Международный университет природы, общества и человека «Дубна» Кафедра «Системного анализа и управления» Геоинформационные технологии в системах территориального управления профессор Спивак Лев Феликсович моб.:
Типы сложных систем Практика управления имеет дело с тремя типами сложных динамических систем: - технологическими процессами; - организациями; - территориями. Для автоматизации управления этими системами создаются: - Автоматизированные системы управления технологическим процессами (АСУТП) - Автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП) - Автоматизированные системы управления развитием территории (АСУРТ).
В историческом разрезе задачи управления территориями были сформулированы еще во времена Платона, задачи управления предприятиями - возникли значительно позже, а задачи управления технологическими процессами – являются самыми молодыми (ХХ век). В тоже время успехи в развитии теоретического и прикладного обеспечения этих задач имеют прямо противоположную тенденцию. На сегодняшний день в мире создано огромное число функционирующих АСУТП и достаточно большое количество АСУП, а вот примеров удачно реализованных АСУРТ - практически нет. Этот парадокс объясняется, главным образом, различием в уровне сложности объектов и задач управления.
АСУТП АСУТП относятся к категории замкнутых систем. Цели четко определены. Эффективность функционирование АСУТП оценивается на основе формальных критериев, имеющих ясный физический смысл (количество произведенных продуктов, количество затраченных ресурсов и т.п). Как правило, могут быть описаны на одном профессиональном диалекте. Структурные элементы – технологические операции. Блок-схема: конечная последовательность операций, описываемых HIPO- диаграммами «вход – обработка – выход». Границы с внешней средой(ВС) хорошо определенны и стабильны. Обмен с ВС, представляются в виде фиксированного перечня материальных и энергетических потоков. Как входные, так и выходные параметры измеряются в количественных шкалах, их значения могут изменяться лишь в жестких пределах. Конечное число состояний. Условия определенности. Многие АСУТП являются полностью автоматическим. Человек в АСУТП выполняет роль оператора, контролирующего ход процесса. Прямое вмешательство предусматривает конечный набор действий, определяемых инструкцией (регулирование, отключение, переход на специальный режим работы и т.п.). Квалификация оператора, хотя и является важным условием, обычно доступна широкому кругу людей и может быть приобретена в процессе обучения.
АСУП АСУП относиться к категории сложных частично открытых систем. Организации создаются дл определенных целей. Одна из главных целей коммерческих организаций - получение прибыли. Деятельность организаций оценивается на основе комплексных экономико- социальных критериев, часть из которых слабо формализована. Для полного описания нужно нескольких профессиональных языков (технологи, экономисты, кадры, бухгалтера и пр.). Структурные элементы – подразделения. Принцип построения – специализация и интеграция. Можно описать в виде иерархической структуры подразделений и технологических процессов(АСУТП), связанных материальными, финансовыми и информационными потоками. Границы с ВС достаточно хорошо определены, но не стабильны. Сильно зависят от ВС (конкуренция) Большинство решений принимаются в условиях риска. Часто не могут предвидеть отдаленные последствия решений. Управление включает как прямые, так и косвенные меры воздействия. Есть теоретические основы. Роль руководителя ( ЛПР ) – очень важна. При одних лидерах организации процветают, при других – разоряются.
АСУРТ АСУРТ - являются наиболее сложными и относятся к категории открытых систем. (Жизненный цикл. Принципы развития. ) Цели декларативные (всеобщее благосостояние, устойчивое развитие) Критерии управления должны учитывать экономические, социальные, экологические, политические, нравственные, культурные, исторические и другие факторы. Что важней – природные ресурсы или качество населения? В пределах территории может функционировать множество организаций, каждая из которых преследует свои собственные интересы и выгоды. Разработать такие критерии, которые позволили бы гармонизировать (согласовывать) множество различных противоречивых интересов пока не удается, да и вряд ли в принципе возможно. Персонал организаций связан прежде всего, совместной деятельностью ( единая корпоративная цель). Для них важна - общая прибыль. Население территорий, связано, прежде всего, совместным обитанием. Для многих из них важнее качество среды обитания.
Процесс принятия решений по управлению территорией всегда поиск компромисса различных интересов, часто по принципу выбора наименьшего из зол. Теории управления территорией нет. При принятии решений руководители территорий могут опираться только на свой опыт или на советы великих предшественников. Они практически всегда находятся в условиях неопределенности и, как правило, не могут предвидеть не только отдаленных, но и краткосрочных последствий своих решений. В лучшем случае они могут получить информационную поддержку в виде списка рекомендаций с анализом возможных последствий. Возможности использования метода аналогий крайне ограничены. Оценить сходство ситуаций очень сложно. Роль руководителя (ЛПР) чрезвычайно важна. При одних руководителях территории благоденствуют, при других – приходят в упадок.
Основы управления территориями Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов территории являются наиболее приоритетными задачами региональных и муниципальных органов управления. Важную роль в повышении эффективности управления территориями могут и должны сыграть современные IT и ГИС – технологии.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АСУРТ Автоматизированные системы управления развитием территории (АСУРТ) относятся к категории динамических открытых систем. Такие системы нельзя построить сразу в законченном виде, они растут и развиваются на протяжении всего жизненного цикла объекта управления. На первых этапах развертывание АСУРТ требует значительных материальных вложений, которые окупаются только через несколько лет. Поэтому проблему создания АСУРТ необходимо рассматривать и в экономическом контексте. Только при разумном взвешенном подходе можно обеспечить эволюцию системы на достаточно длительный срок.
ПРИНЦИП «АРХИПЕЛАГА» Тематические и территориальные подсистемы АСУРТ должны иметь возможность развиваются независимо, в виде отдельных «островов», которые постепенно сливаются в единый «архипелаг». При выборе очередности создания «островов» следует учитывать: - теоретическую возможность - техническую реализуемость - практическую целесообразность (актуальность и эффективность) - наличие заинтересованных пользователей Предпочтение следует отдавать наиболее подготовленным приложениям и регионам, затраты на внедрение в которых меньше, а эффект от внедрения - больше.
ПРИНЦИП «РОСТА ИЗ ЯДРА» Сначала формируется пакет первоочередных целевых задач для ограниченного круга пользователей и разрабатывается базовая инфраструктура (ядро системы), обеспечивающая их решение, а затем, вокруг ядра, подобно лепесткам ромашки, постепенно наращиваются средства, охватывающие новые сферы приложения. «Ядро», как зародыш, должно содержать основные компоненты будущей системы (пусть и в зачаточном состоянии) Темпы и направления развития «ядра» должны регулироваться с одной стороны актуальными потребностями пользователей, с другой - реальными техническими возможностями, а с третьей - соображениями экономической целесообразности.
ПРИНЦИП «КОНСТРУКТОРА» Все части системы собираются из типовых структурных элементов по определенным правилам с использованием унифицированных интерфейсов. Это технологический принцип призванный обеспечить совместимость и конструктивное развитие компонент системы. На концептуальном уровне элементарным конструктивным блоком («кирпичом») является понятие задачи.
АСУРТ должна базироваться на «трех китах»: - системе мониторинга, обеспечивающей оперативный сбор разномасштабной информации, объективно отражающей текущее состояние дел в регионе; - комплексе математических и геоинформационных моделей, с помощью которых получают научно-обоснованные прогнозы развития территории при различных внешних условиях и управляющих воздействиях; - интеллектуальных средствах поддержки принятия решений, позволяющих генерировать, анализировать и выбирать наиболее эффективные сценарии управления. На сегодняшний день основное направление развития автоматизированных систем управления развитием территорий связано с интеграцией всех трех компонент в рамках специализированных ситуационных центров управления развитием территории (далее СЦУРТ).
СХЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ в АСУРТ
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ - определение целей и приоритетов развития территории, включая описание «идеала» или целевого состояния; - выбор критериев оценки текущего уровня развития территории и его «близости» целевому; - выбор управляющих воздействий (из набора предложенных альтернатив) с учетом их ожидаемой эффективности и возможных последствий; - контроль реализации выбранных воздействий и их коррекция при необходимости.
СЦУРТ является важным элементом современной системы управления территориями, призванным обеспечивать информационно- аналитическое обслуживание ЛПР Следует различать кризисные центры, ориентированные на быстрое реагирование в условиях ЧС, и СЦУРТ, предназначенный для регулярной повседневной работы по решению текущих задач управления территорией. СЦУРТ играет роль «шлюза» между средствами сбора данных и ЛПР, обеспечивая аналитическую обработку потоков информации СЦУРТ – « интеллектуальная надстройка » над системой мониторинга СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ (СЦУРТ)
Выработка рекомендаций Прогноз Анализ тенденций Распознавание изменений Описание Органы управления Описание целевого состояния M*(T) Конечные состояния Протоколы наблюдений ΔT1ΔT1 ΔTnΔTn ΔTjΔTj Модели прогноза Сценарии воздействия Ранжированные различия ИЕРАРХИЯ ФУННКЦИЙ поддержки принятия решений
Архитектура СЦУРТ Архитектурно типовой СЦУРТ представляет собой иерархическую систему уровней (этажей), каждый из которых отвечает за реализацию определенных функций Функции, находящиеся на более высоких уровнях иерархии, используют результаты реализации функций, расположенных ниже, при этом вся схема носит итеративный характер. Методы, технологии и инструментальные средства, которые необходимо для реализации этих функций образуют информационно-аналитическое обеспечение (ИАО) СЦУРТ Таким образом, создавать ИАО СЦУРТ нужно снизу вверх по схеме
уровня Функции Методы и инструментальные средства 5 Поддержка принятия управленческих решений Экспертные системы, базы знаний, методы ситуационного управления, теория принятия решений 4 Прогноз возможных направлений развития ситуаций Математическое, геоинформационное и имитационное моделирование (MATLAB) 3 Анализ тенденций и диагностика причин изменений Статистический анализ, анализ временных рядов, регрессионный анализ и др. ( ППП Statistica) 2 Распознавание и ранжирование изменений Методы пространственного анализа и районирования территорий, локальные и интегральные меры сходства 1 Описание территории мониторинга (картирование) Методы и программные средства обработки и тематического дешифрирования данных ДЗЗ, нейронные сети, ГИС ( ARC GIS, Autodesk) СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА Информационно-аналитическое обеспечение СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА Система мониторинга окружающей среды – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды (ОС) и регистрации изменений состояния ОС под воздействием природных и антропогенных факторов. Система мониторинга - подсистема системы управления развитием территории. Задачи мониторинга носят вспомогательный характер и являются подзадачами задач управления, таких как снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, улучшение экологического состояния ОС, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение устойчивого развития территорий и т.п. Эффективность мониторинга определяется путем сравнения эффективности решения основной задачи при наличии системы мониторинга и без нее.
СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И СЦ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЕЙ Территория Подсистема аналитической обработки Органы управления Подсистема наблюдения Подсистема формирования описаний Реализация управляющих воздействий Модель текущего состояния M( t 0 ) ГИС-Т {M(t):t=t нач,…, t 0,…} Система мониторинга Модель «целевого» состояния M* Протоколы наблюдений Стратегии управления Режим наблюдения {Δx, δt, τ } Ситуационный центр
ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАНИЙ Цели описания: - классификация и распознавание объектов; - выявление и ранжирование изменений; - прогноз развития. При описании различают статические компоненты или состояния {S} и динамические компоненты или процессы {P}. Два способа описания территорий: 1) В декларативной форме, т.е. в виде последовательности состояний (фотографий), отвечающих определенным моментам времени S(t1) -> S(t2) -> … S(tn) -> … Эта форма представления используется в системах мониторинга для выявления различий между состояниями. 2) В процедурной форме, т.е. в виде композиции состояний и процессов S(t0) -> {Pj} -> S(tk). Эта форма характерна для математического моделирования и используется, в частности, при решении прогнозных задач.
ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ Текущее состояние территории описывается пространственным расположением и атрибутами объектов мониторинга М(Т) = М(О, С, R) О – объекты (классы объектов); С – свойства (пространственные характеристики и атрибуты, принимающие значения). R – отношения между объектами:
Описание территории В каждый момент времени t описание территории должно отображать множество фактов и утверждений следующих видов: 1) В пределах территории имеются объекты разных классов, перечень которых определяется классификатором A={Ai : i=1, …,k}; 2) Индивидуальный объект a ij принадлежит классу Ai, т.е. a ij Ai : j=1, …,L; 3) Границы индивидуального объекта a ij задаются вектором координат Xm= (x 1, …,x m ), т.е. a ij( Xm ) ; 4) Значение интегрального свойства s объекта a ij равно q, т.е. q=s [a ij ]; 5) Значение дифференциального свойства g объекта a ij в точке x w равно q, т.е. q=g [a ij (x w )]; 6) Классы объектов A 1 и A 2 связаны отношением R, т.е. R (A 1, A 2 ) ={r(a 11, a 21 ); … ; r(a 1 k1, a 2 k2 )}.
ОПИСАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ГИС ОПИСАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ В ГИС В настоящее время наиболее эффективные решения по организации описаний территорий базируются на использовании геоинформационных систем (ГИС). В ГИС описания территории представляются в картографическом виде. При этом территории мониторинга соответствует топографическая основа карты, а объектам – тематические слои. Такие карты в дальнейшем будем называть объектной картой территории (ОКТ).
Для построения ОКТ могут быть использованы космические снимки. Процедура построения ОКТ на основе космических снимков называется тематическим дешифрированием. А - исходный космический снимок (RGB-синтез), В – объектная карта, С – легенда (классификатор объектов) А В С
- В ГИС информация об объектах может быть представлена как в векторной (координаты точек границы объекта) так и в растровой (ячейками сети) форме
Dietrich Schröder GIS point line area Базовые векторные формы объектов Тип Описание положения точка(Х, У) линия (Х1,У1; … ;ХnУn ) полигон (Х1,У1; … ;ХnУn;Х1,У1)
Dietrich Schröder GIS Преобразования « вектор – растр »
Описание территории В каждый момент времени t описание территории, хранящееся в ГИС, позволяет отображать множество фактов и утверждений следующих видов: 1) В пределах территории имеются объекты разных классов, перечень которых определяется классификатором A={Ai : i=1, …,k}; 2) Индивидуальный объект a ij принадлежит классу Ai, т.е. a ij Ai : j=1, …,L; 3) Границы индивидуального объекта a ij задаются вектором координат Xm= (x 1, …,x m ), т.е. a ij( Xm ) ; 4) Значение интегрального свойства s объекта a ij равно q, т.е. q=s [a ij ]; 5) Значение дифференциального свойства g объекта a ij в точке x w равно q, т.е. q=g [a ij (x w )]; 6) Классы объектов A 1 и A 2 связаны отношением R, т.е. R (A 1, A 2 ) ={r(a 11, a 21 ); … ; r(a 1 k1, a 2 k2 )}.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ Семантические вид отношений: - структурные, например, «часть-целое», «род-вид» и т.п.; - позиционные (пространственные), например, отношение "соседства", "вложенности" и др; -ассоциативные, фиксирующие ситуационные взаимодействия объектов. Структурные типы отношений: 1:1; 1:М; М: М Примеры: Область – Областной центр; Область (включать) район; Область (граничить) область
БД ГИС- ТЕРРИТОРИИ БД ГИС- ТЕРРИТОРИИ БД ГИС- территории представляет собой временной ряд ОКТ описывающих состояния территории, начиная с некоторого стартового момента t 0. Актуализация БД ГИС осуществляется на основе данных мониторинга с определенным временным шагом t. Таким образом, содержание БД ГИС- схематично можно представить в виде {ОКТ (t 0 ), ОКТ (t 0 + t), … ОКТ (t n - t), ОКТ (t n ), … }.
РАСПОЗНАВАНИЕ И РАНЖИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ Для регистрации изменений в состоянии объектов управления. необходимо регулярно сравнивать описания территории по схеме: { ---> }. Для объективного сравнения необходимо чтобы ОКТ имели единую формат и строились по единой технологии Две любых ОКТ территории будут иметь конечное число различий
Распознавание и ранжирование изменений ОКТ Что изменилось Было: ОКТ(t 1 )Стало: ОКТ (t 2 )Вид различия Количество классов объектов A={A1, …, Ak 1 }A={A1, …, Ak 2 } k1 k2k1 k2 Количество объектов данного класса Ai ={ a ij : j=1, …,l 1 }Ai ={ a ij : j=1, …,l 2 } l1 l2l1 l2 Границы объекта a ij (Х 1 )a ij (Х 2 ) X 1 X 2 Площадь объекта S 1 [a ij ]S 2 [a ij ]S 1 S 2 Суммарная площадь объектов данного класса j S 1 [a ij ] j S 2 [a ij ] S 1 S 2 Отношения между объектами {R(t1)}{R (t2)}{R(t1)} {R (t2)}
Распознавание изменений в городской застройке
Картирование изменений Аман-Карагайского лесного массива на территории Костанайской области за гг. (данные MODIS – разрешение 250 м, дневные пролеты, зимний период) 18 января 2005 MODIS увеличение размеров лесного массива Критерии детектирования изменений лесного массива уменьшение размеров лесного массива без изменения
посев парыпастбище Изменение площади посевных земель и паров на территории Костанайской области
Увеличение размера водного зеркала озер; Критерии детектирования изменений увлажненности земель Наличие 2-х процессов Без изменения или уменьшение размеров водного зеркала озер А – система озер Тоболо- Убаганского водороздела; В – система озер Тургайской ложбины; С – система озер Сыпсынагашской ложбины Пример сравнительного анализа состояния озерных систем (июль 1986 – июнь 2001) Динамика изменения площади озер Картирование изменений увлажненности территорий Уменьшение Увеличение
Поскольку между двумя ОКТ, даже очень близкими по времени, можно обнаружить множество различий, то на практике серьезной проблемой становится их разделение на существенные и несущественные с точки зрения целей мониторинга. Таким образом, для объективной регистрации необходимо не только правильно распознать различия, но и верно их ранжировать по важности.
Интегральная мера количественной оценки изменений при сравнения ОКТ Интегральная мера может быть представлена линейной комбинацией локальных мер (ОКТ(t1), ОКТ(t2)) = i i (ОКТ(t1), ОКТ(t2)) ; i=1, …,5 где: 1(ОКТ(t1), ОКТ(t2) ) – локальная мера различия отражающая изменения в количестве классов объектов ( типов районов); 2(ОКТ(t1), ОКТ(t2)) – локальная мера различия отражающая изменения в количестве объектов каждого класса; 3(ОКТ(t1), ОКТ(t2)) - локальная мера различия отражающая изменения в площадях объектов различных классов; 4(ОКТ(t1), ОКТ(t2)) – локальная мера различия между картами М1 и М2, отражающая различия в пространственном положении границ объектов; 5(ОКТ(t1), ОКТ(t2)) – локальная мера различия отражающая изменения в отношениях между объектами. i - весовые коэффициенты соответствующих различий.
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ДИАГНОЗ Решение задачи диагноза предусматривает не только выявление причин изменений, т.е. ответы на вопросы что и почему происходит, но и построение моделей процессов, порождающих эти изменения, т.е. ответ на вопрос как. Построенные модели используются для прогноза. B Zone of very low vegetative productivity year
Прогноз развития Решение задачи прогноза предусматривает генерацию будущих состояний территории. Классическая постановка задачи прогнозирования предусматривает наличие математической (процедурной) модели, задающей правила перехода от начального состояния в конечное. Формально такую постановку можно представить в виде ОКТtн {Мi: i=1,m} ОКТtк, где: - ОКТtн – описание начального состояния территории в момент времени tн; - ОКТtк – описание конечного состояния, отвечающее моменту времени tк; - {Мi: i=1,m} – система процедурных моделей, имитирующих процессы, порождающие изменения в состоянии объектов управления. В общем случае эти процессы могут носить естественный характер (природный источник) или вызываться управляющими воздействиями. Условия, определенные на начальный момент в постановке задачи прогнозирования, считаются неизменными в течение всего периода прогноза
В задачах управление территориями, когда оценить вклад отдельных факторов или механизмов, а тем более количественно учесть степень их влияния зачастую не представляется возможным. Тем не менее в отдельных ситуациях удается выделить интегральную тенденцию, отражающую совокупное воздействие множества факторов, построить уравнение тренда и по нему предсказать траекторию дальнейшего развития.
Выработка рекомендаций Последний функциональный уровень схемы поддержки принятия решений и предназначен для выработки конкретных рекомендаций (управляющих воздействий) способных изменить ситуацию в нужную сторону. Грубо, постановку задачи управления развитием территории, по аналогии с классическими задачами управления движением объектов, можно сформулировать следующим образом. Пусть заданы: - ОКТtн – описание текущего состояния территории в момент времени tн, когда требуется принять решение (соответствует начальном состоянию в постановке задачи прогноза). - ОКТ * - целевое состояние, которого мы хотим достигнуть в идеале. - Сr = {Сri : =1, …,m } – множество допустимых сценариев управления (управляющих воздействий, планов действий). Каждому сценарию отвечает своя траектория развития и конечное состояние - ОКТtк (Сri ); Кроме того, каждому сценарию ставиться в соответствие множество ресурсов, необходимых для его реализации (в простейшем варианте: деньги и время ). - К – критерий выбора наиболее подходящего сценария. Требуется выбрать управляющее воздействие (комбинацию воздействий), минимизирующее критерий при заданных ограничениях на время и (или) стоимость решения.
Методика ранжирования управляющих воздействий На первом этапе осуществляется построение (генерация) трендов, имитирующих реализацию альтернативных сценариев воздействия с целью изменения результатов прогнозирования в нужном направлении. В итоге строится множество уравнений трендов, каждое из которых реализует определенную стратегию воздействия (сценарий управления); На втором этапе проводится имитационное моделирование в режиме « что будет, если …», т.е. осуществляется прогноз динамики с использованием построенных трендов и формируется множество {ОКТ (Сri): i =1, …, m } – конечных состояний, каждое из которых является результатом реализации соответствующего сценария. На заключительном этапе проводится количественная оценка различий между конечными и целевым состоянием с использованием интегральной меры (ОКТ*, ОКТ (Сri)) и ранжирование рекомендаций по степени их близости к целевому состоянию
Выбор сценария управления развитием территории Когда начальное и целевое состояния представлены в виде ОКТ, в качестве критерия удобно использовать интегральную меру близости : (ОКТ*, ОКТ (Сri) ). ОКТtн – начальное состояние в момент принятия решения, ОКТ* - целевое состояние, ОКТ (Сri) – конечное состояние, отвечающее сценарию Сri Min { (ОКТ*, ОКТ (Сr1) ; (ОКТ*, ОКТ (Сr2) ) }
Прежде чем принять окончательное решение, ЛПР должен иметь возможность просмотреть всю последовательность действий, выполнявшихся в процессе подготовки рекомендаций, и убедиться в их адекватности ситуации. Особенно важно проанализировать результаты имитационного моделирования для различных управляющих воздействий с оценкой рисков ожидаемых последствий как положительных, так и негативных. Если у ЛПР остаются сомнения в выборе он может инициировать повторение процесса поддержки принятия решения с любой процедуры с учетом возникших соображений.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ Выработка рекомендаций является наиболее ответственной из функций. Наивно думать, что серьезные решения принимаются только на основе анализа рекомендаций. В процессе принятия решений ЛПР должен ознакомится со всей имеющейся информацией и иметь возможность рассмотреть всю цепочку действий, включая, в частности: - описание целевого состояния; - описание текущего и нескольких предшествующих состоянии; - наиболее важные изменения, их темпы и масштабы: - диагностику причин изменений: - модели, которые использовались для прогноза; - результаты прогнозов для различных условий; - альтернативные рекомендации и их обоснования - оценки ожидаемых (положительных и негативных) последствий от реализации рекомендаций. Хотя и это не гарантирует от ошибок.
Для снижения количества ошибок и смягчения их последствий следует разработать базу знаний (БЗ), в которой будет накапливаться и систематизироваться реальный опыт управления территорией. В частности, БЗ должно содержать информацию о том какие управляющие воздействия в каких ситуациях применялись и к чему это привело в следующем формате: Организация БЗ позволит повысить не только эффективность использования информационно-аналитического (интеллектуального) потенциала СЦУРТ, но и его способность к обучению. Cодержание БЗ так же должно постоянно уточняться и корректироваться, в первую очередь, на основе анализа различий между результатами модельных прогнозов, ожидаемыми и фактическими последствиями управляющих воздействий.