Серия уроков по теме: Дыхание... Дыхательная система Зачем нашему организму кислород?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дыхательная система Зачем нашему организму кислород?
Advertisements

Презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме: презентация к уроку Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания Значение дыхания. Органы дыхания.
Презентация на тему "Дыхание"
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную цепь биохимических реакций с участием.
МАОУ лицей 82 учитель биологии Булгакова И.В.. Эволюци органов дыхания.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Значение дыхания. Органы дыхания. Автор: Бельтюкова Ирина Аркадьевна Учитель биологии МКОУ ООШ с.Белая.
«Медицинский Университет Астана» АО СРС На тему : Дыхательная система человека Подготовила: Тасмухамбетова А.М Проверил: Тасжуреков А.О. Астана 2011 год.
Дыхательная система человека. Дыхание Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоит из 4-х этапов: 1)обмен газов.
Тема урока: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.. Если бы люди правильно дышали, То болезни стали бы редкостью. Авиценна.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление.
Тема урока Органы дыхательной системы. Голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
Газообмен между атмосферным воздухом и кровью называется внешним дыханием и осуществляется органами дыхания - легкими и внелегочными дыхательными путями.
Подготовила учитель химии и биологии Раскаткина Вера Юрьевна.
Строение человека Органы дыхания. Дыхание Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет.
Строение человека Органы дыхания.
Строение человека Органы дыхания. Дыхание Человек, как и все живые организмы на Земле, в процессе своей жизнедеятельности потребляет кислород и выделяет.
Дыхание. Органы дыхания.
Транксрипт:

Серия уроков по теме: Дыхание..

Дыхательная система Зачем нашему организму кислород?

Урок:1. Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Заболевания дыхательных путей.

План: 1. Значение дыхания. 2. Строение и функция органов дыхания у человека. 3. Носовая полость. 4. Гортань – орган голосообразования. 5. Трахея и бронхи. 6. Заболевание органов дыхания.

Дыхание - это Совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода Значение дыхания: 1. Обеспечивает газообмен. 2. Участвует в теплорегуляции. 3. В голосообразовании.

Органы дыхания С- носовая полость D-ротовая полость Е-трахея В- бронхиальное дерево А-легкие F-диафрагма

Органы дыхания Верхние дыхательные пути: Носовая полость, ротовая полость, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: Гортань,трахея, бронхи, легкие.

Дыхательные пути: Носовая полость Носовая полость Носоглотка Носоглотка Гортань Гортань Трахея Трахея Бронхи Бронхи Легкие Легкие

Носовая полость: 1. Разделена на две половины. 2. Выстлана слизистой оболочкой, которая снабжена ресничками. (слизистая богата кровеносными сосудами и железами) 3. На верхней стенке носовой полости много фагоцитов, лимфоцитов, антител. Функции: 1.Согревают, увлажняют, очищают воздух. 2. Защищают организм от вредных воздействий через воздух.

В носовой полости : Воздух увлажняется и обезвреживается с помощью слизи Воздух увлажняется и обезвреживается с помощью слизи Согревается из-за обильного кровоснабжения Согревается из-за обильного кровоснабжения

Почему не рекомендуется дышать ртом и кричать на морозе? Почему не рекомендуется дышать ртом и кричать на морозе?

Почему на морозе нос красный?

Гортань: Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами Имеет вид воронки, стенки которой образованы хрящами Между хрящами натянуты голосовые связки Между хрящами натянуты голосовые связки

Обозначьте

Голосовые связки

Голос человека: Звук возникает в результате колебаний голосовых связок при выдохе Звук возникает в результате колебаний голосовых связок при выдохе Высота голоса зависит от длины голосовых связок: чем короче связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос Высота голоса зависит от длины голосовых связок: чем короче связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос В окончательном формировании звуков речи принимают участие ротовая и носовая полости, язык, губы, челюсти В окончательном формировании звуков речи принимают участие ротовая и носовая полости, язык, губы, челюсти Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Значение гортани: Проведение воздуха Проведение воздуха Голосообразование Голосообразование

Трахея. Подпишите (используя рис.59 стр.135)

Трахея: Трубка длиной см Трубка длиной см Передняя стенка образована хрящевыми полукольцами (для чего?) Передняя стенка образована хрящевыми полукольцами (для чего?) Благодаря такому строению трахея не спадается при дыхании, а её задняя мягкая стенка, прилегающая к пищеводу, не мешает прохождению пищи. Благодаря такому строению трахея не спадается при дыхании, а её задняя мягкая стенка, прилегающая к пищеводу, не мешает прохождению пищи.

Бронхи: Входят в лёгкие, образуют там бронхиальное дерево Входят в лёгкие, образуют там бронхиальное дерево Самые мелкие бронхи заканчиваются лёгочными пузырьками - альвеолами Самые мелкие бронхи заканчиваются лёгочными пузырьками - альвеолами

Альвеолы:

5. Заболевание органов дыхания (самостьоятельно) ПЛАН: ПЛАН: Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Околоносовые пазухи. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. Околоносовые пазухи. Миндалины. Миндалины. Аденоиды. Аденоиды. Дифтерия. Дифтерия.

Урок 2.Тема: Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Строение лёгких: Расположены в грудной полости, которая выстлана соединительнотканной оболочкой – пристеночной плеврой Расположены в грудной полости, которая выстлана соединительнотканной оболочкой – пристеночной плеврой Снаружи каждое лёгкое покрыто лёгочной плеврой Снаружи каждое лёгкое покрыто лёгочной плеврой Лёгочная ткань представляет собой губчатую массу, образованную лёгочными пузырьками Лёгочная ткань представляет собой губчатую массу, образованную лёгочными пузырьками В каждом лёгком содержится млн лёгочных пузырьков, их общая поверхность – 100 м 2 В каждом лёгком содержится млн лёгочных пузырьков, их общая поверхность – 100 м 2 Лёгочные пузырьки густо оплетены капиллярами. Лёгочные пузырьки густо оплетены капиллярами.

Лёгкие:

Лёгкие, покрытые плеврой

Диафрагма

Этапы дыхания: Внешнее дыхание Внешнее дыхание Транспорт газов Транспорт газов Внутреннее дыхание Внутреннее дыхание

Внешнее дыхание: Вентиляция лёгких. Вентиляция лёгких. Газообмен в лёгких. Газообмен в лёгких. ( Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии) Тканевое дыхание - происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. Тканевое дыхание - происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ.

Урок:3. Тема : Тема : Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

План : 1. Механизм вдоха и выдоха. 2. Нервная регуляция дыхания. 3. Чихание и кашель. 4. Гуморальная регуляция дыхания. 5. Действие никотина на органы дыхания. 6. Воздушная среда и ее охрана. 7. Борьба с пылью. 8. Источники загрязнения атмосферного воздуха. ( самость. изуч. Приготовить сообщения, презентации.)

Вентиляция лёгких (Дыхательные движения) Структуры: органы дыхания, межрёберные мышцы, диафрагма. Структуры: органы дыхания, межрёберные мышцы, диафрагма.

Процессы вдоха и выдоха Вдох Выдох

Механизм вдоха межрёберные мышцы и диафрагма сокращаются рёбра поднимаются, диафрагма опускается объём грудной полости увеличивается объём лёгких увеличивается воздух засасывается в лёгкие происходит вдох

Механизм выдоха Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются Рёбра опускаются вниз, диафрагма поднимается Объём грудной полости уменьшается Лёгкие сжимаются Воздух выдавливается из них Происходит выдох

1. Объяснить в чем заключается механизм вдоха и выдоха? 2. Где находится дыхательный центр?

Газообмен в лёгких

Газообмен в лёгких: За счёт разницы концентраций через стенки капилляров и альвеол идёт диффузия газов. За счёт разницы концентраций через стенки капилляров и альвеол идёт диффузия газов. Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Одновременно углекислый газ проникает в альвеолы и мы его выдыхаем. Одновременно углекислый газ проникает в альвеолы и мы его выдыхаем.

Транспорт газов: Кислород соединяется с гемоглобином и разносится по всему организму. Кислород соединяется с гемоглобином и разносится по всему организму. Углекислый газ из клеток поступает в кровь; 15% соединяется с гемоглобином, 75% переносится плазмой крови в виде раствора. Углекислый газ из клеток поступает в кровь; 15% соединяется с гемоглобином, 75% переносится плазмой крови в виде раствора.

Внутреннее дыхание Газообмен в тканях Газообмен в тканях Клеточное дыхание Клеточное дыхание

Газообмен в тканях Из капилляров большого круга кислород поступает в ткани Из капилляров большого круга кислород поступает в ткани В артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко поступает в них В артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко поступает в них Углекислый газ, которого в тканях больше, из клеток поступает в кровь Углекислый газ, которого в тканях больше, из клеток поступает в кровь Таким образом, в тканях всех органов происходит превращение артериальной крови в венозную Таким образом, в тканях всех органов происходит превращение артериальной крови в венозную

Клетки ткани Кровеносный сосуд О2О2 О2О2 СО 2

Клеточное дыхание В клетках организма кислород участвует в реакциях окисления питательных веществ В клетках организма кислород участвует в реакциях окисления питательных веществ В результате этих реакций вырабатывается энергия, необходимая для жизни В результате этих реакций вырабатывается энергия, необходимая для жизни С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 6СО 2 + 6Н 2 О + Е С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 6СО 2 + 6Н 2 О + Е глюкоза кислород углекислый газ вода энергия

Так вот для чего нашему организму кислород!

4. Чихание –защитная реакция организма через нос. Кашель-защитная реакция организма через рот.

Регуляция дыхания Нервная Нервная Гуморальная Гуморальная

Нервная Непроизвольная регуляция частоты и глубины дыхания Произвольная регуляция частоты и глубины дыхания Осуществляется Дыхательным центром продолговатого мозга Корой больших полушарий Воздействие на холодовые, болевые и другие рецепторы может приостановить дыхание Мы можем произвольно ускорить или остановить дыхание

Гуморальная регуляция Частоту и глубину дыхания Ускоряет Избыток СО 2 Замедляет Недостаток СО 2

Урок 4. Тема: Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

ПЛАН : 1. Изменение обхвата грудной клетки. 2. Лабораторная работа:с Жизненная емкость легких. 4. Болезни дыхательной системы. 5. Оказание первой помощи при нарушении дыхания. Гигиена дыхания.(4-5 в. приготовить презентации, сообщения)

(1-2 вопросы) Лабораторная работа: «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (см.стр.147.)

3. Жизненная ёмкость лёгких Это наибольшее количество, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха Это наибольшее количество, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха ЖЁЛ (л) мужчин = 2,5 * рост (м) ЖЁЛ (л) мужчин = 2,5 * рост (м) ЖЁЛ (л) женщин = 1,9 * рост (м) ЖЁЛ (л) женщин = 1,9 * рост (м) ВозрастЖЁЛ Дети 5-6 лет Женщины МужчиныСпортсмены 1,2 л 2,5-3,5 л 4 – 5 л 5,5 л ЖЁЛ измеряется с помощью спирометра

4. Болезни дыхательной системы. (с ) 5. Первая помощь при нарушении органов дыхания.

5. Гигиена дыхания Лёгкие некурящего Лёгкие курильщика

Спасибо за внимание