Урок МХК в 10 классе Выполнила Романова Раиса Михайловна – учитель истории МБОУ БСОШ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Advertisements

Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены.
Художественная культура Киевской Руси. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА Отсутствие авторства. Имперсональность, нередко анонимность художественных.
Выполнила Панькова Алина, Ученица 10 А класса. Культура символов, смыслов, знаков, в которых «зашифрована» социальная информация Культура освоения, изготовления,
Культура Киевской Руси Разработала: Алехина Ю.Ю. учитель МОУ «СОШ 51 им. Ф.Д. Воронова» Магнитогорск 2012г.
Русское искусство до XVIII века Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.
Искусство средневековой Руси. Урок МХК в 10 классе.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Культура древней Руси (10 класс). Урок – презентация Николаевой Н.Н. МОУ «СОШ 55» г.Чебоксары.
Христианство и культура Киевской Руси Проект 7 В класса.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
Вершиной южнорусского зодчества XI в. стал собор Святой Софии в Киеве. Он был призван возродить на киевской земле традиции главной святыни православного.
ОБРАЗЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ Выполнила ученица 10 класса МОУ «СОШ с.Березово Пугачевского района Саратовской области» Ким Марианна.
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
культура старой киевской руси.известние памятки архитектури
Интегрированный урок (ОПК+ИЗО). «Все свои помыслы и представления о высшей красоте, любви и добре связывали наши предки с образом храма – воплощение Царства.
Чистякова Н.В.. Я в храме. Я смотрю на икону, в нежные скорбящие глаза Богоматери, и понимаю, что мы так далеки от Ее таинственного мира… Чистота – вот.
Картины на библейские темы Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край.
Мозаики и фрески Киевской Софии Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г. Окулов Александр МОУ «СОШ 30»10а класс 2007г.
Транксрипт:

Урок МХК в 10 классе Выполнила Романова Раиса Михайловна – учитель истории МБОУ БСОШ 1

« Выше закона может быть только любовь. Выше права лишь милость. И выше справедливости лишь прощение » патриарх Московский и всея Руси Алексий II В основе нашей самобытной традиции лежит христианское понимание миропорядка, которое вольно или невольно выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты. Более тысячи лет наше искусство последовательно утверждало христианские представления о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении. А сами деятели культуры испокон веков пытались приблизиться к идеалам православной святости, к истине, порой мучительно « раздваиваясь » в своем творчестве между порывом к познанию сокровенных божественных тайн мироздания и грузом общественных земных проблем.

С Крещения Руси в 988 г. ведётся отсчет нашей профессиональной художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и вобравшей в себя высокую духовность православия. Зодчество, словесность, музыка, живопись в течение длительного времени подчинялись нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями

Отсутствие авторства, нередко анонимность ХУДОЖЕСТВЕНН ых произведений. Даже в тех случаях, когда мастер ставил свое имя в рукописи или на стене храма, он не стремился выражать собственное « я », подчиняя внутренние чувства и мысли общим установкам и нормам творчества по законам духовной красоты. Каноничность искусства выражалась в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил. Например, в живописи существовали иконописные подлинники, которые служили образцом для подражания или прямого копирования сюжета и композиции. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника, а привычные повторяемые композиции делали древнерусскую живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книги. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных

Символичность является, пожалуй, самой яркой чертой того особого художественного языка, которым говорило древнерусское искусство. С помощью символов мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей.« Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире », писал великий русский философ XX в. Н. А. Бердяев. Мелодии, краски, образы, сливаясь в стройном ансамбле, звучат в православном храме, словно мощный, слаженный хор, рождая ощущение святости, пребывающей среди верующих.

Десятинная церковь – первый каменный храм

Мозаика Софийского собора Во внутренних покоях храма льется солнечный свет, озаряя центральную часть собора и освещая прекрасную монументальную живопись. Греческие мастера с помощью своих русских учеников разукрасили купол, подкупольное и алтарное пространство храма мерцающими мозаиками. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя в окружении небесной стражи четырех крылатых архангелов.

Интерьер Софийского собора в Киеве В центре алтарной композиции Богоматерь Оранта на золотом фоне с поднятыми в молитве руками. Ее внушительный образ ( высота 4,45 м ) отличается богатством красок. Это изображение небесной заступницы получило в русском народе наименование « Нерушимая стена ». В нем - воплощение глубокой веры в силу молитвы Богородицы, в ее покровительство грешному роду людскому.

Фреска Софийского собора Гораздо теплее, человечнее и, пожалуй, наивнее выглядят фрески храма. В них можно угадать руку русских мастеров, еще не осознавших всю сложность высокой богословской мудрости. Так, явное стремление приблизиться к оригиналу сквозит в образах четырех юных девушек, дочерей Ярослава Мудрого, легкой походкой идущих на богомолье.

Константин и Елена. Фреска Софийского собора в Новгороде. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Софийский собор, первый большой новгородский православный храм не копировал киевскую святыню. Его мощное пятиглавые « звучит » более по - русски, нежели столичная, построенная по византийскому образцу София.

Святые Борис и Глеб Древнерусская художественная культура выглядит монолитом, прочным фундаментом которому служит православная вера и вытекающие из неё представления о духовных началах вечной жизни

Иоанн Златоуст. Фрагмент мозаики. В каждом древе распятый господь, В каждом колосе тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. А. Ахматова