В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя.
Advertisements

КОНЦЕПЦИИ И СХЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ БЕЛАРУСИ Выполнил работу Студент 3 группы 4 курса Сергунов Н.А.
КОНЦЕПЦИИ И СХЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ БЕЛАРУСИ Выполнил работу Студент 5 группы 4 курса Богуш В.А.
Ф ОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ И АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ Б ЕЛАРУСИ Подготовила студентка 4 курса 5 группы Лещенко Виктория.
Формирование территории и административно- территориальное деление Беларуси Подготовила студентка 4 курса 4 группы Суховило Нина.
Формирование территории и административно- территориальное деление Беларуси Подготовила студентка 4 курса 4 группы Суховило Нина Юрьевна.
АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Калужской области КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ CХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО.
ТЕМА 10 СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Расселение и урбанизация 8 класс. Цель: Раскрыть особенности основных типов поселений; Сформировать представление об урбанизации; Выявить взаимосвязи.
ТЕХНИЧЕСКОЕ (ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ) ЗАДАНИЕ на подготовку Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области.
Обуховой Ольги СО-16-2 с. Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территории на определенные части, в соответствии.
Формирование территории и административно- территориальное деление Беларуси Презентацию подготовил Студент 4 курса 7 группы Курчев Антон Андреевич.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
ИНСТИТУТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ «ЭНКО» САНКТ - ПЕТЕРБУРГ CТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСОВСКАЯ О.В.
«Экономический потенциал единой таможенной территории Таможенного союза ЕАЭС» Лектор: к.э.н., доцент Коновалова Татьяна Александровна.
Градостроительное проектирование. Градостроительство - теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство формирует планировочную организацию.
Региональная экономика в системе наук.
Оценка морского потенциала приморских территорий как показатель эффективности стратегического развития морехозяйственного комплекса Гогоберидзе Г.Г., Российский.
Тема 9 ТРАНСПОРТ КАК ОБЪЕКТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ.
Работу выполнила Студентка 4 курса 3 группы Масюгина Валерия Александровна.
Транксрипт:

В конце 1980-х гг. в Беларуси была завершена разработка Генеральной схемы комплексной территориальной организации БССР (ГСКТО БССР), вобравшей в себя весь предшествующий опыт экономико-географического районирования Беларуси и обогативший его учетом экологических факторов и новых требований к управлению территориальным развитием в связи с переходом к так называвшемуся региональному хозрасчету, а по существу – к развитию регионов в рыночных условиях хозяйствования.

Районирование Беларуси, предложенное в ГСКТО, нацелено на обеспечение устойчивого (сбалансированного) социального, экономического и экологического развития каждого выделенного региона (внутриреспубликанского территориального комплекса).

Цель ГСКТО Беларуси: создать на территории Беларуси оптимально организованную в народнохозяйственном отношении жизненную среду, обеспечивающую дополнительное ускорение развития республики на основе равнокачественных условий для труда, быта и отдыха населения, размещения и развития производства, использования и воспроизводства природных ресурсов.

По своей ориентации районирование имеет социальную направленность – создание равнокачественной жизненной среды всему населению. По средствам достижения цели (рациональное размещение производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов) – это социо-эколого-экономическое районирование.

Цели социо-эколого-экономического районирования республики лучше всего раскрываются в тех задачах, которые должно было решить данное районирование: преодолеть диспропорции в развитии на территории республики трех взаимодействующих систем: населения–производства–природы, – учитывая, что до сих пор приоритет отдавался развитию производства; вооружить органы территориального управления всех уровней долгосрочной стратегией достижения на подведомственных территориях сбалансированного социального, экономического и экологического развития; выделить территории, оптимальные для повседневного человеческого бытия, – первичные территориальные общности как низовые неделимые территориально-хозяйственные единицы и как главные звенья хозяйственного комплекса республики, способные обеспечивать эффективное взаимодействие и комплексное развитие производственных, социальных и экологических структур на местах. На этой основе усовершенствовать административно-территориальное устройство Беларуси.

Основополагающее значение при данном подходе к районированию имело выделение в качестве первичного низового звена местной территориально- хозяйственной системы (МТХС). Наиболее эффективное развитие и функционирование местных систем должно обеспечиваться в рамках территориальных комплексов (ТК), формируемых на основе взаимодополняемости групп местных систем различного функционального типа в зонах территориальной концентрации производственных, социальных и экологических проблем.

В ГСКТО была обоснована целесообразность формирования в республике 388 МТХС, организуемых вокруг 186 городских и 202 наиболее крупных сельских поселков – центров местных систем. Каждая из этих систем группирует в пределах 30 – 35 минутной транспортной доступности своего центра 60 – 70 сельских поселений, занимает площадь в среднем 500 кв. км и имеет среднюю численность населения 25 тыс. чел. Границы местных систем в основном вписываются в существующие границы административных районов (в среднем 3,3 МТХС в пределах одного района).

Учитывая существенные различия социально- экономических, природных, географических, планировочных условий развития территорий и населенных пунктов, все 388 местных систем в зависимости от их способностей к наиболее эффективному выполнению тех или иных народнохозяйственных функций подразделены на 6 функциональных типов.

Наименование показателей Функциональные типы местных систем IIIIIIIVVVI Общая площадь территории, км² в т. ч., % застроенные территории 62,61,81,31,00,9 сельскохозяйственные земли леса I-й группы ,5 охраняемые территории 19,317,612,77,213,838,3 Общая численность населения, тыс. чел ,5 в т. ч. население центра ,5 1,5 1,7 2,2 Удельный вес городского населения, % Общая плотность населения, чел./км² ,51415 Соотношение работающих, % в промышленности в сельском хозяйстве Благоустроенный жилищный фонд, % ,3 Количество видов объектов обслуживания

Далее в ГСКТО была поставлена задача увязать развитие местных систем в рамках 19 сформировавшихся и формирующихся территориально-производственных комплексов, выделенных учеными. По существу в ГСКТО были интегрированы экономические, социальные и экологические критерии районирования, и в результате на территории Беларуси было выделено 20 территориальных комплексов (социально-эколого- экономических регионов) во главе с 20 наиболее крупными хозяйственными центрами. В составе каждого из 20 территориальных комплексов (ТК) было сгруппировано по 18 – 20 местных систем различного функционального типа (промышленных, сельскохозяйственных, природных и т.д.) таким образом, чтобы средние показатели уровня развитости каждого ТК приближались к средним показателям по республике.

Социально- экономические связи центров: 1 – зоны повседневных связей; 2 - зоны устойчивых связей; 3 – зоны преимущественного влияния; 4 – границы территориальных комплексов. Схема комплексного социо-эколого-экономического районирования Беларуси (ГСКТО БССР).

На основе анализа системы показателей, характеризующих уровень социо-эколого-экономического развития каждого из 20 ТК, были разработаны их типология и направления повышения степени комплексности, социальной, экономической и экологической эффективности для каждого типа. В результате были выделены 3 группы ТК по степени социально- экономической развитости и выработаны рекомендации по повышению уровня их комплексности. К первой группе наиболее развитых (группа А) отнесены 6 ТК: Минский, Витебский, Гомельский, Могилевский, Брестский, Гродненский. Ко второй группе по степени сформированности (группа Б) отнесены 11 ТК: Барановичский, Борисовский, Оршанский, Молодечненский, Пинский, Лидский, Бобруйский, Мозырский, Слуцко-Солигорский, Полоцко-Новополоцкий, Жлобинский. Третья группа (группа В) – это 3 потенциальных ТК: Глубокский, Житковичский, Кричевский.

Обновленная ГСКТО (2000 г.) предусматривает обеспечение устойчивого развития республики на макро-уровне на основе концепции поляризованного территориального развития страны – формирования урбанизированного (экономического) каркаса и уравновешивающего его экологического каркаса.

В новой ГСКТО первичной ячейкой (т.е. на микро-уровне) планировочного районирования является административный район, а не более мелкая МТХС (как было в прежней ГСКТО). Роль внутриреспубликанских территориальных систем мезо- уровня (которых в прежней ГСКТО было 20) отводится шести областным регионам. Система расселения имеет также три иерархических уровня: макро-уровень (национальный), мезо-уровень (областной) и микро-уровень (районный), что в совокупности должно обеспечить удобный доступ (в пределах одного часа) всему населению к местам приложения труда и объектам социальной инфраструктуры.

С критикой новой ГСКТО, в частности, того обстоятельства, что в ней не выделяются, как прежде, внутриреспубликанские ТК мезо-уровня (области), и с обоснованием целесообразности современного социально-эколого- экономического районирования с выявлением зон тяготения крупнейших хозяйственных центров страны активно выступает Г.В. Ридевский. Он считает, что административные районы является оптимальной единицей для социально-эколого-экономического районирования, так как это административно управляемые территории базового уровня и по ним логично получать оперативную информацию о проблемах социально- экономического, демографического и экологического развития регионов. Применив метод узлового районирования, он разработал схему социально-эколого- экономического районирования Беларуси, выделив 15 социально-эколого-экономических районов, объединяющих каждый от 4-х (Пинский СЭЭР) до 21 (Минский) административных районов вокруг района – центра поляризации СЭЭР

Рис. 2. Социально-эколого-экономическое районирование Республики Беларусь 1. – Административные районы 2. - Социально-эколого- экономические районы 3. - Центры социально- экономических районов 4. - Важнейшие субрегиональные центры