ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26 ноября 1992 г XII (в редакции законов РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от , от

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2007 г. N 271-З ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22.
Advertisements

Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Лекция 9. Правовая охрана земель 900igr.net. Правовая охрана земель 1. Охрана земель: понятие, цели и мероприятия. 2. Обязанности собственников земельных.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Выполнила: Зайтелло Елена ООС-31. Настоящий стандарт устанавливает методы комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых интегральным.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА Презентация подготовлена преподавателем-организатором ОБЖ Дягилевым Александром.
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Транксрипт:

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 26 ноября 1992 г XII (в редакции законов РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от , от , от , от , от от , от , от , от , от

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, их определения Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды Статья 3. Основные задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды Статья 5. Объекты отношений в области охраны окружающей среды Статья 6. Субъекты отношений в области охраны окружающей среды Статья 7. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 8. Органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды Статья 9. Полномочия Совета Министров РБ в области охраны окружающей среды Статья 10. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны Статья 11. Полномочия местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ Статья 12. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей сред Статья 13. Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду. Статья 14. Защита права на благоприятную окружающую среду Статья 15. Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 4 ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 16. Право природопользования. Статья 17. Лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду

ГЛАВА 5 НОРМИРОВАНИЕ, МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ Статья 18. Нормирование в области охраны окружающей среды Статья 19. Основные требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Статья 20. Нормативы качества окружающей среды Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду Статья 22. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ Статья 23. Нормативы образования отходов производства Статья 24. Нормативы допустимых физических воздействий Статья 25. Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Статья 26. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду Статья 27. Лимиты на природопользование Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды Статья 29. Метрологическое обеспечение в области охраны окружающей среды Статья 30. Государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды Статья 31. Экологическая сертификация

ГЛАВА 6 ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 32. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий,сооружений и иных объектов Статья 33. Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, сооружений и иных объектов

Статья 34. Требования в области охраны окружающей среды при разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов

Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а также при их банкротстве Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики

Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию эксплуатации, консервации и ликвидации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции населенных пунктов Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды к передвижным источникам Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации ликвидации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки

Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при производстве опасных химических веществ, обращении с ними и их обезвреживании Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды к деятельности, которая оказывает или может оказывать вредное биологическое воздействие на окружающую среду Статья 50. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами

Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды к источникам, оказывающим вредное физическое воздействие Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при проведении научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон Статья 54. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий

ГЛАВА 7 ОХРАНА ОЗОНОВОГО СЛОЯ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КЛИМАТ Статья 55. Обеспечение охраны озонового слоя Статья 56. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух Статья 57. Регулирование воздействия на климат

ГЛАВА 8 ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 58. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности Статья 59. Экологическая экспертиза Статья 60. Государственная экологическая экспертиза Статья 61. Общественная экологическая экспертиза

ГЛАВА 9 ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОСОБОЙ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОХРАНЕ Статья 62. Особо охраняемые природные территории Статья 63. Природные территории, подлежащие специальной охране Статья 64. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных

ГЛАВА 10 ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ТЕРРИТОРИИ Статья 65. Зоны экологического риска Статья 66. Зоны экологического кризиса Статья 67. Зоны экологического бедствия

ГЛАВА 11 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 68. Национальная система мониторинга окружающей среды Статья 69. Мониторинг окружающей среды

ГЛАВА 12 УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДАННЫХ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Статья 70. Государственный учет в области охраны окружающей среды Статья 71. Учет используемых природных ресурсов и вредных воздействий на окружающую среду Статья 72. Государственные кадастры природных ресурсов Статья 73. Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее Статья 74. Экологическая информация

ГЛАВА 13 ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 75. Образование в области охраны окружающей среды Статья 76. Требования к работникам, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду Статья 77. Просвещение в области охраны окружающей среды Статья 78. Научные исследования в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 14 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 79. Элементы экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования Статья 80. Территориальные комплексные схемы, программы и мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Статья 81. Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Статья 82. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды Статья 83. Плата за природопользование Статья 84. Фонды охраны природы Статья 85. Экологическое страхование

