Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Педагог-психолог Акоста Анна
Advertisements

Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников. Гагарина М.С.- педагог- психолог УО ЦСПС.
Консультация для родителей по теме «Готовность ребенка к школе» Подготовила педагог-психолог ГБОУ ЦРР- д/с 32 Кудашева Е.В.
П СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
Психологическая готовность к школьному обучению Знания и умения : читать, писать, считать не гарантируют будущему первокласснику успех в школьном обучении.
Как родители могут помочь ребёнку избежать трудностей при подготовке его к школе.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Старший воспитатель Т.М.Щеголихина МБДОУ 24 г.Бор.
Г.Тольятти 2016 год План педагога-психолога по подготовке ребенка подготовительной группы к обучению в школе в свете новых ФГТ.
« Преемственность дошкольного и начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Готов ли ваш ребёнок к школе ?. Что такое готовность к школе ? Функциональная готовность Функциональная готовность Интеллектуальная готовность Интеллектуальная.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Подготовка к школе Чтобы ребёнок с удовольствием ходил в школу, и у него не было страхов, излишней тревожности к новому для него этапу жизни, для этого.
Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников. Педагог – психолог Зузенкова О. В.
Конференция для родителей «Готовность детей к обучению в школе» подготовил: воспитатель - С.Л.Ненашева.
Психологическая готовность ребенка к школе Педагог-психолог МБОУ СОШ 173 Григошина Наталья Анатольевна.
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: Это уровень развития ребенка необходимый для успешного усвоения школьной программы.
Транксрипт:

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной, то есть осознанной и волевой регуляции поведения, познавательной деятельности и социальной позиции школьника. Л. И. Божович

Одна из самых актуальных проблем современной возрастной психологии- это проблема готовности ребенка к школьному обучению. Л. С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения до тех пор, пока не начали обучать ребенка в логике программы, до тех пор еще нет готовности к обучению; обычно готовность к школьному обучению складывается к концу первого полугодия первого года обучения в школе.

2. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ребенок способен поставить цель; принять решение; наметить план действия, исполнить его; проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия; оценить результат своего действия формируются поступки

Интеллектуальная готовность - сформированность основных психических функций: - внимание; - память; - мышление; - воображение

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 1. Анатомо – физиологическая 2. Психологическая Мотивационная Коммуникативная Волевая Интеллектуальная 3. Речевая 4.Педагогическая

АНАТОМО – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ 1. Рост, вес, общее состояние здоровья 2.Анатомо-физиологическая перестройка организма 3. Качественные и структурные изменения головного мозга 4. Изменения в протекании нервных процессов формирование волевых качеств, необходимых будущему школьнику ( перестраивать своё поведение)

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ В АНАТОМО – ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ 1. Быстрое истощение запаса энергии 2. Опасность искривления позвоночника 3. Искривление костей руки 1. Строгое соблюдение режима дня. 2. Дозированные нагрузки 3. Профилактика сколиоза

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ 1. Интеллектуальная готовность: развитие кругозора, запаса конкретных знаний общая осведомленность и социально-бытовой ориентировка; знания и представления об окружающем мире; развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия; развитие на уровне возраста временных представлений и взаиморасположении предметов в пространстве познавательная активность; оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций

МОТИВАЦИОННАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ внутренняя внешняя ребёнок хочет идти в школу, у ребёнка появится потому что там интересно ранец, тетради, учебник- (он хочет много узнать) ки и т.д. социальная позиция школьника

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ общение со взрослыми общение со сверстниками - уметь общаться со - уметь договариваться; взрослым собеседником - уметь кооперироваться; - спокойно чувствовать (осознание контекста себя в условиях конкуренции общения)

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа обладать довольно обширным словарем, обладать основами грамматического строя речи, обладать связным высказыванием, обладать элементами монологической речи чистота произношения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Знает буквы Различает звуки на слух Большой запас слов Считает в пределах 10 Имеет элементарный запас знаний по математике Хорошо подготовленной к письму рукой Умеет правильно держать ручку, карандаш Обладает навыком рисования карандашом Умеет обращаться со школьными принадлежностями Умеет приготовиться к уроку Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи). Аккуратен в одежде Воспитанный

4. Социально-психологическая готовность к школе: умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ - умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); - социальная приспособленность; - умение делиться вещами; - умение дать и принять, получить удовольствие от совместной игры, понимать другого и считаться с ним; -знать принятые в школе нормы и соответствовать им; - умение понимать, что в школе разные правила; - понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем; - способность контролировать желания, гнев; - работать в коллективе (взаимодействие и соревнование) ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения

Физическая готовность – физическое состояние и здоровье ребенка. Физическое здоровье ребенка - важнейший показатель его готовности к освоению школьной программы. Фактор физического здоровья приобретает особое значение в стране, где здоровье населения и рождение детей стало национальной проблемой. Школьные занятия - это многочасовое сидение, согнувшись за письменным столом в классе и дома. Критерии физической готовности к школе: Морфологические: абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг) ; пропорции тела (филиппинский тест) ; смена зубов. Физиологические: моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску) ; работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум, в течение минут) ; чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях. Показатель зрелости детского организма - это «полуростовый скачок». Его переживают дети в 5-6-летнем возрасте.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ - соответствие требованиям школы; - умение принимать критику, соревнование, давление; - способность ребенка познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности; - развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе; - пониманию своего места среди других: другой тоже хочет и имеет право; - стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний; - умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения; - умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться; - способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Диагностика готовности к школе как условие успешной адаптации первоклассников.

а) «Объяснение сюжетных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, на сколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь; б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫМИ МЕТОДИКАМИ, ДИАГНОСТИРУЮЩИМИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО- ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

Здоровье будущего первоклассника o проблемы с зубами – 90% o проблемы с осанкой – 70% o лор-заболевания– 20% o проблемы зрения – 10%

Система педагогического сопровождения будущих первоклассников Организация работы курсов «Скоро в школу» Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе; Индивидуальные консультации с родителями будущих первоклассников; Подготовительные курсы «Скоро в школу» проводятся с 1 октября по 1 мая и решают задачу помочь ребёнку постепенно войти в мир школьных правил, помочь легче пережить стресс, связанный с попаданием в новую обстановку.

Диагностика готовности к школе Первый этап: за 8-9 месяцев до поступления в первый класс. Второй этап: за 3-4 месяца до начала учебы. Комплекс диагностики включает в себя исследования: Памяти Словесно-логического мышления Речевого развития Мелкой моторики руки Координации движений Школьной мотивации

Физиологическая готовность к школе Филиппинский тест

Интеллектуальная готовность Графический тест Керна Йерасика личностная зрелость ребенка; мелкая моторика рук и зрительная координация ; зрительная память и мышление; зрительно-пространственное восприятие

Графический тест Керна Йерасика Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале (1 - высший бал; 5 - низший бал), а затем вычисляется суммированный итог по трем заданиям. 1. Нарисовать мужчину. 2. Скопировать фразу. 3. Срисовать группу точек. Итоги: Если общая сумма баллов: высокий уровень средний уровень низкий уровень

Общая ориентация детей в окружающем мире Вопросы: 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей? 4. Как называется город, в котором ты живешь? 5. Как называется улица, на которой ты живешь? 6. Какой у тебя номер дома и квартиры? 7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? 8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев? 9. Как называется то время, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну? 10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься. 10 баллов - ваш ребенок полностью психологически готов к обучению в школе. Количество баллов менее 10 говорит о слишком малом запасе бытовых знаний, необходимом для успешного начала учебной деятельности.

Диагностика готовности Пространственные и временные понятия Ориентация в пространстве: 1. Попросите ребенка показать вам правую руку, взять левой рукой правое ухо. 2. Дайте ребенку задание: «Положи книгу на стол». «Положи тетрадь под книгу, на книгу ручку». «Где находится тетрадь по отношению к столу?» «Где находится книга по отношению к ручке?» Временные представления: 1. Какое сейчас время года? 2. А что будет потом? 3. А до него что было? 4. Назови сегодняшний день недели. 5. Сколько дней в неделе? Месяцев в году? 6. Назови дни недели. Назови месяцы. 7. Перечисли время суток.

Диагностика готовности Мышление Спросите, какой предмет из четырех – лишний. Попросите ребенка оставшиеся назвать одним словом. Подбери коврику нужную заплатку:

Фамилия имя ребёнка Общая осведомлён -ность об окружающ ем мире Память Мышление Речевое развитие Коорди- нация движений Мелкая моторика руки Моти- вация Итого Вывод Результаты диагностики готовности к обучению в школе

Показатели готовности к школе умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. умение элементарно спланировать свою работу. умение исправлять то, что он делает неправильно.

Результаты диагностики готовности к школе

Игры и задания для развития связной речи, мышления, внимания, памяти, восприятия.

МЫШЛЕНИЕ 1. Назови противоположность Большой-маленький Чёрный- Кислый- Широкий-

МЫШЛЕНИЕ 2. Что это? Назови одним словом

Найди лишнее

Внимание!!! Запутанные линии

Повтори как на образце

ПАМЯТЬ Настроение Марины

Восприятие

Развитие речи

ПРЕДПОСЫЛКИ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: хорошее физическое развитие ребёнка; развитый физический слух; развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика; нормальное функционирование ЦНС; владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счётные операции); произвольное внимание, умение слушать учителя; познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность; коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Готовность ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня, в первую очередь, как психологическая проблема: приоритет отдаётся уровню мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности [15,С.47]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства

Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.) Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе. Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им. Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п. Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном. Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов:

Готовность к школьному обучению - совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учёбе. Психологическая готовность к школьному обучению необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в коллективе сверстников