ГУ «Большеизюмовская СШ» Учитель технологии Учитель технологии Боднарь Г.Ю уч.год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГУ «Большеизюмовская СШ» Учитель технологии Учитель технологии Боднарь Г.Ю уч.год.
Advertisements

Цель: ознакомить учащихся, с видами вышивки, с предметами одежды, с аксессуарами составляющими казахский национальный костюм. Задачи: Образовательная:
Казахская национальная одежда и украшения Автор Байкунов В.Ш. – учитель Алтынсаринской основной школы Костанайского района.
Ногайская национальная одежда.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Добры молодцы. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
Выполнили: Ученицы 10«А» класса Средней школы 5 Капарова Анар, Абрамова Валерия.
Казахская национальная одежда отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными и климатическими условиями.
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
Создала: Бобровникова Оля учиница:5 А. Культура Древнего Египта до сих пор будоражит воображение людей. Исчезнувшая цивилизация ремесленников, земледельцев.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: урок-перезентация "национальные орнаменты"
Исследовательская работа (проект) по теме: История Русского Народного Костюма Выполнили: Учащиеся 9 а класса Сысоева Мария Гавриленко Екатерина 2011 г.
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко.
Проект тема «Национальная одежда хантов и манси» Автор: ученик 8В класса Ахмедов Рамин Руководитель: учитель химии Коржевская О.В.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Украшения Древнего Египта. Материалы и ювелирные техники Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов.
Мастеров искусников, создающих орнаменты называли « оюшы » ( орнаментальщик )
Костюм эпохи Древней Греции 5 класс. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СОДЕРЖАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
В русском традиционном костюме было и остается многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местности и.
Транксрипт:

ГУ «Большеизюмовская СШ» Учитель технологии Учитель технологии Боднарь Г.Ю уч.год

Цель: ознакомить учащихся с предметами одежды, с аксессуарами составляющими казахский национальный костюм. Задачи: Образовательная: Дать представление о зрительных иллюзиях в одежде. Способствовать применению полученных знаний на практике. Развивающая: развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, внимания, памяти. Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса

Женская одежда

Женские головные уборы Женский головной убор замужней женщины состоял из двух частей: нижней - камешек, надеваемой на голову, и верхней – в виде тюрбана, наматываемой поверх нижней части убора. Обе части убора выполнялись обязательно из белой ткани. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такая) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась.

Cаукеле - высокая, конусовидная шапка (около 70 см) Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство "саукеле". Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края "саукеле" украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями.

Мужская одежда

Мужские головные уборы Мурак. Айыркалпак.

Обувь Мужская обувь пожилых казахов состояла из маски ичиг, на которые при выходе из дома надевали кебе калоши кожаные. Взрослые мужчины все без исключения носили кожаные сапоги коксауыр, внешне мало чем отличающиеся от обычных. Шили их из шагрени зеленого цвета, которую получали, посыпая просо на размягченную кожу и притискивая ее тяжестью. Казахские сапоги старинного покроя, нередко с заостренными и загнутыми кверху носками, не различались на левый или правый, что позволяло носить их дольше, меняя периодически с одной ноги на другую. Исключение составляли инкрустированные разноцветной кожей сапоги на высоких каблуках. Наиболее примитивной обувью, которой пользовались бедняки, были шокай кожаные сандалии, которые изготовлялись из сыромятной кожи, как и ремни, а также шарик, надеваемые на сапоги для их предохранения при ходьбе по каменным осыпям.

Украшения, дополнения обереги к национальному казахскому костюму

Нагрудные украшения ониржиек Они были привилегией молодых для формирования и укрепления девичьего стана. Впервые их одевали в летнем возрасте и навсегда снимали примерно в 30 лет, передавая их более молодым женщинам в семье. Конструкция их вертикальная, состоящая из крупных прямоугольных или трапециевидных пластин, декорированных зернью, накладкой, сканью, орнаментальными лентами. В некоторых случаях присутствует позолота...

Перстни Каждая женщина должна была носить кольцо или перстень, в противном случае, пища, приготовленная ею будет не чистой. Кольца носили по 3-4, они являлись повседневным украшением. У казахов по этому поводу существует поговорка: «Тамақ падал болу үшін, қолда күміс жүзік болу керек» «Чтобы пища была чистой, на руках должен быть перстень».

Мужские пояса делятся на три типа: будничные, боевые, парадные. Мужчины уважаемого почтенного возраста стремились надевать пояс с подвесками – кісе белдік,. Украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Женские пояса-были из вельвета, шелка.Украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками, а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика и т.д.

Браслеты Браслет носили по одному или парно на обеих руках, иногда надевались на руки два браслета. Браслеты были сплошные и составные: образующиеся из 2-3 частей, соединенных шарнирным способом - топсалы блезик или при помощи створок - как пак блезик. Декоративность в браслетах достигалась путем усиления цветовой насыщенности: вставками из камней, преобразованием фактуры накладной тканью, зернью, сквозной резьбой, рельефной чеканкой, гармоничным орнаментом.

Шашбау Накосное украшение представляет собой богато унизанные украшениями ленты, в декорировке которых казахские зергеры применяли самые разнообразные ювелирные техники. Шашбау крепились у основания кос и спускались по всей длине волос, подчеркивая их красоту и густоту.

Шолпы - ажурная подвеска с многочисленными бляшками или монетами, соединенных по вертикали петельно-кольцеобразным способом в один или три ряда Носили именно в девичьем возрасте, когда допускалось хождение с непокрытой головой. Замужние женщины носили шолпы только в первый год семейной жизни, а позже вплетали в косы нити кораллов или цветные шнурки. Накосники подвешивались к концам кос.

Обереги. «Тумарша»,«бойтумар» - это серебряные футляры треугольной, прямоугольной и трубчатой формы, полые внутри, с помощью цепочек их подвешивали на грудь. Поверхность тамара богато украшалась гравировкой, чернением, позолотой, к нижнему краю крепились подвески из кораллов, перламутра, металлические пластинки. Тумары служили для хранения молитв из Корана, написанных на бумаге и вложенных внутрь, т.е. использовались не только в качестве украшения но и как амулет(средство от сглаза, от всяких бед и напастей.

Шекелик - височные украшения, которые надевали в торжественных случаях Они крепились за петли головного убора или за волосы у виска. Лаконичны плоские височники треугольной, лепестковидной, пиковидной и других форм, декорирующиеся разными приемами. Эффектно выглядят обсыпанные зернью ажурные и шаровидные височники со сложными подвесками. Нарядны плоские височники, главным формообразующим компонентом которых являются 2 спиральных диска (солярные знаки), соединенных проволокой со стержнем.

Серьги – украшение и оберег женщины Популярны серьги- лунницы «ай сырка», иногда с вырезной звездой с внутренней стороны. Своеобразны проволочные серьги различной сложной конфигурации «шығыршық сырға». Цветовой звучностью привлекают серьги, основу которых составляют вставные камни – «көзді тесты сырға».

1. Космогонический (связанный с изображением солнца, луны и звезд). К нему относятся такие виды орнамента, как «ай» (луна), «ай шик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун козы» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «ай гуль» (лунный цветок), «жулдыз» (звезда). 2. Орнамент, связанный с названиями животных, частей их тел и т. д. В основу этого вида орнамента взята форма «кошкар май из» (бараний рог), «иткуйрик» (собачий хвост), «оркеш» (верблюжий горб), «туйе табань» (верблюжий след), «аша туяк» (пара копыт), «туйе мойын» (верблюжья шея), «арка май из» (рог архара). 3. Орнамент, связанный с названиями мелких животных и насекомых: «алакуртти» (пестрый паук), «жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жиланбаур» (змеиное брюхо), «кобелек» (бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи). 4. Орнамент, связанный с названиями птиц: «кус канат» (птичьи крылья), «казтабань» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын» (птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв). 5. Растительный орнамент, «арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, ялты, сагиз, он яки, жапыракты гульден» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «кызгалдак» (тюльпан), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик), 6. Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «озгим - о зиме к», (плетенка), «шарбак»,(плетень), «торт таспа» (четыре ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кайнар» (родник), «кос тумарша» (два амулета), «балтик» (костыль), «сынар акше» (один каблук), «ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок ) Разновидность национального орнамента

Орнамент

Орнамент

У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба; красный цвет – символом солнца, огня; желтый цвет – символом разума, тоски, печали; черный цвет – символом земли; зеленый цвет – символом молодости, весны. Правила: 1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия. 2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы. 3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично. 4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. Цвет в орнаменте

Последовательность изготовления орнамента 1. Лист бумаги в форме квадрата складываем пополам по вертикали, затем – по горизонтали (рис. 1). 2. Складываем заготовку по диагонали (рис. 2).

Последовательность изготовления орнамента 3. На получившийся треугольник наносим карандашом рогообразный орнамент (например, один из предложенных вариантов) (рис. 3 а, б, в). 4. Вырезаем фигуру по линии карандаша. Разгибаем бумагу – на ней получился законченный орнамент из элементов рогов.

Последовательность изготовления орнамента. 5. Полученный узор наклеиваем на контрастную по цвету бумагу. Работу можно выполнять в парах. Изготовление орнамента в квадрате повторяется еще три раза. Получившиеся 4 экземпляра изделия складываем в «ковер» и приклеиваем на контрастную бумагу.

Приглашаем Вас за наш достархан!!! Приятного чаепития!