Психодиагностика метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в совокупности образующих психическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Психология физической культуры. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Тема: Личность как уникальная социальная система. План : 1. Человек, индивиды, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. Основные типы личности.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Проблема определения и классификации психических явлений.
Транксрипт:

Психодиагностика метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в совокупности образующих психическое качество личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: Сбор данных; Переработка и интерпретация данных; Вынесение решения - психологический диагноз и прогноз.

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии: Принцип отражения - адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности; Принцип развития - ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений; Принцип диалектической связи сущности и явления - позволяет увидеть взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности; Принцип единства сознания и деятельности - сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой; Личностный принцип - требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Личность - сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль.

Понятие личности в психологии В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации. Позиция личности - это система её отношений к материальным условиям жизни, к обществу, людям, к себе, к собственным и общественным обязанностям, труду.

Тесты как вид психодиагностики. Тест- это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий.

Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты) совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Классификация личностных опросников Опросники черт личности Типологические опросники Опросники мотивов Опросники интересов Опросники ценностей Опросники установок (аттитюдов)

Раймонд Б. Кеттелл ( ) Предпринял попытку создать концепцию структуры личности на объективных основаниях 16 факторная классификация: 16 первичных личностных черт и 4 вторичных фактора, по которым можно оценивать личность: замкнутость - открытость, серьезность- легкомысленность, покорность-напористость, робость- смелость, зависимость от группы - самодостаточность и т.д. Главным результатом проделанной Кеттеллом работы стал многофакторный личностный опросник 16 PF.

Ганс Юрген Айзенк ( ) Также использовал технику факторного анализа для измерения и классификации черт, но, в отличие от Кеттелла, он выделил два базовых параметра (супер фактора), которыми стали экстраверсия- интроверсия и нейротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность). Позднее им был добавлен третий параметр, названный психотизмом. Люди, имеющие высокие баллы по этой характеристике склонны к одиночеству, бесчувственны и невнимательны к чувствам других людей, а также могут находиться в оппозиции к общепринятым нормам поведения. Айзенком было разработано несколько личностных опросников, построенных на его теоретической типологии, среди которых наиболее известен Личностный опросник Айзенка (Eysenk Personality Questionnaire).

Пятифакторная модель личности, Большая Пятерка (Big Five) Была оформлена в работах американских психологов Пола Косты и Роберта Мак Крея. Авторы выделяют пять базовых параметров, с помощью которых может быть описана личность: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество и добросовестность.

Пятифакторная модель личности, Большая Пятерка (Big Five) Нейротизм. отражает способность индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям. Общая тенденция испытывать негативные аффективные состояния, такие как страх, грусть, раздражение и другие – составляет суть данной шкалы. Экстраверсия. Экстраверсия предполагает общительность, но это только одна из черт которую включает в себя данный фактор. Кроме того, экстраверты любят людей, большие группы и собрания, они напористы, активны, оптимистичны. Итроверсия должна рассматриваться не как противоположность экстраверсии, а скорее как ее отсутствие. Открытость опыту. Элементами открытости опыту являются такие личностные характеристики, как активное воображение, эстетическая чувствительность, внимание к чувствам других, гибкость ума, независимость в суждениях и оценках. Открытые индивиды проявляют интерес к внешнему и внутреннему миру, принимают и поддерживают новые идеи и нетрадиционные ценности.

Пятифакторная модель личности, Большая Пятерка (Big Five) Сотрудничество. является параметром межличностных тенденций. Сотрудничающий человек по своей природе является альтруистом. Он симпатизирует другим и стремится помочь им и верит, что и другие, в случае необходимости, не откажут ему в помощи. В отличие от него, соперничающий человек эгоцентричен, скептически относится к намерениям других и по духу является скорее конкурирующим, чем сотрудничающим. Добросовестность. Высокие баллы отражают скрупулезность, пунктуальность, последовательность и надежность. Низкие баллы не обязательно означают отсутствие моральных принципов, просто такие люди менее последовательны в их применении. Кроме того, они более вялые и апатичные в достижении своих целей.

Опросник NEO Авторами пятифакторной модели был разработан многофакторный личностный опросник для измерения личностных факторов Большой пятерки, который в окончательном варианте называется «Переработанный личностный опросник NEO» («NEO Personality Inventory Revised») (NEO PI-R). Он состоит из 240 вопросов, объединенных в 5 базовых шкал (domains). Каждая базовая шкала включает 6 под шкал (facets), описывающих более конкретные черты

N : НейротизмN1: Тревожность N2: Враждебность N3: Депрессия N4: Рефлексия N5: Импульсивность N6: Ранимость E: ЭкстраверсияE1:Сердечность E2: Общительность E3: Настойчивость E4: Активность E5: Поиск возбуждения E6: Позитивные эмоции O: Открытость опыту O1: Фантазия O2: Эстетика O3: Чувства O4: Действия O5: Идеи O6: Ценности A: Сотрудничество A1: Доверие A2: Честность A3: Альтруизм A4: Уступчивость A5: Скромность A6: Чуткость C: Добросовестность C1: Компетентность C2: Организованность C3: Послушность долгу C4: Стремление к достижениям C5: Самодисциплина C6: Обдумывание поступков

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда Концепция профессиональных типов личности, предложенная американским психологом Джоном Холландом (1966). Автор считал, что люди, имеющие одинаковые предпочтения, установки, интересы, хобби, личностные особенности склонны выбирать схожие профессиональные сферы. На основании этого им было предложено 6 типов личности с точки зрения их профессиональной направленности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и артистический. Каждый из этих типов заполняет собой соответствующую профессиональную среду, где занимает господствующее положение. Согласно Холланду, конкретные люди не принадлежат к строго определенному типу, а содержат в себе признаки всех указанных типов в той или иной пропорции. Это позволяет описать любую личность в виде кодов, отражающих сочетание типов.