История создания матрешки.
В конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с сюрпризом - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Сергей Васильевич Малютин Василий Петрович Звездочкин
Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами ; некоторые умельцы - токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую ! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером … Но не было этих украшений у первых матрёшек - и " настоящей ", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и « накладок ».
Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная игрушечная столица.
Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались " Репка ", " Золотая рыбка ", " Иван царевич ", " Жар - птица " и др. Матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48- местную матрешку. В этом же году в Сергиевом Посаде организовалась кустарно - промышленная артель игрушек, что говорило о том, что спрос увеличивался и приносил немалый доход.
В 1913 году большинство мастеров – матрешечников объединились в артель. Окончательно же загорский стиль росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы.
В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству.
В 1953 году семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорский, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом.
Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.
История возникновения матрешки, ее распространение по всей России, разнообразие стилей росписи и отражение в ней огромной любви к русской культуре говорит о том, что она является символом России.