ГЛАВА 15 КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 86. Основные цели контроля в области охраны окружающей среды и его виды Статья 87. Государственный контроль в области охраны окружающей среды Статья 88. Права должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды

Статья 89. Обязанности должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды Статья 91. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его территориальных органов Статья 92. Основные гарантии должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды

Статья 93. Обеспечение форменной одеждой и служебным оружием должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды Статья 94. Ведомственный и производственный контроль в области охраны окружающей среды Статья 95. Общественный контроль в области охраны окружающей среды Статья 96. Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды Статья 97. Экологический аудит

ГЛАВА 16 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 98. Правонарушения в области охраны окружающей среды Статья 99. Ответственность за нарушение законодательства РБ об охране окружающей среды Статья 100. Меры, применяемые при нарушении требований в области охраны окружающей среды Статья 101. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде Статья 102. Возмещение вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду Статья 103. Разрешение споров в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 17 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 104. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Статья 105. Международные договоры

Статья 1 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества. Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования, сохранения и восстановления биологического разнообразия, природных ресурсов и объектов и направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения: антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов ;

вредное воздействие на окружающую среду - любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды; государственный кадастр природных ресурсов - систематизированный свод данных о количественных и качественных характеристиках природных ресурсов, их экономической оценке и использовании;

естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно- территориальные границы и в которой живые (объекты растительного и животного мира) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают вредное воздействие на окружающую среду;

загрязняющее вещество – вещество или смесь веществ, поступление которых в окружающую среду вызывает ее загрязнение; качество окружающей среды - состояние окружающей среды, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и (или)иными показателями или их совокупностью; компоненты природной среды - земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое

пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды;

мониторинг окружающей среды - система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ - нормативы, которые установлены для юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных и передвижных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на нее;

нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических и иных веществ в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на нее; нормативы предельно допустимых физических воздействий - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого воздействия на окружающую среду тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий, несоблюдение которых может привести к вредному воздействию на окружающую среду;

окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение загрязнения, деградации, повреждения, истощения,

разрушения, уничтожения и иного вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ликвидацию ее последствий; оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; природные ресурсы - компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной

деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; природный комплекс - функционально и естественно связанные между собой природные объекты, объединенные географическими и иными соответствующими признаками; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их компоненты природной среды, сохранившие свои природные свойства; природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются

природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду; технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции; требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования, требования экологической безопасности) -

- предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды; экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной

деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экологический аудит - независимая комплексная документированная проверка соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований, в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по снижению (предотвращению) вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду;

экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и вызванного вредным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредными физическими и иными воздействиями на него, обязаны соблюдать основные требования, предусмотренные статьей 12 настоящего Закона. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь, иностранные юридические и физические лица при эксплуатации технологического и другого оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оказывающего вредное физическое и иное воздействие на него, должны руководствоваться утвержденными нормами и правилами в области охраны атмосферного воздуха. До введения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ могут использоваться временно согласованные нормативы выбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов до предусмотренных величин.

Нарушение установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, других условий и требований, предусмотренных законодательством Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха, влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него вплоть до приостановления, перепрофилирования или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ограничение, прекращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических и иных воздействий на него, а также приостановление деятельности субъектов хозяйствования производятся на основании постановления (решения) органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Перепрофилирование или прекращение деятельности субъектов хозяйствования по представлению органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, производится на основании решений республиканских или местных органов государственного управления в пределах их полномочий.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут производиться только на основании разрешений, выдаваемых республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их полномочий. Объемы этих выбросов определяются на основании нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить организационные, технические и иные мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных разрешениями на выброс, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную, с показателями не ниже проектных, работу и поддержание в исправном техническом состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих атмосферный воздух веществ.

Осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к превышению допустимого уровня загрязнения почв, вод и других природных объектов. Деятельность, связанная с нарушением условий и требований по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть ограничена, временно запрещена или приостановлена в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Закона.

Юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, производство, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию передвижных источников, обязаны разрабатывать и осуществлять меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, соблюдение режима эксплуатации, обезвреживание вредных веществ, содержащихся в выбросах передвижных источников, а также переход на сжатый природный и сжиженный нефтяной газ и другие менее токсичные виды топлива. Концентрация загрязняющих веществ, выбрасываемых передвижными источниками, а также уровни вредных физических и иных воздействий не должны превышать установленные в Республике Беларусь нормативы содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух.

Все передвижные источники должны подвергаться контролю на соответствие установленным нормативам содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух. Правила контроля за соблюдением указанных нормативов разрабатываются и утверждаются республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Производство, выпуск в эксплуатацию после ремонта и технического обслуживания, эксплуатация передвижных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах и уровни вредных физических и иных воздействий на атмосферный воздух превышают установленные нормативы, запрещается. В целях создания благоприятной среды обитания человека местные исполнительные и распорядительные органы могут ограничивать въезд передвижных источников в населенные пункты, места отдыха, туризма и другие специальные зоны.

Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в хозяйственной деятельности, а также способы их применения подлежат согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. При создании новых препаратов, применяемых для указанных в части первой настоящей статьи целей, должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций и методы определения остаточных количеств этих препаратов в атмосферном воздухе. Предприятия, учреждения и организации, а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов с целью исключения загрязнения ими атмосферного воздуха.

Добыча полезных ископаемых, взрывные работы, размещение и эксплуатация терриконов, отвалов, полигонов для отходов должны проводиться способами, согласованными с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, с соблюдением правил по предотвращению или сокращению загрязнения атмосферного воздуха. Несанкционированное складирование в населенных пунктах производственных, бытовых и иных отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными и другими веществами, запрещается. Сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов запрещается, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок и соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.

Органы государственного управления и другие органы исполнительной власти, юридические и физические лица независимо от подчиненности и форм собственности обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия на атмосферный воздух шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации и иных вредных физических воздействий. В случаях, определяемых законодательством Республики Беларусь, отдельные виды вредного физического воздействия на атмосферный воздух могут допускаться лишь на основании разрешений, выдаваемых государственными органами, осуществляющими контроль в области охраны атмосферного воздуха. При нарушении требований, указанных в части второй настоящей статьи, соответствующая деятельность отдельных промышленных и иных установок, цехов, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц может быть приостановлена, ограничена или запрещена по решению органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, до устранения причин, вызвавших нарушение предельно допустимых нормативов или нарушение требований, предусмотренных в разрешении.

В целях борьбы с производственными и иными шумами должны осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов; улучшение конструкции передвижных источников и способов их эксплуатации, а также качества содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещение аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений и оборудования, являющихся источниками шума, на расстоянии, обеспечивающем экологическую безопасность населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшение планировки и застройки территории городов и других населенных пунктов; организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов. Граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, а также во дворах жилых домов, на улицах, на территории садоводческих товариществ, в местах отдыха и других общественных местах.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2007 г. N 271-З ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22 июня 2007 года

Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 5. Осуществление государственного регулирования и управления в области обращения с отходами Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с отходами), местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством. Государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области обращения с отходами), местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

Статья 6. Компетенция Президента Республики Беларусь в области обращения с отходами Президент Республики Беларусь в области обращения с отходами: - определяет единую государственную политику; - определяет условия и порядок предоставления государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обращение с отходами, в том числе путем установления отдельным категориям плательщиков налоговых льгот, особых режимов налогообложения, иных мер экономического стимулирования; - утверждает государственные программы; - осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 7. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области обращения с отходами 1. Совет Министров РБ в области обращения с отходами: 1.1. проводит единую государственную политику; 1.2. устанавливает по согласованию с Президентом РБ порядок расчета суммы залога денежных средств, подлежащего внесению собственником отходов либо уполномоченным им лицом в республиканский бюджет при осуществлении ввоза отходов в РБ или их транзита через территорию РБ, а также порядок внесения такого залога в республиканский бюджет и его возврата; 1.3. утверждает перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров; 1.4. утверждает перечень отходов, трансграничное перемещение которых осуществляется на основании разрешений на трансграничное перемещение отходов;

1.5. устанавливает порядок выдачи и аннулирования разрешений на трансграничное перемещение отходов, а также приостановления их действия; 1.6. определяет порядок разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства; 1.7. утверждает перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, и устанавливает порядок регистрации таких сделок; 1.8. определяет по согласованию с Президентом РБ специально уполномоченную организацию, осуществляющую координацию деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию; 1.9. осуществляет международное сотрудничество. 2. Совет Министров РБ осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с Конституцией РБ, актами Президента РБ, настоящим Законом и иными законами.

Статья 8. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области обращения с отходами 1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ в области обращения с отходами в пределах своей компетенции: 1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий; 1.2. координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами, а также иных организаций в этой области, за исключением координации деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию; 1.3. утверждает по согласованию с Министерством здравоохранения РБ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ классификатор отходов, образующихся в РБ;

1.4. определяет совместно с Министерством здравоохранения РБ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ порядок установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, в том числе форму заключения о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства и перечень опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов, необходимых для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства; 1.5. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения РБ, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства; 1.6. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения РБ порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

1.7. устанавливает по согласованию с Министерством жилищно- коммунального хозяйства РБ порядок организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в утверждаемый Советом Министров РБ перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров; 1.8. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами; 1.9. устанавливает основания, условия и порядок выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия; утверждает форму сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и устанавливает порядок его оформления; выдает и аннулирует разрешения на трансграничное перемещение отходов, а также приостанавливает их действие; устанавливает порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов в реестре объектов по использованию отходов и осуществляет ведение реестра объектов по использованию отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра;

1.13. устанавливает порядок регистрации введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов и осуществляет ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов либо определяет организацию, уполномоченную на ведение этого реестра; утверждает совместно с Министерством жилищно- коммунального хозяйства РБ технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов; устанавливает порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства; устанавливает порядок учета и инвентаризации отходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; осуществляет государственный контроль в области обращения с отходами; принимает участие в формировании экологической культуры и организации пропаганды знаний в области обращения с отходами; осуществляет международное сотрудничество. 2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 9. Компетенция Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь в области обращения с коммунальными отходами 1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ в области обращения с коммунальными отходами в пределах своей компетенции: 1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий; 1.2. утверждает перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам; 1.3. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами;

1.4. устанавливает по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и Министерством здравоохранения РБ состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами; 1.5. утверждает совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ технические кодексы установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов. 2. Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ осуществляет иные полномочия в области обращения с коммунальными отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 10. Компетенция Министерства здравоохранения Республики Беларусь в области обращения с отходами 1. Министерство здравоохранения РБ в области обращения с отходами в пределах своей компетенции: 1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения с отходами потребления; 1.2. осуществляет согласование областных (города Минска) программ в области обращения с отходами; 1.3. осуществляет государственный санитарный надзор в области обращения с отходами потребления. 2. Министерство здравоохранения РБ осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 11. Компетенция Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в области обращения с отходами 1. Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ в области обращения с отходами в пределах своей компетенции: 1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку и выполнение государственных программ в области обращения с отходами, планов и мероприятий в области обращения со взрывоопасными и пожароопасными отходами; 1.2. осуществляет государственный надзор за обращением со взрывоопасными и пожароопасными отходами. 2. Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ осуществляет иные полномочия в области обращения с отходами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 12. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области обращения с отходами 1. Местные Советы депутатов в области обращения с отходами в пределах своей компетенции: 1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики; 1.2. утверждают территориальные программы в области обращения с отходами; 1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства. 2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с отходами в пределах своей компетенции: 2.1. разрабатывают территориальные программы в области обращения с отходами и организуют работу по их выполнению;

2.2. утверждают собственникам отходов производства по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства; 2.3. осуществляют организацию работы по удалению коммунальных отходов; 2.4. разрабатывают и утверждают по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, схемы обращения с коммунальными отходами; 2.5. обеспечивают эксплуатацию объектов захоронения коммунальных отходов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами;

2.6. осуществляют совместно со специально уполномоченной организацией, осуществляющей координацию деятельности по сбору вторичного сырья и экономически обоснованному его использованию, организацию работ по сбору вторичного сырья, его хранению и перевозке на объекты по использованию отходов; 2.7. осуществляют организацию выполнения мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество; 2.8. информируют юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам обращения с отходами; 2.9. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТХОДОВ Статья 15. Классификация отходов Статья 15. Классификация отходов 1. Отходы, в том числе коммунальные отходы, разделяются по видам в зависимости от: 1.1. происхождения - на отходы производства и отходы потребления; 1.2. агрегатного состояния - на твердые отходы и жидкие отходы; 1.3. степени опасности - на опасные отходы и неопасные отходы; 1.4. возможности их использования - на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления. 2. Опасные отходы классифицируются по классам опасности: 2.1. первый класс опасности - чрезвычайно опасные; 2.2. второй класс опасности - высокоопасные; 2.3. третий класс опасности - умеренно опасные; 2.4. четвертый класс опасности - малоопасные. 3. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов 1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. 2. Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. Если производитель отходов производства не обеспечил установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы. 3. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

4. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, патогенность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, способность при обезвреживании образовывать стойкие органические загрязнители) и иных опасных свойств отходов. 5. Определение опасных свойств отходов производится на основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими необходимые средства измерений и состоящими на учете в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в установленном им порядке. Определение опасных свойств отходов производится с выполнением требований, установленных законодательством о метрологии. По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов. Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов. 6. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов.

Глава 4 ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Глава 4 ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Статья 17. Обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами 1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны: 1.1. обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами; 1.2. назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами; 1.3. разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение; 1.4. обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов; 1.5. обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

1.6. вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами; 1.7. представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами; 1.8. предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан; 1.9. разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов; осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия; выполнять иные требования, нормы и правила, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

2. Физические лица, осуществляющие обращение с отходами и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и разделение их по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия. 3. Производители отходов производства обязаны: 3.1. обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение; 3.2. обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. 4. Собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

5. Юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны: 5.1. создавать условия производителям отходов потребления для выполнения ими требований, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами; 5.2. обеспечивать удаление отходов потребления или заключать договоры на оказание услуг по удалению отходов потребления с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги. 6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, обязаны: 6.1. осуществлять учет отходов, поступающих на хранение, захоронение и обезвреживание; 6.2. осуществлять хранение, захоронение и обезвреживание отходов в соответствии с требованиями законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов; 6.3. содержать в технически исправном состоянии оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения; 6.4. проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды.

7. Собственники объектов захоронения отходов либо уполномоченные ими лица после завершения эксплуатации объектов захоронения отходов обязаны обеспечить проведение работ по их выводу из эксплуатации с последующим: 7.1. проведением локального мониторинга окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды; 7.2. обеспечением обезвреживания или использования продуктов взаимодействия и (или) разложения отходов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. 8. Собственники отходов потребления при невозможности их использования в соответствии с требованиями, установленными законодательством об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, обязаны принять меры по доставке отходов потребления в санкционированные места хранения отходов. 9. Собственники отходов либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели при перевозке отходов обязаны: 9.1. использовать транспортные средства, обеспечивающие безопасную перевозку отходов; 9.2. указывать в договоре перевозки отходов требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке и условия, обеспечивающие безопасную перевозку отходов.

Статья 18. Требования к обращению с отходами производства 1. Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства. 2. Порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Статья 19. Требования к обращению с коммунальными отходами на территориях населенных пунктов 1. Коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уполномоченными государственными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. 2. Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 20. Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров 1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и (или) импорт товаров, включенных в утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (далее в настоящей статье - перечень товаров), обеспечивают: 1.1. сбор, разделение по видам (за исключением случаев, когда смешивание отходов различных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами), обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров; 1.2. информирование потребителей товаров о требованиях к сбору отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров, путем нанесения в соответствии с техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации соответствующей маркировки на товары. 2. Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров.

3. Сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образовавшихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, могут осуществляться на основании договоров, заключаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, импорт и реализацию таких товаров, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов. 4. Порядок организации сбора, разделения по видам, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, включенных в перечень товаров, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством жилищно- коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Статья 21. Требования к обращению с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения 1. Отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учетом требований настоящего Закона и иных актов законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов. 2. Схемы обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, разрабатываются и утверждаются органами управления гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и иных потребительских кооперативов, а также пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с отходами, образующимися в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. 3. Удаление отходов, образующихся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, осуществляется в соответствии с договорами на оказание услуг по удалению отходов, заключаемыми органами управления гаражных кооперативов, садоводческих товариществ и иных потребительских кооперативов, а также пользователями земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими такие услуги.

Глава 4 ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ Статья 31. Эксплуатация объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов 1. Объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Ведение реестра объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо организацией, уполномоченной им на ведение этого реестра. 2. Эксплуатация объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается. 3. Отходы, поступающие на объекты хранения, захоронения и обезвреживания отходов, подлежат учету в порядке, устанавливаемом законодательством об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. 4. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

5. Технический кодекс установившейся практики эксплуатации объектов захоронения коммунальных отходов должен содержать: 5.1. перечень отходов, запрещаемых или ограничиваемых для захоронения; 5.2. условия эксплуатации сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды коммунальными отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, а также перечень этих сооружений; 5.3. условия приема коммунальных отходов к захоронению; 5.4. описание технологий захоронения коммунальных отходов; 5.5. иные требования, обеспечивающие эксплуатацию объектов захоронения коммунальных отходов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. 6. Эксплуатация объектов обезвреживания коммунальных отходов осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов, утверждаемым Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

7. Технический кодекс установившейся практики эксплуатации объектов обезвреживания коммунальных отходов должен содержать: 7.1. условия обращения с коммунальными отходами, поступающими на объекты обезвреживания коммунальных отходов; 7.2. условия обращения с продуктами взаимодействия и (или) разложения коммунальных отходов, образующимися при их обезвреживании; 7.3. описание технологий обезвреживания коммунальных отходов; 7.4. иные требования, обеспечивающие эксплуатацию объектов обезвреживания коммунальных отходов в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. 8. Разработка, согласование и утверждение технических кодексов установившейся практики эксплуатации объектов захоронения и объектов обезвреживания коммунальных отходов осуществляются в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации. 9. Эксплуатация объектов захоронения коммунальных отходов без действующих сооружений, предотвращающих загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, с 1 января 2015 года запрещается.

Глава 5 НОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА. УЧЕТ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОТХОДОВ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Статья 33. Нормативы образования отходов производства 1. Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства. Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи. 2. Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, вправе устанавливать для подчиненных ( подведомственных ) им или входящих в их состав организаций отраслевые нормативы образования отходов производства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. 3. Порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Статья 34. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства 1. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства, а также определения размера платежей за размещение отходов производства. 2. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами собственниками отходов производства либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с учетом: 2.1. нормативов образования отходов производства; 2.2. мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства; 2.3. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.

3. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства утверждаются собственникам отходов производства местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом: 3.1. мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах; 3.2. наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов производства; 3.3. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами. 4. Порядок разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Глава 6 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Статья 36. Государственный контроль и государственный надзор в области обращения с отходами 1. Государственный контроль в области обращения с отходами является частью государственного контроля в области охраны окружающей среды и включает в себя контроль за соблюдением требований законодательства об обращении с отходами, в том числе технических нормативных правовых актов.

2. Государственный контроль в области обращения с отходами осуществляют : 2.1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы ; 2.2. местные исполнительные и распорядительные органы ; 2.3. иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной в соответствии с законодательством. 3. Государственный санитарный надзор в области обращения с отходами потребления осуществляют санитарно - эпидемиологические органы и учреждения системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. 4. Государственный надзор за обращением со взрывоопасными и пожароопасными отходами осуществляют Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и его территориальные органы при выполнении функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности.

Статья 37. Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нарушившие законодательство об обращении с отходами, несут гражданско - правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.