«Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»
Современная российская семья СОКРАЩЕНИЕ: количества детей в семье, количества многопоколенных семей Тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛ-ВА: семей, прошедших через развод неполных семьи повторных браков родителей-одиночек внебрачных детей количества одиноких людей бездетных семей
Кризисные явления в жизни семьи (по исследованиям Дороновой Т.Н., Глебовой С.В., Козловой А.В., Давыдовой О.И. и др.) Утратилось традиционное понимание семейного воспитания, направленного на установление духовной общности с детьми У родителей отсутствуют навыки совместного проживания с ребенком событий семейной жизни Прервалась преемственность педагогической традиции в семье Утрачиваются родителями традиционные нравственные ориентиры
Наша женщина Россия - 80 млн. женщин. 50% - состоит в браке Женщина самодостаточна. В семье практически уравнялись роли «Целевые ценности»: семья, карьера, общение 45% женщин инициаторы развода Одна женщина – один ребенок Традиционно матери затрачивают до 85% своего свободного времени на занятия и общение с детьми
Наш мужчина Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца В России нет культа отца Есть культ матери Отец необходим семье как символ Традиционные виды занятий отцов с детьми: -пассивный просмотр TV и video -компьютерные игры -поездки на машине -подвижные и настольные игры
Новый подход к отношениям семьи и образовательной организации Инициатором изменения социальных контактов с семьей является образовательное учреждение, которое гарантирует профессиональный уровень, разъяснения и поддержку. Главное в контексте «семья - образовательное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Позиция педагога в общении с родителями Авторитарный педагог? Педагог-партнер?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ МО и науки РФ от ) о взаимодействии с семьей
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ МО и науки РФ от ) I.Общие положения 1.4. Основные принципы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО и науки РФ от ) 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 9) Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей 1.7. Стандарт является основой для: Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО и науки РФ от ) II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему в содержательном разделе программы должны быть представлены: в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В ней должна быть указана характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО и науки РФ от ) III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.1. Требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 6) Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности 3.2 Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 8) Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО и науки РФ от ) В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации) организация должна создавать возможности: 1)для предоставления информации о Программе семье 2)для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО и науки РФ от ) III. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (целевые ориентиры) 4.4. Настоящие требования являются ориентирами для: б) решения задач взаимодействия с семьями
Направления взаимодействия 1. Педагогическая поддержка 2. Педагогическое просвещение 3. Совместная деятельность детей и родителей 4. Педагогический мониторинг 5. Информирование родителей 6. Участие родителей в управлении ДОУ и создании условий
Источники знаний родителей о воспитании и обучении ребенка
Новая философия во взаимодействии с семьями воспитанников Сотрудничество на основе партнёрских отношений («Доверительный деловой контакт» В. А. Петровский) Взаимодействие с родителями – организация совместной деятельности: поддерживающее взаимодействие обеспечивает решение практических, ближайших задач воспитания ребенка конструктивное взаимодействие (продуктивное) обеспечивает необходимые глубинные связи между детским садом и семьей
Календарно - тематическое планирование образовательной работы (по О.Скоролуповой, Н.Фединой) День недели /дата Образ. области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация Развив. среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодейств ие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобр.учре ждениями) Организованная образовательная деятельность Образов деятельность в режимных момента х Групповая, подгрупповая Индиви- дуальна я
Перспективный план взаимодействия с семьей на учебный год 1. Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников 2. Мероприятия по направлениям взаимодействия и месяцам Разработка формы перспективного плана
п/ п Направления СентябрьОктябрь НоябрьДекабрь ЯнварьФевраль МартАпрель Май 1. Педагогическая поддержка 2. Педагогическое просвещение 3. Совместная деятельность детей и родителей 4. Педагогический мониторинг 5. Информирование родителей 6. Участие родителей в управлении ДОУ и создании условий Перспективный план взаимодействия педагогов группы ______________ с семьями воспитанников на 201_-201_ учебный год Задачи:
При организации взаимодействия с семьями в рамках новой философии необходимо обеспечить открытость детского сада для семьи сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе диагностику общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.
Спасибо за внимание!
Подготовила старший воспитатель Кругликова Е.Е. с Кошлева Н.В., старший методист МОУ «ГЦРО»