Гладкой Ангелины 4 й курс 7 я группа
Большое значение в Беларуси имеет речной транспорт, прежде всего в ее южной и юго- восточной частях. Общая протяженность судоходных водных путей составляет 3800 км. Хорошо развито судоходство на реках Днепр (560 км, порты - Могилев, Речица), Березина (500 км, порт - Бобруйск), Припять (500 км, порты - Мозырь, Пинск, Микашевичи), Сож (350 км, порт - Гомель).
До 1930 года пароходство располагало незначительным количеством маломощного флота, преимущественно деревянного. Механизация погрузочно- разгрузочных работ отсутствовала, вся работа производилась вручную. Ремонт судов осуществлялся в слабо оборудованных мастерских, практически не имевших никакого станочного оборудования. Нормальные судоходные условия обеспечивались только в полноводные периоды навигации.
За период с 1931 года по 1940 год была проделана значительная работа по развитию водного транспорта. Флот пополнялся более совершенными типами судов, их мощность и грузоподъемность увеличилась в 2,4 раза, улучшилось техническое состояние. В 1940 году пароходством перевезено 1776 тысяч тонн грузов, грузооборот составил 260 миллионов тонно-километров. По отношению к 1931 году количество перевезенного груза увеличилось в 3,2 раза, а грузооборот - в 6,0 раз. За этот же период пассажирооборот увеличился в 3,7 раза. Начали развиваться порты- пристани и промышленные предприятия водного транспорта, основные фонды по портам выросли в 79,6 раз, по промышленным предприятиям водного транспорта - в 15,1 раз.
С началом Великой Отечественной войны развитие водного транспорта было приостановлено. Днепро-Двинское речное пароходство попало в зону вражеской эвакуации. Большая часть работников водного транспорта ушла на фронт, остальные были эвакуированы в Нижне- Волжское речное пароходство. Береговое хозяйство было частично эвакуировано, флот использовался на воинских перевозках.
После окончания войны работники пароходства активно включились в работы по восстановлению берегового хозяйства и флота, налаживанию перевозок народнохозяйственных грузов. За 1944 год было восстановлено 265 самоходных и несамоходных судов, 226 судов вновь построено, восстановлена работа портов, пристаней и судоремонтных предприятий. Осуществлены полное обновление и модернизация материально-технической базы речного транспорта. Флот пополнился буксирными теплоходами повышенной мощности, эффективными в эксплуатации с хорошими условиями работы для экипажей, несамоходными судами грузоподъемностью тонн. Пассажирский флот пополнялся комфортабельными судами.
В дальнейшем порты и промышленные предприятия водного транспорта получили значительное развитие: заново построены Гомельский судостроительно-судоремонтный завод, Пинский и Бобруйский судостроительно-судоремонтные заводы реконструированы, на заводах внедрены прогрессивные технологии по строительству грузового несамоходного флота.Проведены большие капитальные работы по оснащению портового хозяйства, порты оснащены производительными береговыми и плавучими перегрузочными механизмами.
К 80-м годам объем перевозки грузов увеличился в 20 раз, объем переработки грузов в портах более чем в 20 раз. На новой площадке в Домашицах построен речной порт Пинск, построен речной вокзал в Мозыре. В 1987 году из состава Верхно- Днепровского речного пароходства выделились промышленные предприятия водного транспорта в отдельные промышленные объединения. К началу 90-х годов водный транспорт представлял собой отрасль с развитой инфраструктурой.
Судоходный канал в Гродненской области Соединяет реки Вислу и Нёман Длина на территории Беларуси 22 км
Идея создания канала родилась еще в е годы во времена короля Станислава Августа Понятовского. Однако строительство началась только в ХIХ веке после введения Пруссией высоких пошлин на перевозку грузов в балтийские порты. Инициатором выступил министр финансов Франциск-Ксаверий Друцкий- Любецкий, а разработкой проекта занялись военные инженеры во главе с Игнатием Прондзинским. В 1824 году проект Августовского канала одобрил император Александр І. Строительство заняло 15 лет: было сооружено 29 водопропускных плотин, 18 шлюзов, 21 камера, 14 мостов, 24 объекта для обслуживания канала. В 1825 году соглашение с Пруссией урегулировало таможенные пошлины, а во второй половине ХIХ века развитие железных дорог сделало канал невостребованным для перевозок. Во время Первой мировой войны канал значительно пострадал, в том числе из- за оборонительных сооружений, возведенных в конце ХІХ – начале ХХ вв.Первой мировой войны В годы Великой Отечественной войны гидротехнические сооружения канала, вдоль которого были построены оборонительные доты, значительно пострадали, а распределительный шлюз Черток и вовсе разрушен.Великой Отечественной войны
В 2004 – 2006 годах белорусский участок канала (22 км) полностью отреставрировали. Специалисты восстановили русло, которое не использовалось с 1950-х годов, подмытые и обрушенные участки, старинные гидротехнические сооружения. Многие элементы – шлюзы и мемориальные таблички с именами инженеров-проектировщиков, деревянные колонны и разводные мостики – реставрировались вручную и сохранили аутентичный вид. В 2005 году начал работать международный пункт пропуска через белорусско-польскую границу "Лесная – Рудавка" для туристов на лодках и байдарках (сезонный). В 2014-м планируется его открытие для пешеходов и велосипедистов.
Сегодня на белорусской части старинного канала действуют 5 шлюзов-регуляторов, 2 плотины и 4 судоходных шлюза – Немново, Домбровка, Волкушек и Кужинец. Самый большой шлюз Августовского канала – четырехкамерный Немново, длина которого – 9, 6 м. Перепад воды составляет почти 10 м, а шлюзование занимает около часа. Канал пролегает по территории республиканского ландшафтного заказника "Гродненская пуща". Это не только одно из самых экологически чистых мест Беларуси и континента, но и эталон равнины в Центральной Европе. В 2014 году после реконструкции последнего шлюза на польской стороне открылся водный маршрут для моторных яхт Августов – Гродно – Друскининкай.Августов – Гродно – Друскининкай
Судоходный канал на территории Полесья Соединяет реки Пина и Мухавец Общая длина 244 км
Впервые идея строительства судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. Припяти Технический проект был разработан королевским топографом Ф. Чаки в 1766 году. В 1770 году проект был представлен королю Станиславу Августу Понятовскому, а работы по сооружению канала начались в 1775 году - тогда был прорыт первый участок длиною в 8 км. Всего к 1867 году от Пинска до Бреста были построены и эксплуатировались 22 плотины. Ширина по дну пути была доведена до 14 м, а максимальная осадка судов составляла 70 см. Согласно Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19 января 1996 года канал является частью магистрального Днепровско-Вислянского водного пути Е-40 (Гданьск Варшава Брест Пинск Мозырь Киев Херсон). С помощью канала теоретически возможна водная связь бассейнов Балтийского и Чёрного морей. Тем не менее, сквозное судоходство по этому водному пути пока невозможно из-за того, что участок от Бреста до Варшавы по реке Западный Буг не судоходен, а также из-за того, что река Муховец перегорожена в Бресте глухой плотиной.Муховец
Соединяет реки Щара и Ясельда Соединяет бассейны Черного и Балтийского морей Длина канала 55 км
Канал назван в честь Михаила Казимира Огинского, инициатора строительства.Михаила Казимира Огинского В 1783 году канал был сдан в эксплуатацию. В XIX веке ежедневно курсировали пароходы: Пинск Телеханы, Пинск Слоним (раз в два дня). Кроме того, судоходство по Ясельде и Огинскому каналу до озера Выгонощанское осуществлялось конной и людской тягой. Благодаря каналу начался активный рост прилегающих деревень и селений.Пинск ТелеханыПинск Слоним После присоединения Западной Беларуси к Польше польские власти активно взялись за обновление водной артерии. Канал быстро был восстановлен и модернизирован и успешно использовался до 1939 года. Модернизации происходили в 1926 и 1928 годах.Западной Беларуси В 1939 году, после присоединения Западной Беларуси к БССР советская власть репрессировала инженеров польского происхождения, которые трудились на канале, что привело к упадку гидротехники. До 1941 года канал использовался для лесосплава и эпизодически для судоходства.присоединения Западной Беларуси к БССР В 1942 году во время боя между белорусскими партизанами и немецкими войсками навигационная система канала была разрушена и больше не восстанавливалась. Окончательно канал пришел в негодность в 1960-е годы, когда были взорваны оставшиеся шлюзы и плотины. После войны планировалось восстановление водной системы, со статусом «Союзного значения», поскольку это был бы кратчайший путь из Каспийского и Чёрного морей в Балтийское море.1960-е годы Каспийского
Канал превратился в туристический объект. Канал не восстановлен, и вопрос о его восстановлении открыт до сих пор. Во многих местах ширина канала не превышает 10 метров, глубина 50 сантиметров. Возведенные после Второй мировой войны коммуникации и мосты не позволяют использовать канал для судоходства.Второй мировой войны Неоднократно предлагались проекты по восстановлению канала, однако было принято решение о неэффективности данных мероприятий.
