ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ « ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТИВНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА У СТУДЕНТОВ » Магистрант кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Магистерская диссертация Сравнительный анализ особенностей отношения родителей к кровным и приемным детям Актуальность проблемыАктуальность проблемы Объект.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Презентация диссертационного исследования на тему: « ДОВЕРИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ» Выполнила:
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
ТЕМА: Запрос семьи как ресурс управления деятельностью учреждений дополнительного образования Студент группы 2421 Семенцов Александр Дмитриевич Научный.
ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
Магистерская работа МАГИСТРАНТКИ филологического факультета БГУ кафедры теории и методики преподавания языка и литературы Жук Ольги.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Гуринова Е.В. Воспитание ценностного отношения к культурно- историческому наследию в школьном учебном процессе Научный руководитель кандидат педагогических.
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
Динамика развития коммуникативной компетентности студентов- филологов в классическом университете Работа магистрантки специальности «Общая педагогика,
Социально-психологические проблемы формирования личности в хоккее.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Использование рекламных текстов в обучении РКИ Соискатель – Сентюрова Н. А. Научный руководитель – кандидат филологических наук Долбик.
Диссертация на соискание степени магистра экономических наук Соискатель – Кузько Наталья Олеговна Научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь Научный руководитель – доцент Новик В.В. Выполнил магистрант Никифоров А.В.
Транксрипт:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ « ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТИВНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА У СТУДЕНТОВ » Магистрант кафедры психологии Занимон Татьяна Олеговна Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Фролова Юлия Геннадьевна

Оглавление Актуальность исследования Научная новизна исследования Объект и предмет исследования Цель исследования Задачи исследования Гипотезы исследования Методология исследования Методика исследования Основные результаты исследования

Актуальность исследования (1) Актуальность изучения ценностных ориентаций современной молодёжи обусловлена её особым историческим положением. Поколение молодёжи начала XXi века является первым поколением общественной трансформации, поскольку именно эта молодёжь, выросшая на руинах прежней жестко идеологизированной системы ценностей, воспринимает новую хаотично сформировавшуюся реальность как вполне естественную. Эта молодёжь выражает готовность конкурировать за деньги, славу, жизненный опыт.

Актуальность исследования (2) Выбор для исследования среди других субъективных факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций, именно субъективно - экономического статуса обусловлен двумя основными причинами : Повышение интереса к экономическим явлениям в белорусской и российской психологической науке, в частности к изучению элементов экономического сознания. Специфические экономические характеристики ситуации развития современного белорусского общества : изменения форм собственности ; сформированность нижнего слоя, состоящего из безработных, неполных и многодетных семей с очень низким уровнем жизни, создающего « культуру нищеты »; рост разницы доходов и уровня жизни ; низкая корреляция между уровнем образования и уровнем материальных доходов.

Научная новизна исследования Исследование ценностных ориентаций студентов является частью изучения проблем молодёжи в целом. Молодое поколение – весомая составляющая всего социума, а значит, изучение ценностных представлений данной макрогруппы создаёт предпосылки для теоретико - психологических обобщений, касающихся будущего состояния системы ценностей белорусского общества. На фоне фундаментальных социологических исследований в данной области существует недостаток психологических знаний по этому вопросу. Практически отсутствуют психологические исследования, касающиеся экономического сознания белорусских студентов. Исследования в области экономической психологии способствуют решению фундаментальной проблемы всей психологической науки – социально - экономической детерминации психологии, в частности сознания человека и его различных общностей.

Объект и предмет исследования Объектом исследования являются ценностные ориентации личности студентов. Предметом исследования – взаимосвязь ценностных ориентаций личности и субъективно - экономического статуса у студентов.

Цель исследования Цель исследования – выявить взаимосвязь субъективно - экономического статуса и ценностных ориентаций личности у студентов.

