Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимодействие организма и среды Презентация по экологии.
Advertisements

Среда обитания организмов и ее факторы. Среда обитания Среда обитания- часть природы (совокупность конкретных абиотических и биотических условий),непосредственно.
Организм и окружающая средa А.С. Соколов. I. Понятие среды обитания Аутэкология – это раздел экологии, рассматривающий взаимоотношения отдельного организма.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм.
Шубина Л.М., МКОУ Давыдовская СОШ. Подумай Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют.... Они представлены.
Среда жизни наземно-воздушная почвенная водная живой организм.
Лемешкина И.Е., МОУ Лемешкинская СОШ Руднянского района Волгоградской области.
Факторы среды, адаптации и жизненные формы. Устно: общие экологические закономерности назвать и пояснить законы Б. Коммонера сравнительная характеристика.
Тема урока: Условия жизни растений на земле Автор: Шулепина Т. Н. учитель биологии Биология. 6 класс.
ЭКОЛОГИЯ - ( ойкос – дом, жилище + логос – учение) – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
Работу выполнили: Знаткова Мария Попова Дарья Ученицы 10 «А» класса.
Профессор Егоров В. В. Лекция 1. Экологическая химия. Тема : Основные понятия и концепции экологии.
Урбосистема - неустойчивая природно - антропогенная система, состоящая из архитектурно - строительных объектов и нарушенных естественных экосистем.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ Широкова А.Д. Учитель биологии МАОУ СОШ 4 им. И.С. Черных г. Томска 11 класс Общеобразовательный.
Экологических факторах. Факторы среды. Общие закономерности действия на организмы. экологических факторах. Факторы среды. Общие закономерности действия.
Учитель биологии МБОУ СОШ 19 Куликова И.В. Волгоградская область, г. Волжский.
Основы экологии Презентация выполнена учителем биологии МАОУ СОШ 1 Ждановой И.Г. учителем биологии МАОУ СОШ 1 Ждановой И.Г.
Взаимоотношения организма и среды БИОГЕОЦЕНОЗЫ 9 класс.
Экология как наука Основные понятия экологии. Экология – это наука о взаимосвязях и взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Растение живой организм Урок биологии в 6 классе Учитель Шосталь Е.А.
Транксрипт:

Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) школа 153 Фрунзенского района Открытый урок по биологии «Среда обитания организмов и ее факторы» (раздел 5, 11 класс) Учитель биологии Семенова И.Н. Санкт-Петербург 2011 год

Цели урока : Образовательная – познакомить с понятием среды обитания, факторами, регулирующими распределение растений и животных; Развивающая – формирование умения писать конспект, делать выводы из массы новых фактов и имеющихся знаний, самостоятельная работа с учебником; Воспитательная – экологическое воспитание

Опрос устный по теме: «Что изучает экология?» Что изучает экология? Какова роль экологии в настоящее время и почему ее необходимо изучать? Какие научные направления в экологии вам известны?

Среда обитания – это все то, что окружает живое существо в природе. На Земле существуют четыре основные среды обитания, освоенные и заселенные организмами. Это водная среда, наземно-воздушная, почвенная и среда, образуемая самими живыми организмами. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни.

Экологические факторы – компоненты природной среды, влияющие на состояние организма. Различают три группы факторов. Абиотические – компоненты неживой природы: температура, солнечный свет, влажность, соленость, свойства почвы и т.д. Биотические – компоненты живой природы (влияние организмов друг на друга) Антропогенные – влияние человека на живую природу, в результате чего происходит изменение условий обитания живых организмов.

Свет – солнечное излучение служит основным источником энергии. Ультрафиолетовые лучи – губительны для всего живого; Видимые лучи – необходимы для фотосинтеза и большинство организмов видит в этой части спектра; Инфракрасные лучи – источник тепловой энергии.

Температура – самый мощный фактор на Земле Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. У организмов с непостоянной температурой тела повышение температуры окружающей среды вызывает ускорение физиологических процессов: обмена веществ, роста и т.д. У птиц и млекопитающих в процессе эволюции выработалась способность к поддержанию постоянной температуры тела – это приспособление обеспечивает некоторую независимость от условий среды.

Влажность Вода играет исключительно важную роль в жизнедеятельности организмов. Поддержание воды на определенном уровне составляет одну из основных физиологических функций организма.

Оптимум, стрессовые зоны, пределы устойчивости. Точка, при которой наблюдается максимальный рост, называется оптимумом. Весь интервал фактора от минимума до максимума, при котором еще возможен рост, называют диапазоном устойчивости. Точки, ограничивающие пригодные для жизни условия, называют пределами устойчивости. Между зоной оптимума и пределами устойчивости по мере приближения к последним организм испытывает все нарастающий стресс – стрессовые зоны, или зоны угнетения.

Закон лимитирующих факторов. Этот закон был впервые изучен и сформулирован Юстусом фон Либихом в 1840 году в ходе его наблюдений за влиянием на растения химических удобрений. Закон лимитирующих факторов: даже единственный фактор за пределами своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма и в его пределе – к гибели. Этот закон еще называют законом минимумов Либиха.

Толерантность – способность выдерживать изменения условий жизни Это очень важное свойство живого, позволяющее приспособляться к изменяющимся условиям среды.

Адаптация организмов. Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды называется адаптацией. Многократное воздействие циклических изменений внешних условий привело к возникновению у организмов ряда особенностей образа жизни: диапауза – состояние физиологического покоя, миграции, анабиоз.

Вопросы для закрепления: Что такое экологические факторы? Какие группы факторов вам известны? Какие абиотические факторы вы знаете? Какие среды обитания вам известны? Что такое толерантность? В чем сущность закона минимумов? Что такое адаптация?