РЕЧНОЙ ПОРТ РЕЧИЦАРЕЧНОЙ ПОРТ ПИНСК
РЕЧНОЙ ПОРТ МОЗЫРЬРЕЧНОЙ ПОРТ МОГИЛЕВ
РЕЧНОЙ ПОРТ МИКАШЕВИЧИРЕЧНОЙ ПОРТ ГОМЕЛЬ
РЕЧНОЙ ПОРТ БРЕСТРЕЧНОЙ ПОРТ БОБРУЙСК
Республика Беларусь не имеет выхода к морю. Тем не мене, водный транспорт является составной частью транспортного комплекса страны и обеспечивает перевозки комплектных грузов и пассажиров на внутренних водных путях. перевозки комплектных грузов В Беларуси в общем объеме перевозок речной транспорт составляет незначительную долю - менее 1%. Поэтому его значение в экономии энергоресурсов и снижении вредных выбросов в масштабах страны очень невелико. Увеличить объемы перевозок речным транспортом не позволяет география рек Беларуси и зимнее замерзание рек. В Беларуси перевозки крупногабаритных грузов внутренним водным транспортом в международном сообщении могут осуществляться только по Днепру и в порты на Черном море. Раньше в этом направлении перевозили калийные удобрения, а в обратном - гранулированные шлаки и другие грузы. Но после того как в годах Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси добилось значительной оптимизации перевозок калийных удобрений железнодорожным транспортом, тарифы на такие перевозки значительно снизились. В результате речные перевозки стали неконкурентоспособными и были приостановлены. Сегодня прорабатываются другие грузопотоки для привлечения их на речной транспорт.перевозки крупногабаритных грузов
Основными факторами, сдерживающими деятельность речного транспорта, являются недостаточные габариты судового хода и ступенчатость его глубин. Особенно характерно колебание гарантированных глубин для основной речной транспортной магистрали республики –Днепро-Бугского водного пути, по которому выполняется более 70% грузооборота. Ступенчатость рек республики отрицательно сказывается на развитии перевозок в транзитном сообщении между портами Украины и Беларуси, поскольку исключает прямое сквозное движение судов с низовьев Днепра до Бреста. Кроме того, лимитирующими судоходство остаются и габариты камер судоходных шлюзов Днепро-Бугского канала, что даже при существующих путевых условиях приводит к недоиспользованию полезной грузоподъемностифлота в каждом рейсе порядка 300 т. Межгосударственные перевозки грузов речным транспортом за последние годы также значительно сократились и, возможно, из-за конкуренции с другими видами транспорта никогда не займут того места, которое они занимали до этого. Это связано не только с высокими тарифами и низкой маневренностью, но и с изолированностью речных бассейнов, отсутствием между ними искусственных водных путей.
Хотя Республика Беларусь не имеет выхода к морю, существует определенный потенциал для развития собственного морского транспорта. Морской торговый флот республики находится сейчас в стадии становления. Прорабатывается вопрос о приобретении и приписке белорусских торговых судов в портах Польши, России, Латвии. Вместе с тем есть объективные причины, сдерживающие развитие этого вида транспорта. Ситуация усложняется тем, что на мировом рынке наблюдается излишек тоннажа торговых судов, что увеличивает конкуренцию на этом рынке
Совершенствование законодательства в области водного транспорта. Оптимизация структуры организаций водного транспорта. Расширение номенклатуры грузов, перевозимых водным транспортом. Увеличение пропускной способности внутренних водных путей. Развитие судоходных воднотранспортных соединений с соседними странами.
Августовский канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата доступа: Белорусское речное пароходство [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата доступа: Днепровско-Бугский канал [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата доступа: Каналы России и Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: Дата доступа: Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, – Режим доступа: – Дата доступа: