекарственные средства по рецептам.
Клиническая фармакология и фармакотерапия в образовательном процессе.
Презентация Грузиновой Анны и Ермаковой Кристины 6 «Б»
От пера до компьютера. Первобытные люди В примитивных, перво- бытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
25 ноября 1810 года – 5 декабря 1881 года. Николай Пирогов был младшим ребёнком в многодетной семье казначея Ивана Ивановича, служившего в Москве Ефрем.
Доктор медицинских наук профессор Ә.Ж.Есiм. Подготовка научно-практических кадров в настоящее время претерпевает значительные изменения. В гуманитарных.
Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра патологической анатомии и судебной медицины.
ОНИ. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века» Подготовила: Подгорнова Валерия Ученица 8 «В» класса.
Транксрипт:

Реформа медицинского и фармацевтического дела при Петре I "Воинский Устав" Петра I в 1716 г Огород на Аптекарском острове Открытие в 1725 г. Академии наук Реформаторская деятельность Петра I

В числе прочих важнейших реформ Петра I не последнее место занимает реформа медицинского и фармацевтического дела. Одним из основных звеньев этой реформы явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь сохранился до настоящего времени - это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко.

В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа - первое высшее учебное медицинское заведение. Несмотря на такие простые названия, как «школа», «медико-хирургическое училище», подготовка в них не уступала подготовке в европейских университетах, но, в отличие от них, в госпитальных школах обучение было практическим. Учащиеся непосредственно участвовали в лечении больных, вскрывали трупы. В дальнейшем анатомические вскрытия были продолжены в анатомических театрах, открытых в госпитальных школах.

"Воинский Устав" Петра I в 1716 г Обязательное привлечение медицинских врачей для вскрытия трупов при насильственной смерти было определено "Воинским Уставом" Петра I в 1716 г. С выходом указа 1746 г. занятия на трупах приняли характер обязательных. Будущие лекари получили возможность приобретать навыки в производстве вскрытий, а объяснения «докторов» и «операторов» должны были расширять представления о существе болезней и причинах смерти.

В госпитальных школах в обязанности обучающихся было введено приготовление лекарств, в большом объеме преподавалась и «materia medica» - курс, включавший в себя фармакогнозию, фармакологию, фармацию, а впоследствии и ботанику. Занятия по этим дисциплинам проводились в госпитальных палатах и в ботанических садах. Руководство первым высшим медицинским учебным заведением было возложено на лейб-медика Н. Бидлоо, голландского врача, получившего степень доктора в Лейденском университете, человека весьма одаренного, а так же искусного врача и хирурга. Составленные им учебные пособия по анатомии и хирургии на протяжении многих десятилетий были учебниками русских врачей.

Срок обучения в первом медвузе колебался в зависимости от успеваемости учащихся. Как правило, учащимся через 2-3 года обучения и успешной сдачи экзаменов присваивалось звание подлекаря, а еще через 2-3 года они сдавали «генеральный» экзамен и получали диплом лекаря. «Генеральный» экзамен в основном проводили по хирургии. Клинические обходы, вскрытия трупов в анатомическом театре, хирургические операции в госпиталях дали толчок развитию российской хирургии

К началу царствования Петра Великого деятельность царской аптеки стала вызывать нарекания, в связи с чем царствующие братья Иван Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы издали указ "По случаю неисправностей в Аптекарской палате". Этот указ был исторически первым документом, регламентирующим деятельность аптек в России. Документ фиксировал изменения в обязанностях придворных врачей и аптекарей: им предписывалось посещать и оказывать помощь не только заболевшим членам царской семьи, но и другим людям, которых им укажут.

Огород на Аптекарском острове В 1714 г. по именному указу императора был основан огород на Аптекарском острове. В течение двадцати лет он обеспечивал казенные аптеки лекарственными растениями, а с 1735 г. на его основе начала проводиться работа по созданию коллекции растений, которая могла бы послужить базой для изучения ботаники и фармакогнозии учениками медицинских школ. На месте нынешнего Ботанического сада в Москве при Петре I был организован аптекарский сад. В 1720 году последовал указ о создании аптекарского огорода в Астрахани. В 1724 году аптекарский огород был перенесен на новую территорию и к концу XVIII в. имел уже одиннадцать зданий, в том числе и лабораторию, оранжерею, сушильный сарай. В саду росли фруктовые деревья, на грядках выращивалась мята, ромашка, шалфей, ревень, полынь, цикорий, марена. Собираемые лекарственные растения сушились и отправлялись в Петербургскую и Московскую главные аптеки, а оттуда распределялись по полевым аптекам.

Одновременно с основанием аптекарских огородов большой размах при Петре I получили работы по исследованию дикорастущей отечественной лекарственной флоры. Ассортимент лекарств был довольно разнообразен и состоял из 160 названий лекарственных водок, эссенций, экстрактов, микстур, порошков, корней, масел, мазей, пластырей. Так, среди них мы находим: бальзамы - копайский и перуанский; сбор грудной, сбор горечавки; сиропы - малиновый, барбарисный, грудной; масло - укропное, розовое, бобковое, ромашки, льняное; сок солодкового корня, пластырь ртутный, летучую мазь от ревматизма, оподельдок, лепешки из рвотного камня, слабительные кашки, опий, полынную эссенцию, терпентин, камфару, соляную кислоту, уксус, бобровую струю, олений рог, окись свинца и т.д. Указанные лекарства бесплатно отпускались для лечения солдат в госпиталях, а так же для лечения «работных людей», присланных для строительства новой столицы. Лекарства остальным давали за определенную плату. По распоряжению Петра I в лечебные заведения в значительных количествах отпускали вино и пиво, в обязательном порядке поили водкой, настоянной на сосновой хвое, как противоцинготным средством.

Открытие в 1725 г. Академии наук Большим событием в развитии медицины и фармации в России явилось открытие в 1725 г. Академии наук, которое было подготовлено Петром I. Царь сумел привлечь к работе в Академии крупнейших европейских ученых: математиков Эйлера и Гольдбаха, физика Крафта, историка Миллера и других. Российская Академия наук становится одним из основных центров российской и европейской науки.

Время Петра I сыграло большую роль в развитии отечественной медицины и фармации, а так же положило начало высшему медицинскому образованию. Благодаря учреждению вольных и казенных аптек обеспечение лекарствами населения страны приобрело регулярный и отлаженный характер, кроме того, теперь каждый человек получил возможность воспользоваться услугами квалифицированного врача. Медицинская помощь стала дешевле, так как были созданы медицинские школы и хирургические училища, позволявшие готовить хороших специалистов в России, а не приглашать их из-за границы. Снабжение аптек лекарственным сырьем так же приобрело иной характер из-за открытия новых аптекарских огородов и садов, Россия стала поставлять некоторые медицинские товары на продажу и уменьшила закупки тех видов сырья, которые могли производиться внутри страны.

Реформаторская деятельность Петра I Благодаря реформаторской деятельности Петра I, медицина в России стала государственной и начала выполнять функции более важные, чем забота о здоровье правящей династии и знати. Многим людям лекарства отпускались бесплатно. Необходимо также отметить появление первых медицинских производств - завода по изготовлению аптечной посуды Гурчина и медицинской инструментальной мастерской Луботье. Реформаторская деятельность Петра Великого вывела аптечное и медицинское дело на новый уровень, что дало мощный толчок для дальнейшего развития наук.