« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Advertisements

Формирование лексико – грамматического строя речи у дошкольников.
Использование лексико – грамматических игр в коррекционно – развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад 10 Короткова.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
Дидактический материал для оценки уровня речевого развития детей.
Уточнить и активизировать в речи обобщающее понятие «мебель». Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, правильно употреблять.
МБДОУ – детский сад «Алые Паруса» Подготовила: учитель-логопед Зеленина Е.К.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : МБОУ СОШ с.ТАРЕМСКОЕ Колоскова Н.Л.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием учитель-логопед ГБОУ АО «НСКОШИ» Кучерявченко.
Уточнение, расширение, активизация словаря Игры с мячом.
Особенности коррекционной работы.. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная.
Исследование состояния навыка словоизменения.. Изменение имен существительных по падежам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование.
Играя, развиваем речь Презентацию подготовил учитель-дефектолог Л.Г. Морозова Мы всех вас пригласили на встречу в детский сад. Нам очень нужно с вами союзниками.
Логопедическая служба в школе-интернате 52 Обухова Ю.А. Учитель-логопед.
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 355. (МБДОУ 355)
Грамматические лабиринты помогают в игровой форме развивать грамматический строй речи. Чтобы этот процесс был увлекательным и эффективным для ребёнка рекомендуется.
Транксрипт:

« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »

Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Для решения всех задач речевого развития используются дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Словарный запас. Обобщающие слова: «Назови одним словом» «Назови одним словом» Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

«Назови части» «Что лишнее?»

Словарный запас. Глаголы. «Кто что делает?» «Кто что делает?» «Кто как передвигается?» «Кто как передвигается?»

Словарный запас. Прилагательные. «Что купит Маша? Опиши?» «Что купит Маша? Опиши?» «Расскажи какой?» «Волшебный мешочек» (опиши,что у тебя в руке?) (опиши,что у тебя в руке?)

Словообразование.Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме. «Скажи ласково» Гриб-грибочек Ложка-ложечка «Большой и маленький дом» У Маши в большом доме - чашка, а в маленьком - чашечка.

Словообразование. Родственные слова «Найди похожее слово» Подбери похожие слова: Снег – снеговик, снегурочка, снегирь, снегурочка «Семейка слов» Подбери семейку слов к словам Дом –домик, домище, домовой Сад –садик, садовник Лиса –лисица, лисенок, лисий

Грамматика. Единственное и множественное число имен существительных и глаголов. «Один - много» «Одна собака лает, а много собак - лают Одна машина гудит, а много машин – гудят» «Одна ручка – много ручек Один карандаш – много карандашей» «У Миши кукла, а в магазине - куклы У Миши машина, а в магазине - машины»

«Исправь ошибку» - Большая лев - Синяя небо - Тяжелый машина - Высокая жираф «Что красное? Синее? Зеленое?» Брюки – синие Мяч – красный Ручка – синяя Вишня - красная

Употребление Родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных. «Чей хвост? Чьи уши? Чей клюв?» «Без чего не бывает?» «Кого, Чего не стало?» «Странный зверь» У странного зверя: петушиный хвост, заячьи уши…

Согласование нескольких частей речи в разных падежах Кого увидела девочка? – двух полосатых котят За кем побежала девочка? – за двумя полосатыми котятами Кому она наливает молоко? – двум полосатым котятам Я вышью на шапке(кого?что?)-… Я украшу шапку(кем?чем?)-… Я вижу шапку(какую?)-…

Понимание и употребление предлогов Где стоит стул? – около стола Где сидит кошка? – на диване Где стоит мальчик? – за забором Где находится квадрат? – квадрат находится в круге Где находится круг? – круг находится под прямоугольником

Желаю успехов