Спор об универсалиях

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Advertisements

Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Средневековая философия: патристика и схоластика
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
ТЕМА 3 Средневековаяфилософия. План 1. Основные черты средневековой философии. 2. Средневековая патристика. 3. Средневековая схоластика. Реализм и номинализм.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
ЛЕКЦИЯ 6 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВОПРОСЫ 1.Общая характеристика средневековья. 2. Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика).
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
Подготовил: Сагатканов А. студент группы 248, ОМ Проверил: Молдагалиев С.Е. Средневековая схоластика: Философия Аквинского.
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
Основы философии Тема 9 Средневековая философия Схоластика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Теологическая философия средних веков. 1. Становление средневековой теологической философии. 2. Патристика. Философия Августина Блаженного. 3. Схоластическая.
Философия Лекция 3 Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.
1. Язык как символическая система и его специфика 2. Философия имени 3. Философия предложения 4. Философия ценностных установок 5. Современное философское.
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
Транксрипт:

Универсалия ( от лат. universalis – общий) – термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия или идеи. В период ранней схоластики вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет?

В споре об универсалиях (XXIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления: Реализм 1 Номинализм 2 Концептуализм 3 3 Пьер Абеляр (1079 – 1142) Уильям Оккам (1285 – 1349) Иоанн Росцелин (1050 – 1120) Фома Аквинский (1225 – 1274) Августин Блаженый (354 – 430)

Реально существуют единичные предметы (отдельные столы, деревья, люди), а универсалии – это лишь общее имя, существующее только в нашем сознании Универсалии существуют реально и независимо от нашего сознания, а единичные предметы существуют лишь постольку, поскольку выражают общее Номинализм Реально Универсалии не являются самостоятельной реальностью, существуют единичные вещи, но в них фиксируется нечто общее. Концептуализм

Реализм разделялся на Крайний. Крайний. Утверждал, что универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности;. Умеренный. Универсалии существуют в самих вещах, в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют окружающую нас действительность.

Крайний номинализм Представитель – Иоанн Росцелин Позиция: универсалии – это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность – не более чем реальность звука при произнесении имени. Умеренный номинализм Представитель – Уильям Оккам Универсалия – это термин, знак определённо мыслимой совокупности вещей.

Согласно учению Пьера Абеляра, реально существуют только конкретные единичные вещи, но не универсалии. Универсалии обладают определенным существованием как понятия (концепты) в уме человека. Они возникают на базе чувственного восприятия единичных вещей благодаря абстрагирующей деятельности ума, который способен выделять общие свойства множества конкретных вещей. Пьер Абеляр ( )