Инновации в библиотечной практике: методические рекомендации Составитель: Ю.В. Корнеева Курган, 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный подход к методическому сопровождению библиотек области Система непрерывного библиотечного образования: получение специального образования,
Advertisements

Мероприятия, посвященные Году литературы в образовательных организациях Тюменской области.
Выполнили: слушатели курса повышения квалификации «Технология создания и поддержания WEB-ресурсов организации» Сермус Н.Г. – зав. отделом ОМРиКФ МКУК «Саргатская.
« Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе внедрения в практику работы школы элементов народной педагогики ».
Конкурс молодежных идей и предложений «ВОЗРОДИМ УРАЛ ВМЕСТЕ!» номинация «Лучшее предложение по развитию культурного досуга молодежи» «Создание сети молодежных.
ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕКИ. Юбилей библиотеки – прекрасный повод задуматься о том, что изменилось за эти годы, и в каком направлении библиотеке двигаться дальше.
Библиотека: прошлое и настоящее!. Здравствуйте, дорогие друзья ! С вами снова я, ваш библиотечный домовёнок Кузька! Хочу поделиться с Вами радостной вестью!
Презентация школьной библиотеки МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.» Презентация школьной библиотеки МБОУ «Архангельская СОШ.
Ольга Николаевна ПоповаНиколай Матвеевич и Мария Константиновна Ломковские.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная система г. Таганрога Центральная городская детская библиотека имени М. Горького.
Презентация школьной библиотеки МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.» Презентация школьной библиотеки МБОУ «Архангельская СОШ.
Р.п. Большеречье. «Через книгу к духовности»- наша программа. Специалисты Детской библиотеки вносят свой вклад в дело воспитания нравственности путём.
В ОБЪЕКТИВЕ – ЧЕРДЫНСКАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Такой надписью мы встречаем своих посетителей.
Использование ИКТ в библиотеках образовательных учреждений В.Б. Антипова, ПОИПКРО.
Тема: «Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей» Воспитатель 2 средней группы МДОУ ИРМО «Хомутовский.
Девиз акции: «В моей семье читают все». Цели: поддержка и укрепление традиций семейного чтения; приобщение семей к активному, творческому чтению качественной.
МКОУ «Буравцовская средняя общеобразовательная школа» Экскурсия по школьной библиотеке Очень важно для человека Знать дорогу в библиотеку. Протяните к.
Презентация школьной библиотеки Харьковская гимназия 43.
Shibu lijack Русский информационно-культурный центр в Каунасе – новые иновационные формы и механизмы сотрудничества с Россией Магистр эдукологии, психологии.
Исследовательско – творческий проект Тыняная Елена Яковлевна Тихова Татьяна Михайловна Группа « Солнышко » ГБДОУ 93.
Транксрипт:

Инновации в библиотечной практике: методические рекомендации Составитель: Ю.В. Корнеева Курган, 2014

под «инновацией» - понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления.

определяет библиотечную инновацию как «оригинальную, нестандартную мысль сотрудника или посетителя, реализация которой в совокупности с другими факторами обеспечивает эволюционное развитие культуры библиотеки на микросоциальном уровне, а в конечном счете и в макро масштабе».

под инновацией понимают оригинальную идею, которая качественно изменяет работу библиотеки и отличается от других своей новизной.

новизна; проблемная направленность; направленность на прогрессивное развитие; транслируемость; востребованность пользователями; практическая преемственность; коммерческая реализуемость

обслуживание и сервис; технологию; структуру; социальные процессы ( методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и пр.)

«Книга-03» (служба книгонош для людей с ограниченными возможностями); виртуальная справочная служба по русскому языку; отделы (бюро) информационно- библиографического сервиса; компьютерные или интернет-классы, медиатеки); музеи книги; центры (чтения, инноваций, правовые, молодежные, информационные и др.)

