{ Выполнил: студент группы Фк-1-16 Турганбаев Бекматат Илиязович Турганбаев Бекматат Илиязович Философия истории. Формационные и цивилизационные походы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Advertisements

Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
учение о типах - больших группах ( классах ) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Средневековая философия: патристика и схоластика
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Транксрипт:

{ Выполнил: студент группы Фк-1-16 Турганбаев Бекматат Илиязович Турганбаев Бекматат Илиязович Философия истории. Формационные и цивилизационные походы

1. Этапы развития философии истории -Античность -средние века -новое время 2. Основные подходы -формационный -цивилизационный план

Философия истории ( историософия ) раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях об Философия истории ( историософия ) раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях об философии исторического процесса философии исторического процесса Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событийимманентнуюобществадетерминизмаимманентнуюобществадетерминизма Философия истории

Термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру Термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру Вольтеру вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784). вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» (1784).Иоганн Готфрид Гердер 1784Иоганн Готфрид Гердер 1784

Античность Средние века Новое время Этапы развития философии истории

Первый исторически крупный этап в развитии философии античная философия (VI в. до н.э. VI в. н.э.). Ее творцы - древние греки и древние римляне (последние в позднюю античность) Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных, всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле и в космосе, о нравственном долге, о прекрасном и возвышенном, о мудрости и человеческим достоинстве, о любви, дружбе, счастье и многом другим, что не может не волновать ум и душу человека. У древних мыслителей было одно «орудие» познания созерцание, наблюдение, тонкая умозрительность Античность

Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т. д. Главные проблемы: как возник Космос? какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит) Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний и др.) Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и одновременно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором философы прежде всего и видели счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций, Кар и др.). Главная проблематика гносеологическая и моральная Античная философия выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей день

Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обусловливающие друг друга (Плотин, Филон Александрийский и др.). Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последователи). Разумеется, здесь перечислены не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие.

Средневековая европейская христианская философия занимает большой период времени с I до XV в. Главная особенность этого этапа развития философии ее сопряженность с верованиями христианства. Философия развивается с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию теологическому (богословскому) Средние века

Церковь являлась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию теологическому (богословскому). Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т. д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии Средние века

Патристика- (от слова «патер» «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени. Основные этапы средневековой философии

1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели «Град Божий» свобода воли человека и возможность спасения его души проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы Главные проблемы патристики

Схоластика- (IXXV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоластами», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик»

Философия Нового времени охватывает период XVI XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени Философия Нового времени

В центре внимания новой философии теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными. Однако разум в реальной жизни «затуманен», «затемнен» некими ложными представлениями и понятиями «идолами» (Бэкон). Возникает идея «чистого разума», т. е. свободного от «идолов», который проникает в сущность явлений. Активно ищут истинный, главный метод познания, который приведет к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми. Основой нового метода считают чувственный опыт, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк), или интеллект, дающий логическое, дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Мальбранш, Спиноза). Философия Нового времени

полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс) выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон) развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового времени В философии нового времени появляются ряд специфических проблем и установок:

Формационный цивилизационный Основные подходы

Формационный подход к познанию истории и общества. Формационная концепция истории была предложена К.Марксом в середине XIX в. Ключевым понятием в марксистской философии истории является понятие общественно-экономической формации. Формационный подход

Формационный подход Общественно- экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства Формационный подход

К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения) Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения

Производительные силы являются динамичными, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно- экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно- исторических формаций

По мнению К.Маркса, общество в своём развитии проходит пять основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Формационный подход Формационный подход

Позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов Представить историю общества как единый процесс Установить определенные закономерности исторического развития общества Предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран. Достоинства формационного подхода:

Многие народы не проходили в своем развитии через все или большинство формаций Большинство процессов в обществе объяснены с экономических позиций Роль человеческого фактора, деятельности отодвигается на задний план Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход к познанию истории и общества. Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в. Наибольшее развитие получил в конце XIX– начале XX в. Цивилизационные концепции исторического процесса были предложены Ф.Ницше, О.Шпенглером, М.Вебером, А.Тойнби Цивилизационный взгляд на историю: история нелинейный, многовариантный процесс Цивилизационный подход

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие « цивилизация », которое имеет множество трактовок. Термин « цивилизация » (от лат. civis гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется: - - как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер); - - как ступень исторического развития (например, JI. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер); - - как синоним культуры (например, А. Тойнби); как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром Цивилизационный подход

Цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии) Теории локальных (локальный с лат. – местный) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация) Цивилизационный подход

Цивилизационный подход Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этических признаков и соответствующих географических рамок. Цивилизационный подход

В работе «Россия и Запад» выделил культурно- исторический типы - это исторические индивиды В работе «Россия и Запад» выделил культурно- исторический типы - это исторические индивиды Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Все культурно-исторические типы проходят 3 этапа в развитии: - Все культурно-исторические типы проходят 3 этапа в развитии: - 1-ДРЕВНИЙ(этнографический) – заготовление запаса для будущей деятельности 2 – СРЕДНИЙ этап- государственный 3 –ПЕРИОД ЦИВИЛИЗАЦИИ – время растраты сил Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Кроме культурно-исторических типов существуют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – они добивают борющуюся со смертью цивилизацию (гунны, монголы, турки) Кроме культурно-исторических типов существуют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – они добивают борющуюся со смертью цивилизацию (гунны, монголы, турки) Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Кроме КИТ И Отрицательных деятелей - ПЛЕМЕНА, КОТОРЫМ НЕ СУЖДЕНО НИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, НИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ (например, финские племена) Кроме КИТ И Отрицательных деятелей - ПЛЕМЕНА, КОТОРЫМ НЕ СУЖДЕНО НИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ, НИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ РОЛИ (например, финские племена) Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Не существует никакой единой истории Не существует никакой единой истории Деление на античную, средневековую, новую историю ТОЛЬКО для западной Европы Деление на античную, средневековую, новую историю ТОЛЬКО для западной Европы Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Культурно-исторические типы: Культурно-исторические типы: Египетский Египетский Китайский Китайский Халдейский Халдейский Индийский Индийский Иранский Иранский Еврейский Еврейский Греческий Греческий Римский Римский Аравийский Аравийский Европейский Европейский Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Погибшие КИТ: мексиканский мексиканский перуанский перуанский Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

Еще не расцветшая цивилизация - славянская Еще не расцветшая цивилизация - славянская Цивилизационные концепции. Н.Я.Данилевский

только естественные науки могут называться науками. История это не наука. только естественные науки могут называться науками. История это не наука. Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер. «Закат Европы

Шпенглер отказывается воспринимать историю линейно. «Древний мир Средние века Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема». Шпенглер отказывается воспринимать историю линейно. «Древний мир Средние века Новое время: вот невероятно скудная и бессмысленная схема». Альтернативной линейной истории он называет «морфологию мировой истории как описание отдельных культур». Альтернативной линейной истории он называет «морфологию мировой истории как описание отдельных культур». Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер. «Закат Европы

Культура главное содержание истории. Культура главное содержание истории. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость» Культура «человеческая индивидуальность высшего порядка» Культура «человеческая индивидуальность высшего порядка» «Каждая новая культура пробуждается с неким новым мировоззрением». «Каждая новая культура пробуждается с неким новым мировоззрением». «У каждой культуры есть своя собственная цивилизация». «У каждой культуры есть своя собственная цивилизация». Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер

Египетская культура Египетская культура Вавилонская культура Вавилонская культура Китайская культура Китайская культура Мексиканская культура Мексиканская культура Античная культура культура тела. Античная культура культура тела. Арабская культура культура Ближнего Востока, начало которой Шпенглер связывает с ранним христианством. Арабская культура культура Ближнего Востока, начало которой Шпенглер связывает с ранним христианством. Фаустовская культура европейская культура воли, появившаяся в 1000 и символом которой является Фауст. Она прошла ряд стадий - романтика, готика, ренессанс, барокко, рококо – прежде, чем умерла в цивилизации XIX века. Фаустовская культура европейская культура воли, появившаяся в 1000 и символом которой является Фауст. Она прошла ряд стадий - романтика, готика, ренессанс, барокко, рококо – прежде, чем умерла в цивилизации XIX века. Цивилизационные концепции. Освальд Шпенглер

Неясность критериев, по которым выделяется цивилизация. Полного описания или перечня таких оснований до сих пор не существует. Это порождает путаницу; Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.. Недостатки цивилизационного подхода :

Методологические основания формационного и цивилизационного подходов к познанию истории и общества различны, поэтому они так отличаются. В понятии «цивилизация» фиксируется социокультурная особенность, уникальность и неповторимость развития общества. Для формационного подхода характерна жесткая привязка к способу производства, системе экономических отношений. В понятии «общественно-экономическая формация» выражается социоэкономическая универсальность. Понятия не являются конфликтующими, они дополняют друг друга, фиксируя разные стороны исторического процесса. Вывод