Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности людей, проживающих на загрязненных территориях в приграничных областях Практический тур 4-ой Международной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Нормативно-методическое обеспечение функционирования систем поддержки принятия решений по вопросам реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному.
Advertisements

Катастрофа на Чернобыльской АЭС. Крупнейшая в мире авария произошла на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Непосредственно к аварии привёл технологический.
Практический тур 5-ой Международной студенческой олимпиады «Экологическая безопасность»
Практический тур 5-ой Международной студенческой олимпиады «Экологическая безопасность»
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Выполнила : аспирантка кафедры политологии Юридического факультета БГУ, Махнач Е. М.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
«Разработка программно-методического аппарата оценки безопасности проживания населения на загрязненных территориях на основе анализа и комплексной оценки.
29 января 1992 года Совет Безопасности ООН на своем заседании принял резолюцию о рекомендации принять Республику Таджикистан в члены Организации Объединенных.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Цели и задачи Цель: воспитания у детей правильного отношения к катастрофам. Задачи: 1. описание истории событий; 2. оценка загрязнения окружающей среды;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Проект предлагает сотрудничество в области технического регулирования, в том числе стандартизации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Содержание Создание РСЧС Задачи деятельности РСЧС Права граждан РФ в области защиты от ЧС Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС Мероприятия по.
Транксрипт:

Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности людей, проживающих на загрязненных территориях в приграничных областях Практический тур 4-ой Международной студенческой олимпиады «Экологическая безопасность»

В качестве главного координатора деятельности в области радиационной безопасности выступает Международное агентство по атомной энергии, созданное в рамках Организации Объединенных Наций в 1957 году. Агентство разрабатывает своды положений и руководства по безопасности выбора площадок, проектирования, эксплуатации и качества АЭС, стандарты радиационной защиты; издаются правила и инструкции для конкретных видов операций, в том числе безопасной транспортировки радиоактивных материалов. Рекомендации МАГАТЭ в этих областях используются многими странами как основы внутригосударственных норм и правил. МАГАТЭ также содействует оказанию экстренной помощи государствам-членам в случае аварий, руководствуясь Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986) и Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986).

Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности населения в Республике Беларусь включает разработку и организацию выполнения экономических, социальных, организационных, научно- технических и правовых мер, направленных на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения как в условиях нормальной жизнедеятельности, так и при возникновении радиационных аварий. Государственное управление и регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется в установленном порядке Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь в соответствии с предоставленными этим органам государственного управления полномочиями. Государственным экспертным органом в области обеспечения радиационной безопасности населения является Национальная комиссия Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь, осуществляющая свои функции в соответствии с положением о ней.

Радиационная обстановка в любом государстве мира является одной из важнейших характеристик экологического состояния территории. В результате взрыва на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года значительные площади Республики Беларусь были охвачены радиоактивным загрязнением. Среди приоритетных поллютантов выделяются: Йод-131 Рис.1. Загрязнение территории Беларуси йодом 131 (реконструкция) по состоянию на 10 мая 1986 г.

Среди приоритетных поллютантов выделяются : Цезий-137 Рис.2. Загрязнение территории Беларуси цезием-137 по состоянию на 1986 г.

Среди приоритетных поллютантов выделяются: Стронций-90 Рис.3. Загрязнение территории Беларуси по состоянию на 2005 г.

Среди приоритетных поллютантов выделяются : Трансурановые элементы (плутоний-238,239,240) Рис.4. Загрязнение территории Беларуси трансурановыми элементами по состоянию на 2005 г.

Выпадение радионуклидов вследствие Чернобыльского выброса создало сложную радиационно-экологическую обстановку на территориях Республики Беларусь. На этих территориях радионуклиды присутствуют практически во всех компонентах экосистем, вовлечены в геохимические и трофические циклы миграции и приводят к облучению населения. В настоящее время проведено зонирование территории Беларуси по уровню радиоактивного загрязнения и величине дозовых нагрузок на население.

Состояние окружающей среды в зоне воздействия По состоянию на январь 2004 года, площадь загрязнения Беларуси цезием- 137 с уровнем выше 37 к Бк/м 2 (критерий отнесения территории к зоне радиоактивного загрязнения) составляла 41,11 тыс. км 2, или 19,75% территории. Загрязнение территории республики стронцием-90 носит более локальный характер – уровни загрязнения этим радионуклидом выше 5,5 к Бк/м 2 были обнаружены на 21,1 тыс. км 2. в Гомельской и Могилевской областях, что составляет 10% от территории республики. Загрязнение территории Беларуси изотопами плутония-238,239,240 с плотностью более 0,37 к Бк/м 2 охватывает около 4,0 тыс. км 2, или почти 2% площади республики. Эти территории находятся преимущественно в Гомельской области и Чериковском районе Могилевской области. Радиационное загрязнение оказало воздействие на все компоненты природной среды – почвы, растительность, животный мир, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Велико его влияние и на здоровье населения.

Чернобыльская катастрофа оказала негативное воздействие не только на природную среду, но и на все сферы жизнедеятельности человека, прежде всего на сельское и лесное хозяйство, производство, социальную сферу. Экономические последствия 1. Из оборота выведено 2,65 тыс. км 2 сельхозугодий, резко сократились посевные площади и валовой сбор с/х культур, существенно уменьшилось поголовье скота ; 2. Уменьшены размеры пользования минерально-сырьевыми и другими ресурсами; 3. Около четверти лесного фонда – 20,1 тыс. км 2 леса подверглись радиоактивному загрязнению. Согласно расчетам, выполненным Институтом экономики НАН Беларуси, суммарный ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой, в расчете на 30-летний период ее преодоления оценивается в 235 млрд. долларов США, что составляет 32 бюджета республики 1985 г. Социальные последствия 1. Формирование у значительной части населения неадекватного восприятия радиационного риска (устойчивый психологический дискомфорт); 2. Ухудшение состояния здоровья всех категорий пострадавших; 3. Развитие негативных демографических тенденций в зонах радиационного загрязнения.

Правовые последствия В Республике Беларусь в законодательном порядке введены в действие законы и концепции в обрасти радиационного контроля и защиты; постановления Правительства, нормативные документы министерств и других органов государственного управления; документы, устанавливающие нормативы содержания радионуклидов в пищевых продуктах и сельскохозяйственном сырье. К таким документам, в частности, относятся: Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС». Закон Республики Беларусь «О санитарно – эпидемическом благополучии населения». Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения». Концепция проживания населения в загрязненных радионуклидами районах и развития находящихся в них населенных пунктов. Концепция защитных мер в восстановительный период для населения, проживающего на территории Республики Беларусь, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской аварии. Концепция защиты населения Республики Беларусь при радиационных авариях на АЭС. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСН-2002), а также многие другие.

Международное трансграничное сотрудничество в области радиационной безопасности Наиболее весомыми и значимыми международными документами по международному чернобыльскому сотрудничеству являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН). С точки зрения национальных интересов Республики Беларусь значительным шагом вперед стала резолюция 58/119 «Укрепление международного сотрудничества и координация усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы», которая была принята 17 декабря 2003 г. В резолюции ГА ООН приветствовала решение Совета Глав Государств СНГ объявить 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф в государствах участниках Содружества, а также предложила государствам-членам ООН отмечать этот международный день, проводя соответствующие мероприятия в память о жертвах радиационных аварий и катастроф и активно информируя население об их последствиях для здоровья людей и окружающей среды. Необходимо также отметить, что для согласования позиций трех наиболее пострадавших государств и ООН по чернобыльским проблемам 26 мая 1993 г. в Минске был образован Четырехсторонний координационный комитет ООН по Чернобылю в составе представителей Беларуси, России, Украины и Координатора ООН по международному чернобыльскому сотрудничеству в ранге заместителя Генерального секретаря ООН (в настоящее время заместителя Координатора ООН по международному чернобыльскому сотрудничеству в ранге Регионального директора ПРООН по странам Европы и СНГ). В настоящее время сотрудничество Беларуси с международными организациями продолжает осуществляться как в рамках программ, так и по отдельным проектам (с 2003 г. Беларусь принимает участие в региональном (Беларусь, Россия, Украина) проекте технического сотрудничества МАГАТЭ «Долгосрочные стратегии контрмер и контроль облучения людей в сельских районах, подвергшихся воздействию чернобыльской аварии). Т.о., можно сказать, что в области международного сотрудничества по решению чернобыльских проблем наметился переход от действий в рамках традиционно гуманитарной помощи к оказанию планомерного содействия решению проблем реабилитации пострадавших территорий, их устойчивому развитию.

План мероприятий по защите населения в условиях радиоактивного загрязнения 1. Оценка радиационной обстановки решение основных задач по вариантам действий населения в зонах загрязнения; сбор данных о пораженной территории; анализ полученных результатов; выбор наиболее целесообразных вариантов действий, обеспечивающих наименьшее воздействия ионизирующего излучения на население и выполнение поставленных задач перед аварийно - спасательными подразделениями; информирование общественности; 2. Ликвидация последствий радиоактивного загрязнения Физические способы дезактивации применяются для удаления сравнительно слабо связанных с поверхностью радиоактивных частиц и основаны на частичном растворении и смывании их водой. К физическим способам дезактивации относятся также удаление из воды нерастворимых радиоактивных частиц фильтрованием ее через фильтры с шихтой из активированного угля или различных почв. Физико-химические способы дезактивации предназначены для удаления радиоактивных продуктов, более прочно связанных с зараженной поверхностью или растворенных в воде (при дезактивации воды), и основаны на способности радиоактивных изотопов и их носителей участвовать в коллоидных процессах и процессах ионного обмена. С этой целью зараженные объекты обрабатываются специальными моющими растворами (порошок СФ-2У). Механические способы дезактивации основаны на удалении радиоактивных веществ с поверхности зараженных объектов или изоляции зараженной поверхности. Удаление РВ может производиться вытряхиванием, сметанием, выколачиванием, отсосом (пылесосы), сдуванием (компрессоры). К механическим способам относятся также срезание зараженного слоя или изоляция его путем устройства защитных покрытий из незараженных материалов.

3. Захоронение отходов производится в пунктах захоронения отходов дезактивации 1, 2 и 3 категории – с активностью более 100 к Бк/кг, от 1 до 100 к Бк/кг и приповерхностные пункты хранения ОД, выполненные без проектов и учета гидрогеологической обстановки; Радиационный контроль является важнейшей частью обеспечения радиационной безопасности. Его целью является определение степени соблюдения принципов радиационной безопасности и требований нормативов, включая не превышение установленных основных пределов доз и допустимых уровней при нормальной работе, получение необходимой информации для оптимизации защиты и принятия решений о вмешательстве в случае радиационных аварий, загрязнения местности и зданий радионуклидами, а также на территориях и в зданиях с повышенным уровнем природного облучения.

В Республике Беларусь создана и успешно функционирует система радиационного мониторинга, вошедшая в национальную систему мониторинга окружающей среды РБ. В ее состав входит широкая сеть пунктов наблюдений и аккредитованных лабораторий.