Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика.
Advertisements

Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии.
Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
ЗПР (задержка психического развития) КОНЦЕПЦИЯ. По Лебединской К. С. задержки психического развития более чем у половины неуспевающих учеников являются.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Коррекционно- педагогическая работа Система коррекционной помощи детям.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Транксрипт:

Содержание: 1. Понятие о задержке развития 2. Историческая справка 3. Формы и классификация ЗПР 4. Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 6. Лечение и профилактика ЗПР 7. Список литературы

1. Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально- волевых) 2.ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.( «Краткий дефектологический словарь», 1964 г) 3. Это сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.

В е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического развития, включая олигофрению, а для обсуждаемой группы детей использовался термин «психический инфантилизм» С начала 60 х г. В клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития», а несколько позже – «временные задержки психического развития» Данные термины были предложены Г.Е.Сухаревой Условно можно выделить четыре основных периода развития психологической помощи детям с проблемами в развитии: 1. Описательный (XIX век, Эдуард Сеген; П.Я. Трошин) 2. Внедрение экспериментально-психологических методов ( конец XIX начало XX в, Э.Клаперед, М.Монтессори, А.Н.Грабов, В.П. Кащенко, П.П.Кащенко.) 3. Развитие психологической коррекции (Л.С.Выготский, А.Адлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже) 4. Интенсивное формирование практической психологии ( Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова 1994 г.; Н.Н.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997 г.; Н.Я Семаго, М.М.Семаго 2000 г.; Дубровина И.В г; А.И. Захаров 1982 г., А.С Спиваковская 1988 г.; В.В.Горбузов 1990 г.)

- Обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.) - Возникающая на ранних этапах жизни, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.

Существует несколько классификаций ЗПР: 1. Классификация В.В.Ковалева 1979 г. Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: - Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма) - энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС) - ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях слуха и зрения) И четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией

Классификация К.С. Лебединской (1980) 1. ЗПР конституционального происхождения -истинный инфантилизм -гармонический или психофизический инфантилизм -психический инфантилизм 2. Задержка психического развития соматогенного генеза 3. Задержка психического развития психогенного генеза 4. Задержка церебрально-органического генеза.

М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют : 1. Неблагоприятное течение беременности: - болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); - хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); - токсикозы, особенно второй половины беременности; - токсоплазмоз; - интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; - несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2. Патология родов: - травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); - асфиксия новорожденных и ее угроза. 3. Социальные факторы - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3 х лет), так и в более поздние возрастные этапы - наличие криминального окружения - Низкий уровень образования родителей 4. Наследственные факторы - Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы

- Снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. - Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации - Не нарушены пороги абсолютной чувствительности - Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое - Имеются легкие нарушения речевых функций - Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения

1. Незрелость эмоционально-волевой сферы 2. Нарушение внимания 3. Нарушение восприятия 4. Особенности памяти 5. Проблема речи 6. Отставание в развитии всех форм мышления

Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые со­ответствуют его физическим и психическим возможностям; укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в кол­лективе сверстников и в семье; формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР. большое значение имеет также решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект, диагностика и коррекция стиля семейного воспитания, предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.

1. Игры со словами 2. Конструирование 3. Рисование (раскрашивание) 4. Гимностика для пальцев рук 5.Лепка, аппликация 6. Сюжетные игры

1. Создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. 2. Необходимо показать новорожденного невропатологу. 3. Телесно-эмоциональный контакт.

1. Ульенкова У.В.,О.В.Лебедева «Организация и содержание спец.психологической помощи детям с проблемами в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год. 2.М.Б.Калашникова «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» Учеб.методич.пособие. 3.М.Б.Калашникова «Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития» В.Новгород, 2002 г. 4. И.И.Мамайчук «Психокоррекционная психология для детей с проблемами в развитии.» СПб: «Речь» 2004 год 5.И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» СПб: «Речь» 2004 год

Спасибо за внимание!