Романский стиль
Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе ( а также затронувший некоторые страны Восточной Европы), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм- крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
В романский период каменные арки и своды получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто называют « Культурой полукруглой арки».
Основные элементы орнамента – геометрические мотивы, розетки, стилизованные цветы, фантастические растения, ленты, извилистые стебли с виноградными лозами, пальметки, птицы, животные. Большое место занимают образцы чудовищ, частично занесенные с Востока.
Храм Святой Софии в Константинополе
Также башни – донжоны, которые становятся в романском стиле одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Замок Шенонсо, Франция
Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй – жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж ( до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница.
Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличающейся крупными размерами и монументальностью композиций.
А также различных отраслей декоративно- прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
В романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора, доведенные в следующих веках до совершенства в готике. Основой храма служила форма римской базилики – царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания. После признания христианства в качестве государственной религии Римской империи христианским общинам были отданы многие базилики для богослужения.
Длинные зальные помещения были разделены внутри колоннами на три продольных коридора. Позже их назовут «кораблями» или «нефами». В самом конце центрального коридора, где раньше хранились архивы, теперь утроили алтарь. А перед входом – небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой. Своеобразно решалась проблема освещения базилики. Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлей боковых коридоров.
Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор ( трансепт – «пересекающий»). Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на 3 части: притвор ( в Западной Европе его называют «нартекс»); корабли и нефы; алтарь. При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, души и духу.
Крупным центром зодчества было Владимиро- Суздальское княжество. Здесь во второй половине XII столетия был построен ряд первоклассных сооружений, возведенных из высококачественного белого камня известняка. Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонительное строительство. В 1108 г. он завершил сооружение нового княжеского города и дал ему свое имя Владимир. Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого ( ), и Всеволоде III ( ) - были построены храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества.
Самое крупное сооружение Владимира Успенский собор, превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было построено как однокупольный трехнефный храм ( ), окруженный галереями, затем при князе Всеволоде его расширили по площади более чем в два раза - до пятинефного, пяти купольного ( ).
Другое ценнейшее произведение владимиро- суздальского зодчества Дмитриевский собор ( ), служивший придворные храмом. Он был построен при князе Всеволоде в то время, когда Суздальское княжество стало господствовать над остальной Русью, и собор должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не "искали мастеров от немец". Возведенный на краю клязьминских склонов в 200 м от Успенского собора, Димитриевский храм завершил композицию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной.
К этому же периоду относится возведение одного из древнейших загородных жилых комплексов - укрепленный дворец князя Андрея Боголюбского в Боголюбове, 10 км от Владимира, позволявший ему контролировать водный путь из Суздаля во Владимир. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, окруженный валом с редкими для того времени каменными стенами и башнями, княжеский двор представлял собой очень сильную крепость. Он включал двухэтажный жилой дом (дворец), храм, каменные лестницы и переходы, соединявшие между собой отдельные здания.
Знамениты своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165), сохранивший в основном свои первоначальные формы, и княжеский Георгиевский собор в Юрьеве-Польском ( ), возведенный сыном князя Всеволода Святославом Всеволодовичем, в котором декоративное начало начинает преобладать над структурным. Верх Георгиевского собора обрушился в XV в. Восстановленный в 1471 г. московскими мастерами, он утратил свои первоначальные формы.
Следующая стадия развития архитектуры Древней Руси связана с Великим Новгородом. Здесь, в середине XI века, был построен Софийский собор ( ), сменивший сгоревший старый деревянный храм, имевший тринадцать глав. Собор был заложен старшим сыном Ярослава Владимиром, новгородским князем. Освящение собора состоялось только в 1052 году, в котором князь Владимир умер и был погребен в основанном им храме.
Широко известна церковь Спаса-Нередицы близ Новгорода (конец XII в.), возведенная на средства Ярослава Владимировича, в которой определилась типичная для последующего развития русского зодчества форма необычайно простая, призматическая, близкая к кубу. Архитектурные формы храма с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата. Фактически она возникла из больших храмов, таких, как киевская и новгородская Софии, но там было пять внутренних нефов и пять куполов в основной чисти здания, здесь же эта система еще более упрощается, вводятся лишь три продольных нефа и только один купол.
О связях с иностранными городами древнего Новгорода напоминает и церковь Параскевы Пятницы, стоящая напротив Воротной башни на Ярославовом дворище. Ее поставили в 1207 году новгородские "заморские" купцы, торговавшие с Западной Европой. Возможно, для ее строительства привлекали смоленских зодчих. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров и во время Второй мировой войны.
Самобытный памятник псковской архитектуры XII в. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря высокий крестообразный в плане объем, увенчанный барабаном со шлемовидным куполом. Он расположен на берегу Великой у впадения в нее речки Мирожи. Собор был построен в конце тридцатых - начале сороковых годов XII века, предположительно, приглашенной новгородской средства новгородского архиепископа (владыки) грека Нифонта ( ) богатейшего землевладельца и видного политического деятеля.