Лекция 6. Альтернативные теории международной торговли Выполнила Кенжебаева З.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
До середины 20 века анализ МРТ и международной торговли проводился главным образом в рамках концепций, так или иначе «завязанных» на сравнительных преимуществах.
Advertisements

ТЕОРИЯ КОММЕРЦИИ Тема : Научные теории коммерции.
Экономические причины появления городов Экономисты выделяют две основные экономические причины появление городов: 1) сравнительное преимущество, которое.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Лекция 8 Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.
Модель Хекшера- Олина - Самуэльсона и новейшие теории внешней торговли Бахраддинова Айдана, УА-201.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Спрос и предложение В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Что определяет их цены? Это, пожалуй, главный вопрос, который пытались решить.
Тема 1.2. Международное разделение труда как основа мирового хозяйства Учебные вопросы: 1.Сущность МРТ и факторы, влияющие на его формирование и развитие.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
ТЕОРИЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ХЕКШЕРА - ОЛИНА. Выполнила : Студентка группы УО -31 Скалозуб Дарья.
Рынок, его механизмы и функции
Билет 14. Выполнил студент группы 1 ПОСО Манайкин Михаил.
Выполнила : Касымалиева Д. Т. ЭКО ( ФК )-1-15 Проверила : Асанова Н. Б.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
РЫНОК: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РЫНОК КАК РАЗВИТАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ТОВАРНОГО ОБМЕНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ОТДЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РЫНКОВ, А ЗНАЧИТ,
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ 1.Теоретические основы международной торговли 2.Сущность, формы и показатели развития международной торговли.
Транксрипт:

Лекция 6. Альтернативные теории международной торговли Выполнила Кенжебаева З.С.

2 Цель Ограниченность классических теорий и появление новейших (альтернативных) теорий международной торговли Теория эффекта масштаба Теория внутриотраслевой торговли Теория жизненного цикла товара

1. Во 2-й п. ХХ в. появился ряд новых теорий, в которых отразились во-1-х, изменения в практике международной торговли и, во-2-х – новые подходы к ее анализу. В данных теориях рассматривались новые явления, которые не могли быть объяснены с позиций классических теорий и теории соотношения факторов производства Х-О. Важнейшие изменения в практике международной торговли во 2-й п. ХХ в.: изменение структуры мировых рынков, которые становятся олигополистическими, либо рынками монополистической конкуренции (в отличие от рынков совершенной конкуренции, существовавшими во время появления классических теорий); резкое увеличение в международной торговле роли ТНК (транснациональных корпораций), которые конкурируют между собой посредством дифференциации однородных товаров; повышение в международной торговле удельного веса внутриотраслевой торговли – встречных поставок схожих товаров, причем между странами, обеспеченных факторами производства примерно в одинаковой пропорции; превращение научно-технического прогресса в доминирующий фактор развития торговли и росту обмена между развитыми странами техно- и наукоемкой продукцией. 3

Эффект масштаба В начале 80-гг. ХХ в. америк. экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическим теориям объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта масштаба: при определенной технологии и организации производства по мере увеличения объема выпуска продукции долговременные средние издержки сокращаются, т.е. возникает экономия, вызванная массовым производством. Если страны (промышленно развитые) обеспечены факторами производства примерно в одинаковой пропорции, то они могут с выгодой торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Такая специализация позволяет расширять объемы производства и производить продукт с меньшими затратами (средними издержками), следовательно, по более низкой цене. Т.о. причиной специализации и торговли служит снижение издержек производства на основе действия эффекта масштаба. Реализация эффекта масштаба ведет к образованию либо олигополистических рынков с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с внутриотраслевой торговлей дифференцированными товарами. В результате происходит концентрация производства и укрупнение фирм, а международная торговля все больше концентрируется в руках ТНК. Конкуренция на рынках перестает быть совершенной как в эпоху классических теорий. 4

Модель была разработана в е гг. ХХ в. америк. экономистом Б. Балассой. Внутриотраслевая торговля – это обмен между странами гомогенными (однородными) или дифференцированными (отличающимися друг от друга однотипными продуктами) товарами. Теория внутриотраслевой торговли дополняет теорию эффекта масштаба и объясняет возникновение торговли между странами продукцией одних и тех же отраслей следующими причинами: 1. различия во вкусах потребителей разных стран позволяют вести торговлю дифференцированными товарами; 2. действие эффекта масштаба позволяет странам концентрироваться и специализироваться на производстве каких-либо разновидностей одних и тех же товаров; 3. экономия на транспортных издержках делает выгодной торговлю гомогенными товарами, если определенные части территории торгующих стран близко расположены друг от друга; 4. сезонные различия в производстве некоторых товаров (например, в созревании продукции растениеводства) позволяют торговать одинаковыми товарами в разные периоды времени (сезоны); 5

6 В 60-гг. ХХ в. америк. экономист П Вернон предложил теорию жизненного цикла продукта для объяснения развития мировой торговли готовых изделий, выпускаемых на основе НТП. Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии: 1. внедрение: разработка новой продукции, ее мелкосерийное производство концентрируется в стране нововведения, экспорт незначителен; 2. рост: производство новой продукции распространяется в других странах, расширяется его экспорт; 3. зрелость: технология производства нового товара распространяются по миру, его производство перемещается в развивающиеся страны; 4. упадок: производство и рынки сбыта продукта концентрируются в развивающихся странах с дешевыми ресурсами, а страна нововведения становится его чистым импортером.

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17