Лабораторные и практические работы по курсу «Ландшафтоведение» Марцинкевич Г.И

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- Урболандшафтные исследования г.Минска. Цель урба-ланшдафтных исследований: Проанализировать современную пространственную структуру территории г.Минска.
Advertisements

Пространственная структура природно- антропогенных ландшафтов Беларуси Ландшафтоведение (курс лекций)
Ландшафты Беларуси План лекции 1.Классификация ландшафтов Беларуси 2. Класс, тип, подтипы, роды, подроды, виды ландшафтов 3. Особенности распространения.
Я Знаю 1. Понятие ПТК; 2. Уровни природных комплексов ; 3. Физико- географическое районирование; 4. Разнообразие ПТК; 5. Отличие ПК морей от ПК суши.
Г.И. Марцинкевич Ландшафты Беларуси Белорусский государственный университет Минск, Беларусь.
География Земли в таблицах, графиках и диаграммах.
Природные ландшафты Беларуси Лекции 9-12 Г.И. Марцинкевич, Белорусский государственный университет, 2011.
Природные ландшафты Беларуси Лекции 9-12 Г.И. Марцинкевич, Белорусский государственный университет, 2011.
Подготовила учитель химии ОШ1 пгт Багерово Бекирова С.Д.
Ландшафтные исследования антропогенной трансформации геосистем Презентацию подготовил Барановский Н.П.
Оценка ПТК Поозерской провинции для прикладных ландшафтно-рекреационных исследований (летом)
Оценка ландшафтного разнообразия особо охраняемых территорий Беларуси Профессор БГУ Марцинкевич Г.И.
Презентация к уроку по географии (8 класс) по теме: Понятие о природном территориальном комплексе
ПОСТРОЕНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗРЕЗА ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЕ (ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ЗАЛЕГАНИЕ). 1. Провести нулевую линию будущего разреза, длиной равной разрезу.
Выполнил студент группы К-21 Ефимова В.С.. Цели и задачи: Цель: рассмотреть сущность и значение ландшафта. Задачи: Проследить пути формирования термина.
Способы наглядного представления статистических данных.
Цели урока: Создать целостное представление о разнообразии и единстве природы страны как неотъемлемой части географической оболочки; Создать целостное.
Безлесные зоны юга России Степи, лесостепи, пустыни, полупустыни Prezentacii.com.
«Основные требования к разработке рабочих программ по географии»
История хозяйственного освоения территории РБ Закономерности формирования антропогенных ландшафтов Марцинкевич Г.И.
Транксрипт:

Лабораторные и практические работы по курсу «Ландшафтоведение» Марцинкевич Г.И. 2011

Курс «Ландшафтоведение» на заочном отделении: всего 24 часа, в том числе 12 часов лекционных, 8 часов лабораторных, 4 часа практических. Курсовая работа. 3 расчетно-аналитических работы (РАР).Оценки по РАР учитываются при сдаче экзамена Экзамен в летнюю сессию. Допуск к экзамену только после сдачи курсовой работы и всех РАР

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 1. В недрена рейтинговая система оценок знаний студентов. Общая схема организации этой системы включает следующие положения: 2. У читывается качество выполнения и оценки за каждую расчетно-аналитическую работу (с коэффициентом 0,4) 3. Экзамен проводится в письменном виде, экзаменационная оценка имеет коэффициент 0,6. Рейтинговая (суммарная) оценка выставляется с учетом суммы полученных баллов

НЕОБХОДИМО НА ЗИМНЕЙ СЕССИИ Взять задание по курсовому проектированию Получить индивидуальное задание для выполнения расчетно-аналитических работ Сделать копию ПТК административного района в соответствии с заданием (ландшафтная карта РБ, масштаб 1: ) и общегеографической карты ( из Общегеографического атласа соответствующей области, масштаб 1: ) Подобрать литературу для выполнения всех работ Оформить рабочую тетрадь для выполнения всех расчетно-аналитических работ

РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 ТЕМА: ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ Цель: приобретение навыков анализа и описания горизонтального строения ПТК. Необходимые материалы: линейка, простые и цветные карандаши, калькулятор, палетка, Отсканированная территория района из ландшафтной карты Содержание работы: Оформление условных знаков к карте, заполнение таблицы площадей видов, подродов и родов ландшафтов в границах района (практикум, с. 21)

Работа с картами: Работа с ландшафтной картой Беларуси, масштаб 1: На карте отображено 7 основных и промежуточных классификационных единиц ландшафта: класс – тип – подтип – группа родов – род – подрод – вид. Род (основная единица) – на карте нанесен цветом, вид (основная единица) – штриховкой и цифрами от 1 до 105, подрод (промежуточная единица) показан штриховкой Делаем сканированную копию ПТК своего административного района (в соответствии с заданием) Выписываем условные обозначения, относящиеся только к выполненной карте с указанием 3 классификационных единиц: род – подрод - вид. Все названия классификационных единиц есть в методических указаниях (с.21)

Графический материал. Оформляется ландшафтная карта района с условными обозначениями (рис.2). Условные обозначения 3- Среднехолмисто- котловинные с широколиственно- еловыми зеленомошнойй- кисличными лесами на дерново слабо-и среднеподзолистых, лугами на торфяно- болотных почвах М-б: в 1 см 6 км Рис.2 Ландшафтная карта района супесчано-

Условные обозначения к ландшафтной карте Вторичноморенные ландшафты, умеренно дренированные, с широколиственно-еловыми и сосновыми лесами на дерново- подзолистых, реже заболоченных почвах. 40. Волнистые с широколиственно-еловыми зеленомошнойй-кисличными лесами на дерново- слабоподзолистых почвах

Роды ландшафтов показаны цветом: 1. Холмисто-моренно- озерные разной степени дренированности, с еловыми, вторичными мелколиственными лесами, лугами на дерново-подзолистых, реже заболоченных почвах Подроды ландшафтов показаны штриховкой С поверхностным залеганием супесчано-суглинистой морены, значительно распаханные

Виды ландшафтов обозначены номерами: 1. Мелкохолмистые с сероольховыми кисличными лесами на дерново-слабо- и средне оподзоленных почвах, злаковыми лугами на дерново-подзолисто- глееватых почвах При заполнении таблицы названия родов и видов можно сокращать. НАПРИМЕР: Род: холмисто-моренно- озерные Подрод: С поверхностным залеганием супесчано- суглинистой морены Вид: мелкохолмистые

1.2. Расчетный блок. В рабочей тетради расчертить таблицу 3 и заполнить все графы В графу 1 записывается общая площадь района. Далее подсчитывается площадь каждого вида ландшафтов в км 2 и заполняются графы 8, 9. После этого определяется площадь подродов ландшафтов как сумма площадей составляющих их видов и заполняются графы 5, 6. Далее вычисляется площадь родов ландшафтов как сумма площадей составляющих их видов и заполняются графы 2, 3. Второй этап - перевод площадей в проценты. Для этого определяем процентное соотношение площадей имеющихся на его территории родов ландшафтов и заполняем графу 4. Так же рассчитываем соотношение площадей подродов ландшафтов (графа 7) и видов ландшафтов (графа 10). Таблица 3

Лабораторная работа 3. Цель: характеристика ландшафтов района и выполнение диаграмм (практикум, с.28-30) Структура родов ландшафтов Площадь всего участка, принимаемая за 100 %, изображается в виде круга. Он разбивается на доли пропорционально площади, занимаемой каждым родом (рис. 3). Рис. 3. Структура родов ландшафтов района

Иллюстративная часть: выполнение диаграмм Структура видов ландшафтов (Горизонтальное строение родов ландшафта) Количество диаграмм равно числу родов в районе. В данном случае в виде круга, принимаемого за 100 %, изображается площадь рода ландшафта. Круг разбивается на секторы, количество которых равно числу видов в пределах рода, а размеры пропорциональны их площадям (рис.4). Условные обозначения Виды ландшафта. 1 - волнисто-западинные, 2 - мелкохолмистые, 3 – платообразные. Рис. 4. Структура видов лессового ландшафта

Аналитический блок Анализ и описание выполненных диаграмм по следующему плану: Факторы выделения родов, подродов и видов ландшафтов Характеристика ландшафтов ( в ранге родов) – см. текст учебника «Ландшафтоведение», с Названия доминантных (господствующих) видов ландшафтов в пределах родов. Все работы выполняются в рабочей тетради, которая сдается преподавателю до экзамена. Результаты лабораторных работ 2 и 3 включаются в курсовую работу по ландшафтоведению

2. РАСЧЕТНО - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2 ТЕМА : ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ПРИРОДНО- АНТРОПОГЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ. Цель работы: приобретение умения выделения природно-антропогенных комплексов (ПАК) в ранге класса ландшафтов, овладение методикой их типологии, картографирования, анализа горизонтального строения. Необходимые материалы: общегеографическая карта района, карта ПТК района, 2 листа кальки (формат А 4), линейка, простые и цветные карандаши, калькулятор, скрепки, палетка. Палетка: лист кальки (10 х 10 см) расчерчивается через 1 сантиметр по вертикали и горизонтали (черными чернилами или тушью) сплошными линиями. Далее каждый из полученных квадратов делится более тонкими линиями на четыре части.

Горизонтальное строение природно-антропогенных комплексов (ПАК) Работа выполняется в несколько этапов: Подсчет структуры земельных угодий ПТК в ранге видов ландшафтов. Выполняем ксерокопию общегеографической карты района и накладываем ее на увеличенную до этого масштаба ксерокопию ландшафтной карты, Обособление природно-антропогенных комплексов в ранге подклассов и классов ландшафтов и их типология. Составление карты природно-антропогенных комплексов. Выполнение диаграмм горизонтального строения ПАК Анализ результатов

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАК Классификационные единицы ПАК: классы, подклассы, роды ландшафтов. Классы ПАК: сельскохозяйственные, сельскохозяйственно- лесные, лесные, охраняемые, рекреационные. С учетом видов хозяйственной деятельности внутри классов выделяются подклассы. Так, подклассами сельскохозяйственных ПАК являются пахотные, сенокосно-пастбищные, лугово-пахотные и другие. Они выделяются по соотношению земельных угодий.

2.2. РАСЧЕТНЫЙ БЛОК ОЦИФРОВКА КОНТУРОВ Лист кальки (формат А4) прикрепляется скрепками к выполненной ранее карте природных территориальных комплексов. Простым карандашом обводятся границы урочищ. Выполнив с помощью палетки подсчеты структуры земельных угодий каждого вида ландшафтов, надо заполнить таблицу 5. Сначала заполняются графы 3, 5, 7 и т.д., куда вписывается площадь каждого вида угодий в абсолютных величинах (км²), далее высчитывается процент площади каждого вида угодий от общей площади контура и заполняются графы 4, 6, 8, 10 и пр.

2.2. РАСЧЕТНЫЙ БЛОК В рабочей тетради чертим таблицу 6 и заполняем все графы. В первую графу записывается общая площадь района. Далее подсчитывается площадь каждого подкласса ландшафтов в км 2 и заполняются графы 5, 6. После этого определяется площадь классов ПАК как сумма площадей составляющих их подклассов и заполняются графы 2, 3.

Графический материал. По данным таблиц 5 и 6 составляется карта природно- антропогенных комплексов (рис. 6) Условные обозначения Рис. 6. Природно-антропогенные комплексы

Иллюстративная часть: выполнение диаграмм Структура классов ПАК (Соотношение площадей классов ПАК) площадь района, принимаемая за 100 %, изображается в виде круга. Он разбивается на доли, пропорциональные площади каждого класса ПАК (рис. 7). Условные обозначения Классы ПАК: 1. Сельскохозяйственный 2. Сельскохозяйственно-лесной 3. Лесной Рис.7. Структура классов природно-антропогенных комплексов

Иллюстративная часть: выполнение диаграмм Структура подклассов ПАК (горизонтальное строение класса ПАК, %) Количество диаграмм равно числу классов ПАК. В данном случае в виде круга, принимаемого за 100 %, изображается площадь класса ПАК, Круг разбивается на секторы, количество которых равно числу подклассов в пределах класса, а размеры пропорциональны их площадям (рис.8). Условные обозначения Подклассы ПАК: 1. Пахотный. 2. Сенокосно-пастбищный Рис.8. Структура подклассов сельскохозяйственного класса ПАК

Аналитический блок Составленная карта и построенные диаграммы анализируются, и делается описание по следующему плану: Факторы выделения классов и подклассов ПАК. Определение доминантных, субдоминантных, редких подклассов в пределах каждого класса ПАК и краткая характеристика доминантных подклассов

3. РАСЧЕТНО - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3 ТЕМА. АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ РАЙОНА. Цель работы: приобретение навыков анализа структуры и описания территориальных особенностей ПТК и ПАК на примере конкретного района. Содержание работы. В рабочей тетради дается описание: 1. всех родов ПТК по плану ( географическое положение, геологические отложения, характер рельефа, почвенно- растительный покров, анализ горизонтального строения рода, т.е. структуры подродов и видов); 2. Характеристика каждого класса ПАК (географическое положение, площадь, особенности структуры земельных угодий).

ТЕМА: АНАЛИЗ И ОПИСАНИЕ ЛАНДШАФТНОЙ СТРУКТУРЫ РАЙОНА (продолжение). Описания могут сопровождаться иллюстративным материалом из работ 1 и 2. Работа выполняется индивидуально по тому району, который анализировался в работах 1 и 2 Рекомендуется все материалы использовать при подготовке курсовой работы по курсу «Ландшафтоведение»

Курсовая работа ПЛАН РАБОТЫ Введение (актуальность темы, цель, задачи, материалы). Понятие о ландшафте. Классификация ландшафтов Беларуси Характеристика природных компонентов административного района (в соответствии с темой работы) Геологическое строение и рельеф Климат и воды Почвенно-растительный покров и животный мир Ландшафты района (в соответствии с темой работы) Заключение Литература

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!