Модель психологической службы в Германии Варивода Д. А. 13 СМ 4 Псих-пед. служба в обр. О том, как организована и действует психологическая служба в Германии,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Телефон доверия - это служба экстренной психологической помощи, специалисты которой помогают детям и подросткам справиться с их проблемами.
Advertisements

Всероссийская акция Дети говорят телефону доверия «Да!» 17 мая – Международный день детского телефона доверия.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический.
Модель управления школой Педагогический совет - ДИРЕКТОР - Управляющий совет Малые педсоветы - ЗАМЕСТИТЕЛИ ДИРЕКТОРА - Педагогический консилиум Руководители.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАНИИ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ БЕЛОРУКОВА ЕКАТЕРИНА КАМЕНЕВА ЕЛЕНА ГРУППА О-15.
«Скажи телефону доверия ДА!» Подготовила: учитель начальных классов, Окунева О.В. Омск 2014 БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа 63»
Модуль 1. Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы Самостоятельная работа 1.4 Тема: Федеральные и региональные.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
По инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения и профессионального объединения «Российская ассоциация детских телефонов доверия»,
самопрезентация
Методическая служба Чтобы выжить, надо быстро изменяться ( Правило Черной Королевы ). Л. Керролл Чтобы выжить, надо быстро изменяться ( Правило Черной.
Тезисы о школьном самоуправлении. Самоуправление – это право!
Здравствуйте ! Представляю вашему вниманию мою траекторию роста ! Цаубулина Юлия, выпускница кафедры детской и возрастной психологии департамента психологии.
Кафедра «Педагогики и психологии» является одной из старейших кафедр Северо-Казахстанского государственного университета. В 2006 году кафедра «Педагогики.
Подготовка учителей в Эстонии Kaтри Рaйк, PhD Вилья Салувеер Ригa, Ministry of Education and Research.
МКОУ «Малобичинская СОШ» Детский телефон доверия (для родительского собрания) Подготовила: учитель начальных классов Алимбаева Л.Т. Малая Бича 2013 г.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Безопасность в интернете и Этикет в интернете Работу выполнила ученица 9 а класса МБОУ СОШ 5 с.Прикумское Яковенко Аделина.
Система поддержки учащегося в Нарвской школе 6 5 ЭТАП Педагогический совет школыПопечительский совет 6 ЭТАП7 ЭТАП Директор школыЗам. директора по учебно-
Транксрипт:

Модель психологической службы в Германии Варивода Д. А. 13 СМ4 Псих-пед. служба в обр. О том, как организована и действует психологическая служба в Германии, рассказывает Лотар ДУНКЕЛЬ – директор школьной психологической консультационной службы г. Мюнстера.

Про организацию службы Говорить о единой службе школьных психологов в Германии невозможно, поскольку каждая из федеральных земель (а их всего шестнадцать) имеет свою систему школьного образования и соответственно психологического обеспечения ее деятельности. Школьная психология в Германии существует более 70 лет. Но только после Второй мировой войны она постепенно была введена во всех федеральных землях. Официальная подготовка школьных психологов началась в 1956 году. Это способствовало развитию психологической службы. В 1974 году Федерально-земельной комиссией было рекомендовано увеличить количество психологов из расчета 5000 школьников на одного специалиста. Однако эта норма до сих пор не реализована во многих федеральных землях. С 1975 по 1993 год число школьных психологов выросло на 150%.

Работа школьного психолога является добровольной и никаким законом не закреплена – из-за этого часто возникают различные проблемы с руководителями. Нам могут сказать, что поскольку нигде не зафиксировано, какой должна быть служба, то можно ставить вопрос о необходимости ее существования. Есть много психологов, действующих на договорной основе или занимающихся частной практикой. Но психологи, работающие по договорам, не имеют ставок, как это часто принято в других странах. В Германии большую роль играют профессиональные объединения психологов, секции и союзы школьной психологии. Мы широко сотрудничаем с общественными объединениями европейских и международных школьных психологов.

Служба школьных психологов г. Мюнстера, в которой я работаю и которой руковожу, состоит из двенадцати специалистов. У нас 96 школ, в которых учится 50 тысяч детей. Мы считаем нашу ситуацию благополучной. Все наши специалисты работают в центре, но 50% времени мы проводим непосредственно в школах. Иногда я прихожу утром на работу, а никого из сотрудников нет на месте. Но я знаю, что они все в школах.

КАК И С КЕМ РАБОТАЮТ ПСИХОЛОГИ Система работы школьных психологов в Германии разбита на подуровни: работа с отдельными людьми и работа, ориентированная на развитие и формирование всего учреждения как структурного подразделения. При этом психологи тесно сотрудничают с психиатрами, социальными и медицинскими работниками, логопедами. В соответствии с этим школьные психологи оказывают консультативную поддержку самой школе; педагогическим советам и классам; школьникам, их родителям, учителям, руководству школ, органам надзора за школьным образованием. Советы психологов могут касаться проблем обучения, развития и поведения школьников, поддержки одаренных детей и преодоления кризисов. В поле нашего внимания, разумеется, и кризисные ситуации, поэтому мы готовы к тому, чтобы быть доступными для оказания помощи все 24 часа в сутки. Важным моментом является и то, что у нас нет никакой заранее подготовленной программы. Мы работаем по конкретному запросу школы. Вся помощь оказывается бесплатно. Обращение к психологу сохраняется в тайне. Кроме того, все, кому нужна наша помощь, приходят к нам добровольно, по собственной инициативе. Учитель не должен спрашивать директора школы, может ли он пойти к школьному психологу. Но также и директор школы не может отправить учителя к школьному психологу. Все обращения только добровольные.

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Каждый специалист может быть консультантом для любого ученика, педагога или родителя по интересующему его вопросу, поскольку у нас создана единая сеть интернет- консультирования. Все школьные психологи Германии объединены в профессиональное сообщество, и мы имеем возможность обмениваться информацией и общаться виртуально. Мы разработали такое правило: человек, который занимается консультированием через Интернет, должен быть доступен в любое время. Со своего компьютера любой желающий может зайти на страничку интернет-консультирования, оставить там свой запрос и в ближайшее время получить квалифицированный ответ. Имеются страницы для школьников, для родителей, для учителей и даже для школьных психологов. Все запросы поступают на центральный компьютер, а оттуда – к нужному специалисту. При этой форме консультирования соблюдается строгая конфиденциальность. И клиент и психолог имеют свой пароль доступа к информации. Таким образом, школьник может быть уверен, что его запрос останется в тайне от других возможных пользователей его компьютера: родителей, братьев и сестер. Например, 14-летняя девочка влюбилась в своего учителя и не хочет делиться этой проблемой с окружающими. А возможности онлайн-консультирования позволяют сохранять полную анонимность.

Университеты Германии готовят психологов по программе «бакалавр наук в области психологии» и «магистр наук в области психологии». Специализация происходит в рамках практики и при написании бакалавриатской или магистерской работы. Кроме этого, пройти курс школьной психологии можно в университетах и высших школах, готовящих учителей. Ряд университетов предлагают специальные курсы по школьной психологии. Проблемой для нас является то, что не существует специальности «школьный психолог». Мы принимаем на работу дипломированных специалистов в области педагогической, клинической и организационной психологии. Мой опыт говорит о том, что молодому специалисту после университета необходимо 2–3 года, чтобы быть готовым к работе школьным психологом. Проблема есть и с бакалаврами. Мы обсуждаем этот вопрос с коллегами и сходимся во мнении, что не можем брать бакалавра на работу. Психологическое сообщество Германии как раз думает о том, чтобы ввести в Берлинском университете специализацию по школьной психологии, где человек с дипломом бакалавра может стать полноценным специалистом. Лицензирования и профессионального контроля за деятельностью психологов практически нет. Каждый сам решает, как ему работать. Профессиональные объединения и союзы вырабатывают свои рекомендации. Но придерживаться их или нет – каждый специалист решает сам. Работа психолога может контролироваться только руководителем школьной психологической службы. О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Университеты Германии готовят психологов по программе «бакалавр наук в области психологии» и «магистр наук в области психологии». Специализация происходит в рамках практики и при написании бакалавриатской или магистерской работы. Кроме этого, пройти курс школьной психологии можно в университетах и высших школах, готовящих учителей. Ряд университетов предлагают специальные курсы по школьной психологии. Проблемой для нас является то, что не существует специальности «школьный психолог». Мы принимаем на работу дипломированных специалистов в области педагогической, клинической и организационной психологии. Мой опыт говорит о том, что молодому специалисту после университета необходимо 2–3 года, чтобы быть готовым к работе школьным психологом. Проблема есть и с бакалаврами. Мы обсуждаем этот вопрос с коллегами и сходимся во мнении, что не можем брать бакалавра на работу. Психологическое сообщество Германии как раз думает о том, чтобы ввести в Берлинском университете специализацию по школьной психологии, где человек с дипломом бакалавра может стать полноценным специалистом. Лицензирования и профессионального контроля за деятельностью психологов практически нет. Каждый сам решает, как ему работать. Профессиональные объединения и союзы вырабатывают свои рекомендации. Но придерживаться их или нет – каждый специалист решает сам. Работа психолога может контролироваться только руководителем школьной психологической службы.

Спасибо за внимание