Задачи исследования Изучить теоретические подходы к проявлению ( основные характеристики, функции ) и формированию ценностных ориентаций в целом и у студентов в частности ; Раскрыть функции и факторы формирования субъективно - экономического статуса как компонента экономического сознания личности ; Проанализировать субъективно - экономический статус студентов на разных стадиях обучения ; Выявить особенности взаимосвязи ценностных ориентаций личности и субъективно - экономического статуса у студентов, обучающихся на разных курсах.

Гипотеза исследования Существует взаимосвязь ценностных ориентаций личности и субъективно - экономического статуса у студентов, которая может изменяться на разных этапах обучения.

Методология исследования Теория отношений, разработана А. В. Лазурским и дополненная А. Л. Журавлёвым ; Теоретические положения А. Л. Журавлёва относительно взаимодействия социально - психологических и социально - экономических феноменов ; Диспозиционную теория В. А. Ядова ; Концептуальной основой выступают исследования ценностных ориентаций как направления в социальной психологии, в частности исследования ценностных ориентаций социальных групп, выполненных М. Рокичем в США и группами исследователей под руководством В. А. Ядова, В. Е. Семенова и Н. И. Лапина в разные исторические периоды в России, а также результаты теоретических и эмпирических исследований, проведённых А. Л. Журавлёвым и Н. А. Журавлёвой.

Методика исследования Вариант адаптированной методики М. Рокича « Ценностные ориентации »; Методика для определения уровня субъективно - экономического статуса, разработанная в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Л. А. Журавлёвым и Н. А. Журавлёвой ; полуструктурированное интервью.

Основные результаты исследования (1) У белорусских студентов существует тенденция оценивать свой субъективно - экономический статус как средний и ниже среднего. У студентов 5- ого курса уровень субъективно - экономического статуса ниже, чем у студентов 2- ого курса. На пятом курсе низкая оценка субъективно - экономического статуса может выполнять функцию стимулирования экономической активности и инициирует стремление личности к повышению своего материального благосостояния. Гипотеза исследования подтвердилась частично. Субъективно - экономический статус взаимосвязан с познавательными ценностями : познание и широта взглядов. С увеличением субъективно - экономического статуса увеличивается их значимость. Эта связь была выявлена как устойчивая в течение года.

Основные результаты исследования (2) Различия в структуре ценностных ориентаций респондентов с низким и средним экономическим статусом являются достаточно устойчивыми и практически не изменились за год и связаны с нижеследующими ценностями. Для группы опрошенных, оценивающих себя как бедных, в большей степени характерны ориентации на ценности « жизнерадостность » « творчество » и « ответственность ». Группа респондентов, оценивающих себя как материально обеспеченных, большее значение придаёт таким инструментальным ценностям как « широта взглядов » и « смелость в отстаивании взглядов ».

Основные результаты исследования (3) Ориентация на творчество и жизнерадостность сопровождается « вытеснением » на второй план вопроса материального благосостояния в сознании студентов с низким уровнем материального благосостояния, эти ценности являются для респондентов способом, в целом, снизить важность реально существующих проблем. Ориентация группы студентов со средним субъективно - экономическим статусом на широту взглядов и смелость в отстаивании взглядов, характеризует данную группу как более направленную на индивидуализм. Таким образом, именно студенты со средним субъективно - экономическим статусом в наибольшей степени разделяют тенденции в изменении ценностных ориентаций всей белорусской молодёжи, описанные в исследованиях Т. И. Яковук и Е. А. Даниловой.

Основные результаты исследования (4) На втором курсе наблюдается взаимосвязь субъективно - экономического статуса и ценности свободы, которая отсутствовала у данных студентов на первом курсе. С возрастанием субъективно - экономического статуса повышается значимость ценности свободы. Можно предположить, что повышение уровня субъективно - экономического статуса у студентов, активизирует их для решения важнейших задач студенческого периода : преобразование детско - родительских отношений ; формирование личностной самостоятельности, подразумевающей принятие на себя ответственность за свою жизнь, своё место в обществе. Проявление данной взаимосвязи на втором курсе может быть объяснено достаточно спокойным его прохождением для студента : кризис адаптации к новым условиям прошёл, а кризис ожиданий ещё не наступил.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !