07 ноября 2015 Организация оперативно-диспетчерского управления электроэнергетической системой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальные вопросы проектирования систем РЗА САЦУК Евгений Иванович Зам. начальника СВПРА ОАО «СО ЕЭС»
Advertisements

Создание и модернизация систем ПА при новом строительстве, техническом перевооружении или реконструкции объектов электроэнергетики ОАО «Системный оператор.
1 Технологическое присоединение Шапошникова Н.Я. Директор филиала Вольские ГЭС ОАО «Облкоммунэнерго»
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Начальник Управления.
Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС»)
Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС") » в формировании оптового.
Специальность « Организация защиты информации»
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
Структура договорных отношений в условиях реформирования энергетики июль 2006г. г. Барнаул.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
1 Федеральная сетевая компания в системе оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России Доклад Директора по оперативному управлению Пелымского В.Л. Москва,
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Технологическая инфраструктура ОРЭ. Технологическая инфраструктура Технологическая инфраструктура: Понятие расчетной модели Расчетные системы НП «АТС»
Кировская область Программа развития электроэнергетики Кировской области на 2013 – 2017 годы Глава департамента энергетики и газификации Кировской области.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
1 Типовой регламент взаимодействия ОАО «СО ЕЭС» и межрегиональных распределительных сетевых компаний при технологическом присоединении и при строительстве,
2010 Докладчик: Колесник Г.В. Центр стратегии и развития ОАО «Холдинг МРСК» ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОМ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОМ.
Транксрипт:

07 ноября 2015 Организация оперативно-диспетчерского управления электроэнергетической системой

Структура взаимоотношений при организации 2

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Федеральный закон 35-ФЗ от «Об электроэнергетике» (ред ) 3

Субъекты оптового рынка электрической энергии и (или) мощности: покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в установленном порядке, поставщики электрической энергии (генерирующие компании) совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор). Федеральный закон 35-ФЗ от «Об электроэнергетике» (ред ) 4

Оперативный персонал электростанций Оперативный персонал подстанций Оперативный персонал ГЦУС, ЦУС МЭС, ЦУС ПМЭС ФСК Оперативный персонал ГЦУС, ЦУС МРСК, ЦУС МРСК-РЭС Оперативный персонал подстанций, ОВБ Диспетчер ОАО «СО ЕЭС»: ЦДУ, ОДУ, РДУ 5

Оперативно-диспетчерское управление энергосистемой - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению. Целью деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике является обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами, и принятие мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках. Федеральный закон 35-ФЗ от «Об электроэнергетике» (ред ) 6

Субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются: системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой; иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике - организации, осуществляющие оперативно- диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Федеральный закон 35-ФЗ от «Об электроэнергетике» (ред ) 7

Диспетчерское ведение - организация управления электроэнергетическим режимом энергосистемы, при которой технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, оборудования и устройств изменяются только по согласованию с соответствующим диспетчерским центром (с разрешения диспетчера соответствующего диспетчерского центра) Диспетчерское управление - организация управления электроэнергетическим режимом энергосистемы, при которой технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, оборудования и устройств изменяются только по диспетчерской команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра или путем непосредственного воздействия на технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов диспетчеризации с использованием средств дистанционного управления из диспетчерского центра. ПРАВИЛА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ СТО (ред ) 8

Оперативно-технологическое управление – комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и/или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, осуществляемый собственниками или иными законными владельцами таких объектов и (или) установок в соответствии с требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении объектов диспетчеризации и самостоятельно в отношении линий электропередачи, оборудования и устройств, не относящихся к объектам диспетчеризации. ПРАВИЛА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ СТО (ред ) 9

Диспетчерская команда - указание совершить (воздержаться от совершения) конкретное действие (действия) по управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, оборудования и устройств, выдаваемое диспетчером диспетчерского центра по каналам связи диспетчеру нижестоящего (смежного) диспетчерского центра или оперативному персоналу. Разрешение на производство переключений (разрешение) – разрешение на совершение операций по производству переключений, выдаваемое диспетчерским персоналом диспетчерскому или оперативному персоналу на ЛЭП, оборудование и устройства, находящиеся в диспетчерском ведении. Диспетчерская заявка – документ, в котором оформляется ответственное намерение эксплуатирующей организации изменить технологический режим работы или эксплуатационное состояние объекта диспетчеризации. Диспетчерская заявка оформляется и передается на рассмотрение и принятие решения в соответствующий ДЦ. ПРАВИЛА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЙ В ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ СТО (ред ) 10

обеспечение баланса производства и потребления электрической энергии; безусловное исполнение субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой оперативных диспетчерских команд и распоряжений; осуществление мер, направленных на обеспечение безопасного функционирования электроэнергетики и предотвращение возникновения аварийных ситуаций; принятие мер, направленных на обеспечение в Единой энергетической системе России нормированного резерва энергетических мощностей; обеспечение долгосрочного и краткосрочного прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии; экономическая эффективность оперативных диспетчерских команд и распоряжений; ответственность субъектов оперативно-диспетчерского управления перед субъектами оптового и розничных рынков за результаты действий, осуществляемых с нарушением законодательства Российской Федерации, порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Основные принципы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике 11

Системный оператор – верхний уровень системы оперативно-диспетчерского управления Иерархия диспетчерского управления ЕЭС России Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) Москва Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) Москва, С-Петербург, Пятигорск, Самара, Екатеринбург, Кемерово, Хабаровск Региональные диспетчерские управления (РДУ) 69 управлений Сетевые компании Генерирующие компании Росэнергоатом Потребители Иные субъекты оперативно- диспетчерского управления 12

Иерархия диспетчерского управления ЕЭС России Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) Москва Филиал ОАО «СО ЕЭС» ОДУ Сибири Филиал ОАО «СО ЕЭС» Кузбасское РДУ Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» Кузбасское ПМЭС Объекты электросетевого хозяйства ОАО «Кузбассэнерго» Филиал ПАО «МРСК Сибири» Кузбассэнерго-РЭС Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» МЭС Сибири Филиал ОАО «СО ЕЭС» … РДУ 13

География филиалов ОАО «СО ЕЭС» 14

Краткосрочное планирование и оперативное управление электроэнергетическим режимом ЕЭС России Долгосрочное и перспективное планирование, участие в развитии ЕЭС России Технологическая поддержка торговых процедур и сопровождение рынка электроэнергии (мощности) Участие в осуществлении контроля за техническим состоянием энергообъектов Развитие автоматизированной системы диспетчерского управления Координация синхронной работы ЕЭС России и зарубежных энергосистем Развитие международного научно-технического и информационного сотрудничества Деятельность Системного оператора отделена от других видов административно- хозяйственной и коммерческой деятельности и находится под контролем государства. Оплата предоставляемых Системным оператором услуг осуществляется на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом. Основные направления деятельности ОАО «СО ЕЭС» 15

Периоды планирования: Полчаса Один час Два и более часа Одни сутки Один месяц Один квартал Один год 5 лет Долгосрочное и среднесрочное планирование: Составление прогнозируемых балансов электрической энергии и мощности на 5 лет с разбивкой по годам; Расчет балансов электрической энергии и мощности на предстоящий год, квартал, месяц; Расчет долгосрочных и среднесрочных электроэнергетических режимов энергосистемы, обеспечивающих единство технологических режимов работы электростанций, электрических сетей и энергопринимающих электроустановок потребителей. Планирование электроэнергетических режимов (Постановление Правительства РФ от ) 16

