Народы Республики Коми

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами.
Advertisements

Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Одежда XIV-XVI вв.
Работа выполнена на факультативе «Театр мод». Руководитель :Низамова Е.Г. МОУ СОШ 8 г.Нефтеюганск.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Игринская средняя общеобразовательная школа 4» Национальные костюмы удмуртов Сиитова Галина Алексеевна Учитель.
Классный час для учащихся начальной школы. На территории четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживают саамы. Старое русское.
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
Проект тема «Национальная одежда хантов и манси» Автор: ученик 8В класса Ахмедов Рамин Руководитель: учитель химии Коржевская О.В.
Ногайская национальная одежда.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
Народы Пермского края Работу выполнила: Ощепкова Наталья Алексеевна, Ощепкова Наталья Алексеевна, учитель 2 Б класса МАОУ «СОШ 10» г. Краснокамска Пермского.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Объединение «Художественное.
Цель проекта: Цель проекта: Познакомить одноклассников с национальными костюмами народов России Задачи: Задачи: 1.Узнать какие цвета и элементы присутствуют.
Национальности Курганской области. Чувашский национальный костюм. Презентация подготовлена 6 Б классом.
Кузнецов Тимур ученик 1 «Б» класса МБОУ СОШ 19 ГО Верхняя Тура Свердловской области г.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
Презентация к уроку по теме: ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ
Транксрипт:

НАРОДЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Выполнили ученицы 11 класса Зубакова Алина Кузнецова Марина

Под воздействием миграции на Коми земле стали проживать десятки других народов. В настоящее время в республике проживает 130 разных народов. Численность и историческая родина каждого народа различны, но их обычаи и праздники – это часть общечеловеческой культуры.

Башкиры В Республике Коми насчитывалось в 2002 году человек, в 2010 году – История происхождения башкирского этноса уходит своими корнями в тюркские племена скотоводов, жившие в Южной Сибири и Центральной Азии. С 9-10 веков башкиры стали населять территорию Южного Урала.

Волжско - уральские татары и башкиры – сородичи, у них близкие культура и традиции. В Республике Коми создана национально - культурная автономия татар и башкир « Дуслык » (« Дружба »). С 1992 года татаро - башкирские национально - культурные автономии стали устраивать в городах и районах республики праздник « Сабантуй », что в переводе с татарского языка означает « праздник плуга »

Башкирский национальный костюм Башкирский народный костюм включает верхние халаты и старинные куртки - безрукавки. Обязательным атрибутом мужской и женской одежды являлись длинные штаны. Женщины носили кулдок - длинное платье с оборками, а также - передник, куртку - безрукавку, нагрудник из монет. Костюм дополняли браслеты, подвески, 20 серьги и другие украшения. Головным убором им служили девичья шапочка « такая »..

Мужчины носили рубашки ниже колен, широкие шаровары, полукафтаны на крючках со стоячим воротником. К поясу справа была подвешена большая кожаная сумка, слева – нож в обшитых кожей деревянных ножнах. На голову надевали тюбетейки, меховые, суконные и войлочные шапки и шляпы. Обувь башкир отличалась оригинальностью, шилась из кожи и сукна, была украшена завязками с кистями, аппликацией.

« Джиин » Среди башкир популярен праздник « Джиин », который праздновался в деревнях летом. На празднике встречались родственники, проводились игры для детей и молодёжи, спортивные состязания

Коми - народ « Коми войтыр » ( коми народ ), « коми морт » ( коми человек ), зыряне – это коренной народ Республики Коми. В Республике Коми проживало в 2002 году коми, в 2010 году – человек.

Традиционными занятиями коми народа являются охота и рыболовство. В древности охотились согласно особому промысловому календарю. Коми охотники меняли ценную пушнину на изделия из металла, оружие, ткани. На территории Ижемского района на севере Коми края было развито оленеводство. Занимались декоративно - прикладным творчеством. В изготовлении деревянных и меховых предметов, вязаных и тканых изделий использовали национальный узор – коми орнамент.

Одежда Коми шили одежду из домотканого полотна, носили связанные из овечьей шерсти вещи. Мужской костюм коми состоял из длинной рубахи навыпуск ( д ö р ö м ), подпоясанной узорчатым тканым поясом, холщовых штанов ( гач ), заправленных в шерстяные носки, и сапог. Женская одежда коми отличалась в разных районах по типу кроя, по тканям, орнаменту сарафанов, головными уборами. В целом она состояла из холщовой рубахи и надетой поверх неё косоклинного или прямого сарафана, подпоясанного тканым или плетёным поясом.

Коми - ижемца В числе представителей коми национальности в Республике Коми выделена этническая группа « изьватас » ( коми - ижемцы ) - жители Ижемского района, который расположен в северо - западной части республики, в бассейне среднего течения реки Печоры и её притока – реки Ижма. В 2002 году в республике насчитывалось коми - ижемцев, в 2010 году –

Этнос сформировался на основе вымских и угорских коми, северных великорусов и ненцев. Его история началась в 16 веке, когда в 1567 году на реке Ижме была основана Ижемская слобода ( ныне – село Ижма ). С конца 18 века предки современных ижемцев постепенно заселили оба берега реки Ижма, создав там сёла и деревни

Одежда Для пошива ижемского женского костюма использовали шёлк, атлас, парчу, саржу, кашемир. Рубаху шили с высоким воротом, застёгивающимся на две пуговицы. Сарафаны шили из 7-8 прямых полос тканей, к ним пришивали богатые кружева, а по подолу – бахрома. Женские головные уборы ижемок похожи на северо - русские. Девичьи головные уборы состояли из атласной ленты или из закрученного валиком платка в форме венка или повязки.

Зимой мужчины надевали верхнюю меховую одежду под названием « парка ». Оленеводы - ижемцы носят « малицу » ( по - ижевски « малина »), которая шьётся из шкурки оленя мехом внутрь, а сверху покрыта тканью. У малицы имеется меховой капюшон, а к рукавам пришиты меховые рукавицы. Обувью оленеводам служат пимы и тобоки из оленьих шкур. Мужчины носят поверх малицы тасму – кожаный пояс, к которому прикреплено всё, что нужно оленеводу в тундре.

Коми - пермяки Слова « пермь », « пермяне » (« пера маа ») означают на древнем финно - угорском наречии « земля, лежащая за рубежом ». Коми - пермяки, как и коми - зыряне, принадлежат к пермской группе финно - угорских народов. Самоназвание коми - пермяков – « коми отир » ( коми народ ). В 2002 году в Республике Коми насчитывалось коми - пермяков, в 2010 году

Коми - пермяки занимаются земледелием, животноводством, охотой и рыболовством. Развиты ткачество, прядение, изготовление изделий из дерева и глины.

Одежда Женский народный костюм состоял из длинной рубахи с узкими рукавами и круглым воротом, из сарафана, окрашенного в красный или малиновый цвета. Постепенно сарафан сменяется юбкой и кофтой. Поверх юбки надевали вышитый или украшенный кружевами фартук. Женским головным убором служили платки или полотенчатая ткань, обвитая вокруг головы и концами спускающаяся на грудь – « повой ». Девушки вплетали в волосы ленты, носили налобные повязки. На ноги надевали шерстяные носки и чулки.

Мужчины носили белые льняные рубахи со стоячим воротником, пояс (« кушак »). На голову надевали валяные из шерсти колпаки, шляпы, шапки из меха. Верхней одеждой служили кафтан из толстого сукна – зипун, шуба и полушубок. Носили бешмет – халат из чёрного или синего сукна на холщовой подкладке. В качестве обуви были лапти и « коты » - обувь из двух кусков кожи с мягкой подошвой. Коты и лапти подвязывались к ноге тонкими матерчатыми верёвками – тесьмой

Марийцы Слова « мары », « марий » в переводе с марийского языка означают « человек », « мужчина », а словосочетание « Марий - Эл » - « страна, родина, земля марийцев ». В 2002 году в Республике Коми проживало марийцев, в 2010 году – Марийцы ( марий калык ) – один из древних финно - угорских народов, как и коми. Предки марийцев населяли Среднее Поволжье вдоль рек Ветлуга, Вятка и Сура.

Марийцы свято соблюдают обряды жизненного цикла, проводят самобытные обряды при рождении ребёнка. В костюмах детей имеются предметы, оберегающие их от злых духов – красные шапочки, пришитые к одежде яркие ленты, бусинки из ягод, монеты. Устное поэтическое творчество марийцев включает музыку, песни, танцы, 60 игры, считалки. До нашего времени сохранились старинные « песни печали », сказки, былички, мифы, предания, шуточные рассказы, загадки, приметы, пословицы и поговорки

Одежда Национальный мужской костюм включает богато вышитую рубаху в форме туники, штаны, летний кафтан, поясное полотенце из холста, пояс. Верхней одеждой служат летние кафтаны из белого холста, кафтаны из чёрного или белого сукна, шубы и полушубки из овчины, обувью – лыковые лапти с шерстяными или холщовыми онучами, кожаные сапоги, валенки. Головным убором служат войлочные и суконные шляпы, шапки

Женский костюм отличается обилием разноцветной вышивки Марийки носят белую рубаху, штаны, богато украшенный бусами пояс и вышитый передник. Головной убор состоит из полотна и обвитого вокруг головы ремешка, из - под которого на лоб нависают прикреплённые к нему украшения. Носят также головные цепочки из серебряных или медных проволок, браслеты и перстни. Женщины надевают лопатообразные « сороки » поверх шапочки - волос ника, мягкие полотенчатые « шарпаны » остроконечные колпачки и высокие головные уборы на каркасе из бересты под названием « шурка » (« шур » - рог, рогатый ). Девушки носят платок, завязывая его концы под подбородком. Женские сапоги шили из телячьей сыромятной кожи.

Мордва Слово « мордва » происходит от « морд » и « ва », что в переводе с древнеперсидских языков означает « человек », « мужчина » и « много », значит, « много людей ». Мордовский народ называет себя « мокшэрзят », что обозначает близкие по языку и культуре группы населения – мокша и эрзя в. В Республике Коми насчитывалось человек в 2002 году, – в 2010 году

Мордовский народ занимается охотой, рыболовством, земледелием, животноводством, пчеловодством. Выращивают зерновые культуры, лён, сахарную свеклу, картофель. Все праздники мордвы связаны с их хозяйственными занятиями. Вероисповедание у мордвы православное. Соблюдают все праздники православной церкви.

Одежда Женский костюм включает широкую рубаху из белого холста, богато вышитую, поясные, нагрудные и набедренные украшения, широкое холщовое верхнее одеяние, безрукавку. Мокшанки носили белые холщовые штаны и ситцевые платья. Праздничный женский наряд изготавливался вручную, бережно хранился и передавался из поколения в поколение. Женский костюм - сложный и яркий, дополнен украшениями из старинных монет, металла, бисера, раковин, разноцветных бус, янтаря, серёжек, ленточек.

Мордовский национальный костюм и поныне входит в ритуалы семейных праздников, народных обычаев, фестивалей. Мужская одежда состоит из белой рубахи с красной вышивкой и штанов из холста

Поляки Польский народ вышел из раннеславянских племён, объединившихся в 10 веке в единое польское государство. В Республике Коми проживало человек (2002 год ), 843 – в 2010 году

Поляки занимаются земледелием, животноводством, пчеловодством. Традиционными ремёслами являются изготовление ковров, резьба по камню и дереву, гончарное дело. Важное место в жизни поляков занимает Рождество. В канун Рождества проходит семейный праздник Вигилия, похожий на Сочельник. После рождественских праздников устраиваются " ясельки " – любительские театрализованные представления. Поляки любят устраивать увеселительные мероприятия, катанье на санях, карнавалы.

Одежда Женщины носили белую вышитую рубаху с воротничком и с длинными рукавами на манжетах, широкую цветную юбку в складку, застёгивающийся на крючки корсет длиной до пояса, белый передник, кафтан или суконную шубу. Платья были украшены кружевами, кантами, плетёным шнуром. Девушки надевали на голову шерстяные цветные платки. Украшением служили натуральные коралловые бусы, золотые цепи, драгоценности. На ногах носили высокие туфли на шнуровке, с каблучками

Мужской костюм включает длинную рубаху, украшенную белой вышивкой, широкий кожаный пояс, безрукавку или приталенную куртку. Верхняя одежда называлась « жупаном » и была довольно длинной, приталенной, со стоячим воротником. На голову надевали фетровые шляпы, мягкие круглые шапки из овечьей шерсти, или национальный головной убор « конфедератка », сшитый из четырёх треугольников красного сукна, с барашковым околышем. Обувью служили кожаные сапоги с мягкими голенищами или невысокие закрытые башмаки

Удмурты Удмурты ( самоназвание – « удморт », « укморт », что означает « луговой человек »: « уд » - луг, « мурт » - мужчина, человек ). В Республике Коми насчитывалось по итогам переписи населения в 2002 году удмуртов, в 2010 году – Удмурты вышли из финно - угорских племён, населяющих берега рек Кама и Вятка, при участии индоиракских, тюркских, славянских народов.

Традиционные занятия удмуртов – охота, рыболовство, сбор мёда диких лесных пчёл, собирательство, огородничество. Занимаются животноводством. Выращивают рожь, ячмень, гречиху, горох, лён. Развито декоративно - прикладное искусство : вышивка, узорное вязание, резьба по дереву, плетение, изготовление изделий из бересты.

Одежда Мужской костюм состоял из штанов и белой холщовой рубахи навыпуск, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы. Верхней одеждой мужчин был приталенный кафтан из холста. Одежда подпоясывалась широким кушаком или ремнём. Традиционными головными уборами мужчин были сшитый из домашнего сукна колпак цилиндрической формы, валяные шляпы с полями, шапки из овчины. Обувью служили лапти с онучами, башмаки, валенки

Удмуртский женский костюм состоит из широкой полотняной рубахи с оборками, распашного кафтана, юбки, передника, высокого головного убора с накидкой, вязаных чулков с узорами. К подолу юбки пришивали узорную тесьму. Костюм дополняли налобная повязка, украшенный монетами и бусами нагрудник, браслеты, серьги, перстни. Удмуртки носили головные уборы в форме повязки, покрывала, шапки, полотенца.