1 О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Укрепление здоровья школьников Из выступления А.Левитской на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года Презентацию составила руководитель методического.
Advertisements

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В.А.Ламанов, ректор ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»
1 О реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна, начальник.
Федеральная программа «Модернизация школьного питания»
О развитии практики сохранения и укрепления здоровья обучающихся в региональной системе образования Репина А.В., начальник отдела развития общего и дополнительного.
Целевая программа Калининского района Санкт-Петербурга «Здоровое поколение» на годы.
11 ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» за 2009 год РОССИЯ 2010.
О совершенствовании нормативно-правовой базы сферы молодежной политики, физической культуры и спорта Ярославской области Докладчик: Мамаева Наталия Викторовна.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Формирование культуры здоровья и профилактика вредных привычек у обучающихся образовательных учреждений.
О результатах работы по профилактике наркомании в образовательных учреждениях края в 2009 году и задачах на предстоящий период Свиридова Елена Анатольевна.
Проректор Осинцева Ирина Михайловна, к.п.н. Основная образовательная программа: нормативные требования и алгоритм формирования проректор Осинцева Ирина.
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной.
ЛЕВИТСКАЯ АЛИНА АФАКОЕВНА Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки.
Реализация ФЦПРО по направлению: « Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество.
1 Реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся Березина Валентина Александровна начальник.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт Утверждён приказом Минобрнауки РФ от г. 373.
Департамент образования города Москвы Московский гуманитарный педагогический институт Лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в.
Транксрипт:

1 О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России и социальной защиты детей Минобрнауки России Москва май, 2009 г.

2

3 Задача системы образования - создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было «комфортно и психологически, и физически», чтобы к каждому ученику применялся «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» Для решения этой задачи необходимо: - определить «болевые точки», требующие принятия конкретных мер на межведомственном уровне; конкретных мер на межведомственном уровне; - выделить приоритетные направления деятельности; - определить механизмы и ресурсное обеспечение, необходимые для решения поставленных задач; необходимые для решения поставленных задач; - выстроить алгоритм достижения цели формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, соответствующих поведенческих образа жизни, соответствующих поведенческих стереотипов. стереотипов.

4 Основные направления деятельности в период с 2000 по 2008 годы: Реализация комплекса мер по совершенствованию организации оказания медицинской помощи обучающимся и реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов. Реализация комплекса мер по совершенствованию организации оказания медицинской помощи обучающимся и реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях на основе современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов. Развитие движения «Школы, содействующие укреплению здоровья». Развитие движения «Школы, содействующие укреплению здоровья». Разработка и апробация примерной модульной программы по повышению квалификации педагогических работников по вопросам заболеваемости и инвалидности детей и подростков школьного возраста. Разработка и апробация примерной модульной программы по повышению квалификации педагогических работников по вопросам заболеваемости и инвалидности детей и подростков школьного возраста.

5 В регионах России: Амурской, Архангельской, Костромской, Магаданской, Самарской, Оренбургской области, в Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Краснодарском крае, Республике Коми, Республике Саха (Якутия), Разработка и принятие целевых региональных программ по совершенствованию организации медицинского обеспечения учащихся в общеобразовательных учреждениях Разработка и принятие целевых региональных программ по совершенствованию организации медицинского обеспечения учащихся в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецком АО, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Курской, Воронежской, Белгородской, Брянской, Мурманской, Тамбовской, Рязанской и Ярославской областях

6 Общая сумма финансирования программных мероприятий проекта в 2008 г. в целом по 14 регионам (Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Оренбургская, Пензенская, Ростовская и Тамбовская области, Санкт-Петербург) составила 1 млрд. 414 млн. рублей, в том числе 500 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета, 914 млн. рублей из региональных и местных бюджетов. Общая сумма финансирования программных мероприятий проекта в 2008 г. в целом по 14 регионам (Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Оренбургская, Пензенская, Ростовская и Тамбовская области, Санкт-Петербург) составила 1 млрд. 414 млн. рублей, в том числе 500 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета, 914 млн. рублей из региональных и местных бюджетов. В 2009 г. права участвовать в реализации экспериментальных проектов добились республики Башкортостан, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Удмуртская республика, Архангельская, Самарская и Омская области (решение конкурсной комиссии от г.) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. 799 «О мерах государственной поддержки в годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях», начиная с 2008 года, в рамках ПНПО в 14 субъектах России реализуются соответствующие экспериментальные проекты на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. 799 «О мерах государственной поддержки в годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях», начиная с 2008 года, в рамках ПНПО в 14 субъектах России реализуются соответствующие экспериментальные проекты на условиях софинансирования из бюджетов всех уровней

7 Показатель - «Доля школьников, обучающихся Показатель - «Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса» Индикаторы, отражающие состояние образовательной среды в учреждении образования как здоровьесберегающей. Наличие в учреждении в соответствии с установленными нормативами: - столовой или зала для приёма пищи; - безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала; - оборудованной территории для реализации раздела «Лёгкая атлетика» программы по физической культуре; - благоустроенной пришкольной территории (озеленение территории, наличие оборудованных мест для отдыха); - лицензированного медицинского кабинета. Комплексные проекты модернизации образования (КПМО)

8 Выявление учреждений, реализующих Выявление учреждений, реализующих инновационные программы, в т.ч. спортивно- оздоровительной направленности в ходе реализации национального проекта «Образование» Всего дневных общеобразовательных школ , из них имеют физкультурный зал , бассейн школ Развитие учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности Развитие учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности Их в системе образования три тысячи, из них: детско-юношеских спортивных школ специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва детско-юношеских клубов и центров физической подготовки В этих учреждениях занимается более 2 млн. детей

9 Одной из важных составляющих совместной работы Минобрнауки России с заинтересованными министерствами и ведомствами по формированию здорового образа жизни обучающихся является профилактика злоупотребления психоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак), а также распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде В этих целях: - создан автоматизированный голосовой телефонный сервис по вопросам профилактики наркомании и сервис по вопросам профилактики наркомании и сопутствующих заболеваний; сопутствующих заболеваний; - разработан WAP-сайт для мобильных телефонов для всех категорий пользователей; всех категорий пользователей; - интерактивные игры для мобильных телефонов по профилактике наркомании с возможностью их профилактике наркомании с возможностью их распространения при помощи Интернет и WAP-ресурсов. распространения при помощи Интернет и WAP-ресурсов.

10

11 Характеристика заболеваемости учащихся (в % по данным индивидуального анкетирования, проведенного Институтом возрастной физиологии РАО в годах)

12 Каковы же причины такого положения дел? (по данным Института возрастной физиологии РАО) - генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития; экологические условия развития; - школьные факторы риска (условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.д.) также негативно возрастным возможностям школьников и т.д.) также негативно влияют на здоровье школьников; влияют на здоровье школьников; Факторы риска, способные оказать отрицательное влияние на рост, развитие и состояние здоровья школьников: - большой объем домашних заданий; - значительная доля занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение и т.п.); (ТВ, компьютер, чтение и т.п.); - недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе. на воздухе. Ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе, - высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени

13 Проблема школьных стрессов – одна из наиболее острых проблем в создании психологически комфортной школы Первая группа причин связана с трудностями адаптации конкретного ребенка к школе, которые зависят от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как подготовлен ребенок к особенностям учебной деятельности – принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми Вторая группа причин связана с уровнем готовности детей противостоять тому «внешнему» давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе Следующая группа причин связана с перегрузками детей, возникающими при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области Избыток содержания ведет к трудностям в усвоении программного материала, снижению успеваемости, и, как следствие, - к ухудшению здоровья школьников

14 В зависимости от образовательного учреждения первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономических часов в день (по данным Института возрастной физиологии РАО) Утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания Общая статическая нагрузка (уроки, факультативные занятия, самоподготовка, внешкольные занятия) составляет в среднем - 9 ч. 45 мин.; среднее время просмотра телепередач – 1 ч. 36 мин. Таким образом, без движения десятиклассники проводят в среднем 11 ч. 30 мин. С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность резко падает и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – %

15 В настоящее время во исполнение Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ идет работа по изменению федеральных государственных стандартов общего образования (далее – ФГОС) Новая структура ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным 3) к результатам освоения основных образовательных программ

16 Главным элементом в данной триаде являются требования к результатам освоения основных образовательных программ Необходимо в качестве результата определить тот минимум объема знаний и перечень компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся в процессе освоения основных образовательных программ для формирования личностной культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов Необходимо в качестве результата определить тот минимум объема знаний и перечень компетентностей, которыми должен овладеть обучающийся в процессе освоения основных образовательных программ для формирования личностной культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов Соответственно обновление, а по ряду позиций существенное изменение результатов освоения основных общеобразовательных программ предполагает разработку новых примерных программ курсов, дисциплин (модулей) Достижение новых результатов невозможно без создания соответствующих условий реализации основных общеобразовательных программ Достижение новых результатов невозможно без создания соответствующих условий реализации основных общеобразовательных программ

17 в рамках разработки федеральных государственных образовательных стандартов включить в перечень требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ позиций, формирующих у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни и соответствующие в рамках разработки федеральных государственных образовательных стандартов включить в перечень требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ позиций, формирующих у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни и соответствующие поведенческие стереотипы Для решения вышеуказанных проблем необходимо: при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений учитывать состояние работы образовательного учреждения по охране здоровья обучающихся (воспитанников) при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений учитывать состояние работы образовательного учреждения по охране здоровья обучающихся (воспитанников) организовать разработку и включение в программы высшего педагогического образования курсов, обеспечивающих соответствующую подготовку кадров для решения задач по здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях и формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни разработать модульные программы повышения квалификации педагогических кадров по вопросам охраны здоровья, формирования культуры здорового образа жизни и профилактики социально значимых заболеваний

18 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24 декабря 2008 года: - проработать вопрос о совершенствовании рациона питания - проработать вопрос о совершенствовании рациона питания школьников, обратив особое внимание на увеличение в нем школьников, обратив особое внимание на увеличение в нем молока и соков; молока и соков; - с учетом положений Концепции демографической политики - с учетом положений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. 1351, принять необходимые решения по реализации нового 1351, принять необходимые решения по реализации нового направления приоритетного национального проекта «Здоровье», направления приоритетного национального проекта «Здоровье», касающегося формирования здорового образа жизни, предусмотрев касающегося формирования здорового образа жизни, предусмотрев привлечение к этой работе общественных организаций. привлечение к этой работе общественных организаций.

19 Федеральные целевые программы: «Дети России» на г. «Дети России» на г. - подпрограмма «Здоровое поколение»; - подпрограмма «Дети и семья» (направление «Профилактика правонарушений несовершеннолетних») «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на »; «Повышение безопасности дорожного движения в г.» «Развитие физической культуры и спорта Российской Федерации на гг.» Федеральная целевая программа развития образования