обеспечение надежности ЕЭС России; управление режимами работы ЕЭС России; формирование суточного расчетного диспетчерского графика работы электростанций и электрических сетей; обеспечение показателей качества электрической энергии; поддержание и регулирование напряжений в контрольных пунктах электрической сети; поддержание и регулирование частоты электрического тока в установленных пределах; составление и исполнение балансов производства и потребления электрической энергии на 5 лет с разбивкой по годам, на 1 год с разбивкой по кварталам, на квартал с разбивкой по месяцам, на месяц с разбивкой по неделям и суткам; согласование вывода в ремонт и из эксплуатации (ввода после ремонта и в эксплуатацию) объектов электроэнергетики; формирование графиков ремонтов оборудования и устройств РЗ и ПА; ликвидация технологических нарушений; задание энергосистемам объемов отключений потребителей в аварийных режимах действием АЧР, САОН; задание, согласование схем, параметров настройки устройств РЗА и ПА, разработка основных направлений развития систем РЗА и ПА; сопровождение рынка; анализ работы рынка электроэнергии за истекшие сутки с корректировкой дальнейших оперативных решений; перспективное развитие, определение условий присоединения объектов электроэнергетики к ЕНЭС и распределительным сетям. Функции ОАО «СО ЕЭС» 17

Организация эксплуатации и мониторинг функционирования устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, ЦС АРЧМ и ЦСПА, в т.ч.: Расчет уставок устройств РЗА, находящихся в диспетчерском управлении (ведении) соответствующего диспетчерского центра. Анализ технологических нарушений и работы устройств РЗА, участие в комиссиях по расследованию технологических нарушений. Составление (согласование) программ переключения на вывод из работы и ввод в работу устройств РЗА, находящихся в диспетчерском управлении (ведении) соответствующего диспетчерского центра. Определение места повреждения на ЛЭП, находящихся в диспетчерском управлении диспетчерского центра в случаях, когда это связано с трудностью анализа поступающей информации. Участие в разработке основных направлений и перспективных планов развития по вопросам РЗА. Организация работ, обеспечивающих новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию, в части ввода в работу новых устройств и комплексов РЗА. Участие в формировании графиков ремонтов оборудования, в части УРЗА. Рассмотрение, проработка и согласование диспетчерских заявок. Рассмотрение технических и организационных вопросов, входящих в компетенцию службы. Функции службы релейной защиты и автоматики 18

ПС Б ВЛ-110 М. 2 ступень ЗЗ, АПВ успешное Функции службы релейной защиты и автоматики 19

Расчет электроэнергетических режимов, в т.ч.: Определение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемых сечениях. Определение допустимых уровней напряжения в контрольных пунктах. Формирование и поддержание в актуальном состоянии расчетных моделей электроэнергетической системы для расчетов режима и оценивания состояния. Участие в ВСВГО, назначение режимных генераторов. Участие в формировании графиков ремонтов основного оборудования. Организация эксплуатации и мониторинг функционирования устройств и комплексов противоаварийной автоматики, ЦСПА, в т.ч.: Анализ технологических нарушений и работы устройств ПА, участие в комиссиях по расследованию технологических нарушений. Формирование логики работы и уставок устройств ПА. Участие в разработке основных направлений и перспективных планов развития электроэнергетической системы. Организация работ, обеспечивающих новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов электроэнергетики, в части вопросов, касающихся службы электрических режимов. Рассмотрение, проработка и согласование диспетчерских заявок. Рассмотрение технических и организационных вопросов, входящих в компетенцию службы. Функции службы электрических режимов 20

Расчет электроэнергетических режимов, в т.ч.: Определение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемых сечениях. Определение допустимых уровней напряжения в контрольных пунктах. Формирование и поддержание в актуальном состоянии расчетных моделей электроэнергетической системы для расчетов режима и оценивания состояния. Участие в ВСВГО, назначение режимных генераторов. Участие в формировании графиков ремонтов основного оборудования. Организация эксплуатации и мониторинг функционирования устройств и комплексов противоаварийной автоматики, ЦСПА, в т.ч.: Анализ технологических нарушений и работы устройств ПА, участие в комиссиях по расследованию технологических нарушений. Формирование логики работы и уставок устройств ПА. Участие в разработке основных направлений и перспективных планов развития электроэнергетической системы. Организация работ, обеспечивающих новое строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов электроэнергетики, в части вопросов, касающихся службы электрических режимов. Рассмотрение, проработка и согласование диспетчерских заявок. Рассмотрение технических и организационных вопросов, входящих в компетенцию службы. Функции службы электрических режимов 21

Должны обеспечиваться: 1)статическая устойчивость в исходном режиме с коэффициентом запаса по активной мощности не менее 20 %; 2)статическая устойчивость в послеаварийном режиме с учетом действия ПА с коэффициентом запаса по активной мощности не менее 8 %; 3)динамическая устойчивость при всех нормативных возмущениях с учетом действия ПА; 4)коэффициент запаса по напряжению в исходном режиме, не меньший 15% во всех узлах нагрузки; 5)коэффициент запаса по напряжению в ПАР, не меньший 10% во всех узлах нагрузки; 6)загрузка по току в исходном режиме не более номинальной при текущей температуре окружающего воздуха; 7)загрузка по току в ПАР не более, разрешенной в течение 20 мин. при текущей температуре окружающего воздуха. При этом принимается, что имеется достаточный оперативный резерв для перехода к нормальному режиму. Критерии определения максимально-допустимых перетоков мощности (МДП): 22

В послеаварийном режиме возможна работа с превышением МДП в течение не более 20 минут, которое дается на: 1. Загрузку (разгрузку) электростанций. 2. Включение из ремонта, резерва ВЛ-500, 220 кВ без контроля перетоков мощности, если эти ВЛ способствуют разгрузке сечений. 3. Пуск резервных гидрогенераторов. 4. Перевод гидрогенераторов из режима СК в активный режим. 5. Взятие разрешенных перегрузок генерирующего оборудования. 6. Временный подъем нагрузки ТЭС за счет изменения температуры сетевой воды. 7. Разгрузку сети 500 кВ переносом точек раздела или замыканием шунтирующих связей 110/220 кВ. 8. Ввод графиков временного отключения электроэнергии (мощности). Превышать АДП запрещается !!! Действия при превышении МДП: 23

Администрирование и текущая эксплуатация АСДУ. Разработка и внедрение в промышленную эксплуатацию ПО в целях автоматизации технологических задач локального применения. Участие во внедрении и адаптации новых АСДУ. Анализ технологических запросов изменений в АСДУ и предложений подрядчиков по их реализации. Адаптация эксплуатируемого службой программного обеспечения АСДУ с целью предоставления оперативной поддержки изменений в технологических процессах или инфраструктуры информационных технологий. Адаптация стандартного ПО (MS Office и др.) для решения задач подразделений технологического блока, требующих актуализации, дополнительной обработки и визуализации данных. Разработка регламентов технической эксплуатации АСДУ. Подготовка пользовательских инструкций и проведение обучения персонала подразделений технологического блока по работе с ПО. Анализ нарушений в работе ССПИ объектов электроэнергетики с целью выявления проблем и повышения качества работы ССПИ. Мониторинг модернизации и внедрения новых ССПИ объектов элетроэнергетики. Организация взаимодействия с субъектами электроэнергетики с целью устранения причин нарушения в работе ССПИ, включая поступление некачественной телеметрической информации. Рассмотрение и согласование диспетчерских заявок на изменение технологического режима работы и эксплуатационного состояния оборудования, относящегося к компетенции службы. Функции службы автоматизированных систем диспетчерского управления 24

Выполнение функций системного администратора. Обеспечение бесперебойного функционирования локальной вычислительной и мультисервисной сетей, построенных на оборудовании Cisco, таком как маршрутизаторы и коммутаторы. Настройка оборудования Cisco. Внедрение новых решений, связанных с локальной вычислительной и мультисервисной системами. Поддержание актуальности рабочей документации, в т.ч. кабельные журналы, файлы конфигурации сетевого оборудования и т.п. Организация эксплуатации и ремонты вычислительной техники и оргтехники. Осуществление сопровождения и технической эксплуатации программно-аппаратных комплексов АСДУ, находящихся в промышленной эксплуатации в Обществе, в соответствии с установленными регламентами и заданными критериями качества. Функции службы эксплуатации программно- аппаратных комплексов 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 26