зона «Арт Встреч»; «гос ТИНая для ТИНэджеров»; «Остров Азарта, Задора, Игры, Смекалки» (идея всей зоны «оазис» чтение с упоением наслаждением); зона рационального чтения; зона креативности; зона коммуникации и созидания; зона интерактивных процессов и роста; зона книгопечатания

библиотека-музей; библиотека-театр; библиотека-салон; бизнес-библиотека или деловая библиотека; библиотека-медиацентр; библиотека-клуб; библиотека-кафе; библиотека-мастерская (мейкерспэйс); библиотека-лаборатория

БИБЛИОТЕКА - ЦЕНТР Интеллект-центр интернет-клуб; клуб общения по интересам; отдел правовой информационной поддержки. Центр развития творческих способностей: театральное, художественное, ораторское мастерство, дизайн. Интернет-студия для молодежи; Образовательный центр (активно работает с учителями)

Организуются специальные Дни Игр, где подросткам предлагаются настольные, карточные, магические, ролевые и видео игры. Игры заставляют подростков читать и изучать довольно сложные инструкции, самостоятельно мыслить и таким образом содействуют в определённой степени приобщению ленивых читателей к чтению.

Книжная выставка «Книги под запретом» (не нарушая ФЗ 436) Проводят традиционно, как в Штатах, на последней неделе сентября

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КАРАОКЕ» Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке – звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке – звучит музыка, и мы читаем стихи.

ТАНЦЫ В БИБЛИОТЕКЕ

Дискотека в наушниках танцы в полной тишине под звуки любимой музыки, раздающиеся из плеера; забавные карнавальные костюмы, игры, мандарины и многое-многое другое ждет гостей самой «тихой» и веселой вечеринки уходящего года.

«ЖИВАЯ КНИГА» «Люди – книги», «Живая библиотека» :диалоговая форма, где в ходе живого общения разрушаются стереотипы связанные с той или иной профессией, статусом и т.д)

ДЕНЬ КОРОТКИХ КНИЖНЫХ СВИДАНИЙ

Каждый участник мероприятия должен принести с собой любимую книгу, с помощью которой определяется в дальнейшем общность интересов. В помещении, где проходят свидания, играет музыка, а участники, у каждого из которых есть свой номер, в течение 4 минут болтают и флиртуют с противоположным полом, а также выясняют взаимные литературные пристрастия. Затем происходит ротация образовавшихся пар. В заключительной стадии этого мероприятия библиотекари изучают карточки участников и определяют пары, которые проявили взаимный интерес.

Литературные пятницы; Дни дублера; Закажи книгу в библиотеке; «Читатель – эксперт» Рецензирование новых книг «Вдумчивый читатель»; День читательских предпочтений

Батл поэтический, библиотечный – битва поэтов, творческий ринг Книжные жмурки - библиотекарь предлагает читателям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает Свободный микрофон- возможность самовыражения, открытая площадка для творчества

Летний молодежный литературный марафон, длившийся 90 дней; Фестиваль 3Д поэзии Книжный город; Весь мир – Библиотека! Читай и радуй душу! Писатели нашего детства; Читающий ГОРОД; Читай всегда, читай везде!

« Читаем с умом» «Молодое лицо читающей страны» «Читающие Школы»: конкурс на лучшую читающую школу(класс) книжный практикум по «заразительному» чтению конкурс на лучшее знание классики «На каждую книгу – по фильму»

«Библиотечный завсегдатай» – читатель, посетивший библиотеку за год наибольшее число раз; «Книгоглотатель» – читатель, прочитавший за год наибольшее число изданий;

Верный друг Старейший читатель Литературный гурман Лидер чтения года

«Книжный гурман» – читатель, предпочитавший признанные шедевры литературы; «Книжный однолюб» – читатель, отдающий предпочтение произведениям одного писателя или жанра; «Библиотечный активист» – читатель, активно посещающий мероприятия в библиотеках.

Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения? Читать или не читать: в поисках компромисса Мы за читающую Россию

Нужна ли книга современному человеку? Я читаю – много знаю Ничто не заменит книгу

Литературные места ГОРОДА В гости к писателям и их «героям»

Книги твоего формата:нобелевские лауреаты Галактика чтения Хит-парад любимых книг Литературно-музыкальная феерия, бал-маскарад литературных героев Праздник «поЧИТАТЕЛЕЙ библиотеки» Похвала чтению

Книга в дорогу! Читающий маршрут Литературная беседка Читай-дворик На ступеньках С книжкой на скамейке Читаем без остановки

Чтение в подарок маме Первые книжки для нашей малышки Будет в семье лад, коль книге рад Семейный конкурс «Книжный хит семьи» (семейные творческие работы, выполненные в любом литературном жанре (рассказ, сочинение, рецензия и т. д).

«КНИЖКА НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ И В ДЕТСКОЙ КОЛЯСКЕ» Волонтеры библиотеки дарят самым маленьким горожанам книжки-малышки, пустышки и первые читательские билеты с приглашением в библиотеку

Библиотечная продленка Литературный поединок Литературные костры

Экран прочитанных книг (отслеживает динамику чтения пользователей). На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, читатели прикрепляют свою фотографию после ее прочтения).

Проект «Человек читающий»: «Читающий администратор»; «Читающий предприниматель» ; «Книги, которые выбирают настоящие мужчины»; «Читающий врач»; «Читающая полиция» и др. Программа «ЧИПС»: читаем, играем, поем, смеемся.

выбираем лучшего российского (зарубежного) писателя/поэта» Осуществляется в 2- формах: - «народное голосование» непосредственно в помещениях библиотек города; - в сети Интернет на официальном сайте БИС

проект «Табуретка»: чтение стихов наизусть для малышей проект «Читаю слушая»: (предполагает оборудование аудио абонемента. В России становится модно «читать ушами »

Мероприятия: «Экранизация литературной классики», «Популярные литературные герои в книгах и на экране» и т.д. Цель - развитие интересов чтения у старшеклассников на основе синтеза трех видов искусств – музыки, литературы и кино, включая новые носители информации.

Большое чтение Любимая классика Живая классика Молодежная книжная полка Визит писателя Народная книга Книги моей жизни Большое Кижкино представление

Вузы и сузы – пространство чтения; "Читающая мама - читающая нация" Библиотечный «локомотив»; Конкурс дизайнерских проектов: «Библиотека – пространство чтения», «Библиотека – читательский рай!»; Международный проект «Школа, где процветает грамотность», включение передовых школ Зауралья в этот проект

Библиотечный Non Stop (нон-стоп) – весь день библиотека представляет собой площадку для открытого интерактивного общения с интересными людьми и творческими молодежными коллективами

BOOK-форум; буккроссинг; арт-подиум; фэн-бум; «10 дней вокруг книги» «Книга будущего» Место встречи – библиотека Читай молодежь! Будущее - с книгой!

Любимая книга «С любимыми КНИГАМИ не расставайтесь!» ( Читаем отрывки из любимых произведений ) «Минута для чтения» - Флешбук «Не надейся избавиться от книг!» Библиотека без границ

«Рекламный листопад» - Флаеры,открытки с символикой библиотеки, арт- объекты (деревья), следы на асфальте и стрелки-указатели; Флэшмобы: Книга в подарок; «Книжная цепочка»; Минута чтения; Брось мышку, возьми книжку! Возьми книгу, стань человеком!

Литературное кафе «ПоЧТИ ВОсемь» начинает работать после закрытия самой библиотеки; «Утренний кофе, или обеденный чай…»

виртуальная викторина «PROлитературу» слайд-галерея «Книжные красавицы» виртуальные экскурсии 3 D экскурсия по литературным местам Зауралья

Акция «Ленточка» - принцип акции заключается в объединение людей, которым близка одна идея. Так, к 9 Мая во многих городах раздавали георгиевские ленточки тем, кому дорога память о Великой Отечественной войне. «Письмо ветерану» Акцию «СПАСИБО!»

«Войны свидетели живые» - вечера- встречи поколений, тематические вечера 70 книг о подвиге : просветительская акция для детей и подростков «Страницы Великой Победы» : патриотическое воспитание детей и юношества в электронной среде библиотеки «Война на всех одна» «Мы перед памятью в долгу»

Чтобы своевременно использовать инновационные идеи, их необходимо фиксировать в своеобразный банк идей и выбирать из них главные. Преимущества отдают идеям, способствующим укреплению имиджа библиотеки.

Они должны учитывать уже имеющиеся общегосударственные проекты, прежде всего проекты в рамках Министерства культуры. Необходимо учитывать те инновации, которые происходят в ведущих библиотеках страны, чтобы работать не в догоняющем режиме, а хотя бы на одном уровне с ними.

«Библиотека как территория культуры становится чрезвычайно важной. Это то место встречи, которое, в общем, изменить нельзя».

«Библиотека должна удивлять!» Е.Ю.Гениева

Творческого мышления, целеустремлённости, энергичности, а иногда, и личного мужества!

1. Аксакова, С.Т. «Читай – компания», или здесь вам будет интересно : концепции, программы, акции / С.Т. Аксакова // Библиотека С. 9 – Андриянова, В. 70 книг о подвиге : просветительская акция для детей и подростков / Вера Андриянова // Библиотека С Библиотерапия – книги, исцеляющие душу [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Б.м.], – Режим доступа : www/onb.kursk.ru / our-booke / invalid / dok / 041.html. – Загл. с экрана. 4. Библиотека и молодежь : поиск модели [Электронный ресурс] : обобщение опыта работы с молодежью в библиотеке А. Аалто / Тюрмин Е.С. [и др.]. – Электрон. дан. - Режим доступа : pandia.ru. – Дата обращ. :

5. Виноградова, Е.Б. Библиотекарь с фотоаппаратом : [направления использования фотоархива] / Е.Б. Виноградова // НТБ С. 25 – Волков, П. Танцы в библиотеке [Электронный ресурс] / Павел Волков. – СПб., – Режим доступа : ok – inform.ru. – Загл. с экрана.- Дата обращ. : Второй Международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке (Челябинск, 19 – 21 сент г.) : материалы форума / М - во культуры Челяб. обл., ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» ; сост. В.Я. Аскарова, Т.О. Бобина, Ю.В. Гушул.- Челябинск, – 260 с. 8. Гусева, Е. Организация инновационного процесса в библиотеке : примерная схема / Е. Н. Гусева // НТБ С

9. Иванова, Е. Мозаика новостей : [новшества в библиотечной практике] / Елена Иванова // Библиотека в школе. – С. 4 – Иванова, Е. Калейдоскоп скандинавских идей : восемь необычных видов работы, которые можно развить / Елена Иванова // Библиотека в школе С. 12– Князева, О. Олимпийские игры по чтению : конкурс / О. Князева // Библиотечное дело. – С Криворучка, М. «А я хочу пить кофе и читать книги. Ночью В библиотеке : о реализации проекта «БиблиоTime» / Марина Криворучка // Библиотечное дело С Маслаковская, В. Фантастика, детектив…что интереснее : конкурс на лучшего читателя / В. Маслаковская // Библиотека С Новикова, Т. По главной улице с оркестром : библиотека без границ / Татьяна Новикова // Библиотечное дело С. 18 – 20.

15. Партина, А. Отцы и дети : диалоги в библиотеке / А. Партина // Библиотечное. – – 14 – Попова, М. Дресс – код для старой книги : экспериментальный проект / М. Попова // Библиотека С Поршакова, Н. «Содружество великих муз» : творчество и фантазии детей Белогорья / Н. Поршакова // Библиотечное дело С. 22 – Старадубцева, Л.В. Простые рецепты помощи : библиотечное обслуживание детей с ограниченными возможностями / Л.В. Старадубцева // Библиотека в школе – С Трухан, Е. «Ночи Достоевского» в старом Кузнецке / Е. Трухан // Библиополе. – С. 60 – 64.

20. Урядова, О. Проекты социальной технологии : в практике Тольяттинской библиотечной корпорации / О. Урядова // Библиотечное дело. – С. 18 – Филина, М. Квест, букроссинг и лонгмоб : инновационная деятельность / М. Филина // Библиотечное дело. – С. 2 – Янков, А. Граффити в библиотеке [Электронный ресурс] / Алексей Янков.- Электронные данные.- Режим доступа: blog.rgub.ru / liebex. – Загл. с экрана.- Дата обращ. :