КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Серебряный век русской культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА учитель истории и обществознания МАОУ СОШ 31 г. Тамбова Аванесова Лариса Владимировна.
Advertisements

Эти художники являются представителями стиля 1.Реализм 2.Авангард 3.Символизм М.А.ВрубельН.К.Рерих.
Просвещение Наука Литература Живопись Скульптура Архитектура Музыка, театр, балет, кинематограф.
Лист контроля п/п Ф.И.Домашнее задание Проект, вопрос-ответ Оценка 1Авдошина Олеся 2Благова Анна 3Васильева Алиса.
Духовная жизнь Серебрянного века Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Кинематограф.
Духовная Жизнь Серебряного века Тест: Подготовили ученицы 9 «Б» класса Власова Евгения и Горбачёва Юлия.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Наука и культура в начале ХХ века Серебряный век Выполнял ученик 9 а класса Александр Шашков.
Презентация к уроку по истории (9 класс) по теме: Культура России начала XX века. Образование и наука.
Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок. 6 млн человек. Выросло число гимназий.
К УЛЬТУРА Р ОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX- НАЧАЛА XX ВЕКА.
Тема: Фролов Александр – 10 А Учитель Баннова Е.В.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Первые проекты боевой бронированной машины, названной впоследствии танком, были предложены в России ( ) инженерами В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым,
Тема: ЗАДАНИЕ НА УРОК: Докажите, что период конца.19 – начала.20 вв.действительно был «серебряным веком» русской культуры?
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
НАУКА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА СОЛОНЧЕНКО ЕКАТЕРИНА 9 « В »
Ученик 10 класса « А » гимназии 1552: Гашков Егор Научный руководитель : Самойлова И. В.
Русская литература XX века.
Серебряный век.
Транксрипт:

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Серебряный век русской культуры

СОДЕРЖАНИЕ Просвещение Наука Литература Живопись Скульптура

ПРОСВЯЩЕНИЕ ЦЕЛИ: существенное повышение грамотности образовательного уровня населения.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространёнными были церковно-приходские школы.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.

ФАКТЫ: Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз. 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России.

НАУКА Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

Выдающийся учёный В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX века - время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.

В начале XX в. были популярны научно- технические общества. Они объединяли учёных, практиков, любителей- энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии.

Вольное экономическое общество

Общество истории и древностей

Общество любителей российской словесности

Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

ЛИТЕРАТУРА Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала").

Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишнёвый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов).

А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Зачинателями нового направления стали поэты- символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов.

Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадёжности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова. Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".

Символисты

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Акмеисты

Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

ЖИВОПИСЬ Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета".

В раскрытии событий прошлого В. И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М. В. Нестерова.

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи.

В. А. Серов

Искусство, по их мнению, - это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период в объединение входили почти все крупнейшие русские художники. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодёжь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций.

Обложка каталога выставки

Представители "Голубой розы" были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своей манере художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет- ров-Водкин и другие.

Ряд крупнейших мастеров - В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

СКУЛЬПТУРА Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Её пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на этом пути обновления достиг П. П. Трубецкой. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др.

Московский извозчик

Важной вехой в истории русской монументальной скульптуры стал памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г. Он был задуман как некий антипод другому великому монументу - "Медному всаднику" Э. Фальконе.