Лекция Тема: Воля. План 1. Общее понятие о воле. 2. Структура волевого действия. 3. Волевые качества человека. 4. Условия воспитания воли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воля и волевые процессы
Advertisements

Воля человека Выполнила:. Раскрыть : Понятие воля Понятие воля Волевые действия и их характеристика Волевые действия и их характеристика Физиологические.
Выполнили: Усцелёмова Н.Г. Акимова А.С.. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних.
Презентация по психологии по теме: Воля
НАО «Медицинский университет Астана» Кафедра общественного здравоохранения Тема: Волевая регуляция деятельности человека Модуль: Управленческие решения.
Выполнила: ученица 10 класса Скосырской СОШ Стрельцова Виолетта.
Волевые качества личности Выполнили: студентки 3 курса Малышева Елена, Яковлева Надежда.
Анкета Кого из одноклассников вы считаете волевым человеком? Докажите. Кого из одноклассников вы считаете волевым человеком? Докажите. Перечисли его волевые.
Воля Подготовил: студент 13 группы стоматологического факультета Прокопьев Кирилл Романович.
Работа Турова Ярослава, ЦЭВД. Цель: Изучить волевые качества школьников и способы их развития. Задачи: -изучить понятие воли, волевых качеств личности;
Развитие волевых качеств. Сила воли обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.
Эмоционально - волевая сторона деятельности личности. Чувства и воля.
Основные ступени (фазы) волевого процесса: 1) возникновение побуждения и постановка цели; 2) обсуждение и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) исполнение.
* Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.
«Собраться вместе это начало. Держаться вместе это прогресс. Работать вместе это успех» Генри Форд.
1 Психология двигательно- волевой сферы психической деятельности.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста Выполнила: Саманина Е.А., педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4 г.Солнечногорска.
Гусарова Анна Байкова Елизавета Нт 106- оБЖ. это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила.
Транксрипт:

Лекция Тема: Воля

План 1. Общее понятие о воле. 2. Структура волевого действия. 3. Волевые качества человека. 4. Условия воспитания воли.

Литература: 1. Немов Р.С. Психология: Основы общей психологии. Кн. 1. – М., Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова и др. – М., Психология для всех и для каждого / Сост. В.Б. Шапарь. – Харьков, Психология: Учебник для пед. вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. – М., Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. – Ростов н/Д., 1997.

1. Общее понятие о воле

Воля срабатывает при возникновении потребности в преодолении препятствий. При этом препятствия могут быть и внешними (например, таким препятствием может стать трудная задача), и внутренними. Воля принуждает человека само ограничиваться, сдерживать некоторые достаточно сильные влечения, сознательно подчинять их более значимым и важным целям. Само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия. Но если с помощью воли он доводит дело до победного результата, то испытывает чувство гордости собой.

Воля - психический процесс, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий. Внешние - объективные препятствия и трудности, внешние помехи. К ним относится время, пространство, противодействие других людей. Внутренние - субъективные препятствия и трудности, зависящие от человека. Это - стойкое нежелание человека делать то, что нужно, наличие противоречивых побуждений, пассивность человека, нежелательное настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха и так далее.

Функции воли Побудительная функция - обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

2. Структура волевого действия

Волевые действия могут реализовываться в простых и сложных формах. Простые действия - навыки и привычки. Простые действия выражают привычную реакцию человека на внешние раздражители. Всякое простое действие состоит из двух звеньев: 1. Постановка цели. 2. Исполнение.

Сложные волевые действия имеют два этапа: Подготовительный этап - это этап мысленного действия, обдумывания, взвешивания разных возможностей, осознать значение цели и ее доступность. Включает в себя: 1. осознание цели и ее постановку (цели близкие и далекие); 2. выбор мотивов (низший и высший уровень); 3. борьба мотивов (между «хочу» и «надо»); 4. принятие решения. Борьба мотивов - это обычно борьба между сознанием или чувством долга и противоречащими долгу побуждениями.

Исполнительный этап волевого действия - этап, без которого нет волевого действия. Важно не только ставить перед собой пусть самые возвышенные, самые важные цели, не только принимать решения, но и претворять их в жизнь, доводить дело до конца. Исполнительный этап включает в себя: 1. Осуществление принятого решения (может иметь двоякую форму: форму внешнего действия (внешний волевой поступок) и форму воздержания от внешнего действия (внутренний волевой поступок); 2. Достижение цели и самооценка являются результатом волевого действия.

Центральным звеном сложного волевого действия является волевое усилие («победа над собой»), которая включает в себя борьбу мотивов, принятие решения и осуществление его. Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения.

3. Волевые качества человека

Целеустремленность - это умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели, готовность и решимость отдать все силы и способности для ее достижения, планомерное, неуклонное ее осуществление. Решительность - это способность своевременно принимать и устойчивые решения и без излишних задержек переходить к их выполнению. Настойчивость -это способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ней.

Выдержка и самообладание - это способность контролировать себя и свое поведение, владеть собой, своими желаниями и настроением. Мужество и смелость - готовность человека идти к достижению цели, несмотря на опасности для жизни или личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания, лишения. Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Человек без принуждения признает для себя, обязательным выполнять, правила и законы общества, вести борьбу за выполнение их другими.

Крайняя степень слабоволия - абулия и апраксия. Абулия - болезненное отсутствие побуждений, к действию при осознании ее необходимости. Апраксия - нарушение произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе. Наиболее типичным проявлением слабоволия является лень - стремление человека отказаться от преодоления трудности, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

4. Условия воспитания и самовоспитания

1. Начинать самовоспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. 2. Преодоление трудностей и препятствий должно совершаться для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых, мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. 3. Принятое решение должно быть исполнено. Решения должны быть целесообразны и исполнимы. 4. Важно видеть этапы достижения дальней цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.