Курбский Андрей Михайлович
Род Курбских Герб князей Курбских в Речи Посполитой Род Курбских выделился из ветви ярославских князей в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Род Курбских проявлялся в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, Курбские гибли и под Казанью, и на войне с Крымским ханством. Род Курбских присутствовал и на административных должностях, но на данном поприще род не добился больших успехов.
Походы против крымских и казанских татар В 1549 году 21-летний князь Андрей в звании стольника участвовал во втором походе царя Ивана Васильевича Грозного на Казанское ханство. Во время похода Андрей Курбский служил в есаулах вместе со своим родственником Никитой Романовичем Юрьевым.
Участие в Ливонской войне Весной 1559 года князь Андрей Михайлович Курбский был послан на южную границу, которой вновь угрожали крымские татары. 11 марта 1559 года, согласно разрядному приказу, князь Андрей Курбский вместе с князем Иваном Фёдоровичем Мстиславским были назначены воеводами правой руки. Сначала они стояли в Калуге, а затем им было велено перейти ближе к степям, в Мценск. В августе, когда крымская угроза миновала, войска были распущены по домам. А. М. Курбский вернулся в Москву.
Когда начались неудачи в Ливонии, в 1560 году царь Иван Грозный поставил во главе ливонского войска А. М. Курбского, который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед, после чего был воеводой в Юрьеве. В том же 1560 году в Ливонию вступило большое войско под командованием главных воевод, князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Петра Ивановича Шуйского, князь Андрей Курбский с передовым полком присоединился к ним. В ноябре 1562 года князь Андрей Курбский участвовал в походе большой русской рати под командованием царя Ивана Грозного на Полоцк. Во время полоцкого похода он был вторым воеводой сторожевого полка.
В июле 1564 года великий князь литовский Сигизмунд Август передал во владение знатному русскому беглецу Андрею Курбскому обширные поместья в Литве и на Волыни. Ему было передано староство киевское и до десяти сёл в Упитском повете, на Волыни город Ковель с замком, местечко Вижва с замком, местечко Миляновичи с дворцом и 28 сёл. Все эти имения были пожалованы ему «на выхованье», то есть во временное владение, без права собственности Сигизмунд Август
В отношениях к соседям князь А. М. Курбский отличался суровостью и властолюбием, нарушал права и привилегии своих ковельских подданных и не исполнял королевских повелений, если находил их несогласными со своими выгодами. В 1569 году на сейме в Люблине волынские магнаты жаловались польскому королю Cигузмуду Августу на притеснения, Жизнь в Речи Посполитой которое они терпят от князя Андрея Курбского, и требовали, чтобы у него были конфискованы имения, ранее ему данные. Сигизмунд Август отказался удовлетворить их жалобы и заявил, что Ковель и староство киевское были даны Курбскому по весьма важным государственным причинам.
В апреле 1579 года Андрей Курбский женился на небогатой волынской дворянке Александре Петровне Семашко, дочери старосты кременецкого Петра Семашко. В браке Андрей Курбский был по- видимому счастлив, так как имел от неё дочь Марину и сына Дмитрия. В мае 1583 года Андрей Михайлович Курбский скончался в своём имении Миляновичи под Ковелем. Его похоронили в монастыре Святой Троицы, в окрестностях Ковеля. Так как вскоре умер и его авторитетный душеприказчик, воевода киевский и православный князь Константин Константинович Острожский, польско-шляхетское правительство, под разными предлогами, стало отбирать владения у вдовы и сына Курбского и, наконец, отняло и город Ковель. Дмитрий Курбский впоследствии получил часть отобранного, перешёл в католичество и служил королевским старостой в Упите. Брак и смерть
Итог Мнения о Курбском, как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и противоположны. Одни видят в нём узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но высокого самомнения, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Бегство в Великое княжество Литовское объясняют расчётом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением самовластия и грубейшего эгоизма; ставится под сомнение даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия. По убеждению других, Курбский личность умная и образованная, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды.