Подготовила ученица 6 «б» класса Тимиргалиева Ясмин
Китайская цивилизация одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет.
Чтобы облегчить понимание всей протяжённости китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии: Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу до 221 до н. э.) Имперский Китай (Цинь Цин) Новый Китай (1911 совр.)
На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот. Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.
Основным занятием древних китайцев, осевших в долине Хуанхэ, было земледелие. Этому благоприятствовали мягкий, умеренный климат, плодородная почва и обилие влаги. На полях произрастали просо, пшеница, ячмень, рис. В течение года убиралось два урожая: в первую половину года снимали урожай проса, а во вторую пшеницы. Землю обрабатывали деревянной сохой, деревянными мотыгами, каменными серпами. С древнейших времен китайцы умели изготавливать тонкие шелковые ткани. Мастерство это держалось в тайне.
Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Религия выступала носителем идеалов воспитания и обучения. Центром воспитания служили семья и государство. Личность растворялась в семье, стране, общине и т.д. Акцент делался на жёсткие формы и методы воспитания. На развитие воспитания, образования и педагогической мысли Древнего Китая большое влияние оказал Конфуций.
Даоская школа (Даоцзя), родоначальником которой принято считать Лао-цзы (род. ок. 590 г. до н.э.). Конфуцианская школа (Жуцзя), основанная Кун-цзы (Конфуцием) ( гг. до н.э.). Школа моистов (Моцзя), основателем которой был ученый и философ Мо-цзы (Моди) ( гг. до н.э.). Основой педагогической мысли и образовательной практики Древнего Китая было учение философа и педагога Конфуция.