Эпос о Гильгамеше Подготовила: Кострова Светлана, РЛ-14-2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
От многовековой истории шумеров, стоящих у истоков цивилизации, в наследство человечеству досталась богатейшая культура. Величайшие достижения – шумерской.
Advertisements

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ. БИБЛИОТЕКА В НИНЕВИИ Крупнейшее собрание клинописных табличек – библиотека 7 в.д.н.э. в Ниневии Библиотека.
Тема 3: Первые цивилизации. Месопотамия 1.Понятие «цивилизация». Особенности цивилизаций Древнего Востока 2.Месопотамия (Междуречье) как географическое.
План урока 1. Понятие эпоса 2. Англосаксонский эпос 3. Скандинавский эпос 4. Германский эпос 5. Французский эпос 6. Испанский эпос.
Культура Шумера История Древнего мира – 5 класс. Возникновение письменности Пиктография – древнейшее письмо с помощью рисунков.
Изобретение клинописи Изобретение клинописи Выполнила ученица 5 «А» класса МОУ СОШ 3 Кондрашова Анастасия.
Понятие добра и зла Урок 9 Работу выполнила учитель нач.классов МБОУ СОШ 40 Софронова Л.Н.
Былины - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный.
«Яблоки Гесперид». Цели: - выявление значения образа Геракла для мировой художественной культуры, осмысление значений имён героев, упомянутых в мифе;
История древнего мира Открытие Шлимана Автор: Краева Н.В. Учитель истории Зеленогорской сош Кемеровская обл.
МБОУ Холмовская СОШ Реферат по литературе на тему: «Герои мифов» Выполнил ученик 6 «б» класса Белкин Сергей Преподаватель: Волосухина И.Я. п.г.т. Холм-Жирковский.
Древняя Греция и ее мифы. История Древней Греции начинается с III-II тыс. до н.э. (Минойская цивилизация на Крите) и заканчивается II-I вв. до н.э., когда.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: презентация "Рождество"
Культура Индии под знаком двух великих религий Выполнила студентка 1-го курса 101 группы исторического факультета БГПУ им. М.Танка Цугаева А.П. Руководитель.
Коннов Сергей 17 группа. Беовульф Beowulf- «пчелиный волк», то есть «медведь») англосаксонская эпическая поэма, действие которой происходит в Скандинавии.
«Илиада» и «Одиссея» великие древнегреческие поэмы.
Человек в природе Разговор с учащимися. Сейчас весь мир встревожен тем разрушением богатств Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический.
Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
Транксрипт:

Эпос о Гильгамаше Подготовила: Кострова Светлана, РЛ-14-2

"Эпос о Гильгамаше" представляет интерес для читателя нашего времени не только как высшее достижение художественно- философской мысли одной из первых цивилизаций мира, но и как древнейшая из известных нам крупных поэм (она старше "Илиады" более чем на тысячу лет).

Эпос жанр различных видов искусства (эпический жанр), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев- богатырей.

ГЕРОЙ ЭПОСА Ученые установили, что, действительно, был такой человек, царь, по имени Гильгамаш, живший и правивший в Уруке в первую половину третьего тысячелетия. Имена его предшественников и современников были написаны на кирпичах и вазах. Существуют два документа, - шумерский "список царей" и так называемый "История Туммула", - дающих противоречивую информацию о Гильгамаше. Согласно "списку царей", Гильгамаш был пятым по счету царем от основания первой династии Урука (после потопа) и правил 126 лет, тогда как его сын царствовал всего лишь 30 лет, а последующие цари были совсем обычными людьми. В эпосе не рассказывается ни о чудесном рождении Гильгамаша, ни о его детстве, хотя эти эпизоды обычно вставляются в эпосы о фольклорных героях. Когда начинается рассказ, Гильгамаш уже вырос и превзошел всех других людей силой, красотой и непомерными желаниями, являющимися следствием его полу божественного происхождения.

Что касается имени главного героя, то у азидов - сказителей, дано несколько вариантов: Гильгамаш, Гыргамаш, Гамеш. Во всех вариантах имени, корнем является слово гамаш, что значит – буйвол. Имя Гыргамаш буквально значит: Гыр – большой, крупный, громадный. Гамеш – буйвол. Гыргамаш - Большой буйвол. В шумерийском языке слово Гир- громадный, В клинописи имя героя дешифрировано как Гильгамаш (на аккадском языке). Шумерийский вариант имени по мнению ученых восходит к форме Бильга-мес.

Джордж Смит Начало изучению эпоса положил выдающийся ассириолог-самоучка Джордж Смит, который обнаружил в 1872 г. среди клинописных табличек Британского музея (составлявших когда- то библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала) описание потопа из Таблицы XI древнего эпоса. Находка эта вызвала сенсацию и Смит был командирован одной английской газетой в Ниневию, где ему удалось найти еще фрагмент этой же таблицы.

Шумерские былины о Гильгамаше сложились, вероятно, еще в конце первой половины III тыс. до н.э., хотя дошедшие до нас записи лет на 800 моложе. К тому же времени относятся первые сохранившиеся записи аккадской поэмы о Гильгамаше, сложившейся, вероятно, в последней трети III тысячелетия до н.э.

Со II тысячелетия до н.э. из Палестины и Малой Азии дошли отрывки другой "периферийной" версии аккадской поэмы, а также фрагменты ее хурритского и хеттского переводов. Наконец, с конца II тысячелетия, а также от VII и VI вв. до н.э. до нас дошел текст окончательной "ниневийской" версии поэмы …

Начинается поэма восхвалением Гильгамаша и его города Урука. Гильгамаш герой-воин, царь Урука, неугомонный воин, не знающий соперников и не умеющий обуздывать свои желания, угнетает горожан. Особенно им досаждает его поистине раблезианская ненасытность по отношению к прекрасному полу. В отчаянии жители Урука начинают взывать к богам.

По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Гильгамаша, который отбивает женщин у горожан, в то время как они выполняют тяжелые городские повинности, богиня Аруру создает дикого человека Энкиду - он должен противостоять Гильгамашу и победить его.

Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Гильгамаш посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Сны предвещают Гильгамашу появление Энкиду. И вот встреча происходит.

Похваляясь своей неограниченной властью в Уруке, Гильгамаш устраивает ночную оргию и приглашает на нее Энкиду. Однако тот, проникшись отвращением к Гильгамашу из-за его излишеств, загораживает вход в дом, где должна состояться оргия, чтобы Гильгамаш не смог войти. И вот два титана вступают в единоборство. Из яростного сражения рождается их долгая и нерушимая дружба, которой суждено стать легендарной.

Гильгамаш и Энкиду совершают множество подвигов. Они убивают стража кедрового леса Хуваву (Хумбабу) в далекой стране. Одно приключение влечет за собой другое. Едва герои успевают вернуться в Урук, как богиня любви и сладострастия Иштар влюбляется в красавца Гильгамаша.

Суля ему всяческие блага, Иштар уговаривает Гильгамаша разделить ее любовь. Но Гильгамаш уже не тот неукротимый невоздержанный тиран, каким был прежде. Он прекрасно знает, что у богини было множество возлюбленных и что она никому не верна.

Поэтому он высмеивает ее предложение и отвергает любовь. Разочарованная и жестоко оскорбленная Иштар просит Бога неба Ана наслать на Урук небесного быка, чтобы тот убил Гильгамаша. Небесный бык спускается в Урук и начинает сеять вокруг гибель и опустошение, истребляя сотни воинов.

Гильгамаш и Энкиду вступают с ним в бой. Могучим объединенным натиском им удается убить чудовище. За участие в убийстве Хувавы и небесного быка Энкиду приговорен богами к ранней смерти. Двенадцать дней длится его болезнь, а на тринадцатый он испускает дух на глазах своего друга Гильгамаша. Сломленный горем и собственным бессилием перед лицом судьбы, с этого мгновения его не покидает тоскливая мысль о том, что рано или поздно ему уготован такой же конец, как и Энкиду - неизбежная смерть.

Гильгамаша не утешают ни совершенные им подвиги, ни слава. Теперь его измученная душа жаждет бессмертия. Он проходит подземным путем бога солнца Шамаша, сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие.

Гильгамаш хочет знать, как тот добился этого. Ут- напишти рассказывает Гильгамашу про всемирный потоп, после которого он получил из рук богов вечную жизнь. Но для Гильгамаша, говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберется. Жена Ут-напишти, жалея Гильгамаша, уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощание, и тот открывает ему тайну вечной жизни.

Он рассказывает Гильгамашу, где добыть волшебную траву молодости. Она растет на дне моря! И вот Гильгамаш погружается в морскую бездну, срывает траву и спешит вернуться в Урук. Однако боги рассудили по-иному. Во время купания богатыря змея похищает драгоценную траву, съев ее, она сразу же помолодела, при этом сбросила кожу.

Опечаленный Гильгамаш возвращается в Урук и находит утешение, любуясь родным городом. Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие.

Концовка эпоса подчеркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Таково вкратце содержание вавилонского "Эпоса о Гильгамаше", сохранившегося на первых одиннадцати клинописных табличках.

В таком виде, благодаря многим поколениям сказителей, в фольклоре азидов сохранилось до наших дней сказание о Гильгамаше. Этот древнейший эпос Сказание о Гильгамаше, пролежал более 2500 лет в земле и лишь в XIX веке стал известен в Европе. Многие древние народы Передней Азии, знавшие это сказание, давно исчезли с лица земли, потомки же других предали его забвению.

Множество ценных сведений о языке, истории, науке, быте, обычаях и законах древних народов Двуречья сохранила для нас глиняная библиотека Ашшурбанапала. Эпос о Гильгамаше - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах.