Классификация методов исследований и их характеристика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы научных исследований План Метод: сущность и понятия Классификация методов исследований и их характеристика Требования, предъявляемые к научным методам.
Advertisements

Лекция Методы научных исследований План Метод: сущность и понятия Классификация методов исследований и их характеристика Требования, предъявляемые к научным.
Выполнил: Коваленко Владислав 1 курс, группа ЭП 16.
Методы научного исследования. Процесс изучения определенного объекта (предмета, явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития.
Лекция 6. «Теоретический уровень научного знания».
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Методы, применяемые в естествознании
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Презентация дисциплины «Экономика фирмы» ст.преподаватель, к.э.н.Кузнецов А.Н.
Методология научного познания. 1.Методология научного познания - совокупность определенных правил, приемов, способов познания. По степени общности и сфере.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры ТООП ТЭИ Сибирского федерального университета Первышина Галина Григорьевна.
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Региональная экономика в системе наук.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Предмет, методы и функции экономической теории Предмет, методы и функции экономической теории.
1 Исследование социально- экономических процессов. Обзорная лекция по ч.I.
Разработано преподавателем статистики: Фроловой Т.А. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.
Политико-экономические особенности пореформенного развития малых государств (на примере Республики Беларусь и Латвийской Республики)
Транксрипт:

Классификация методов исследований и их характеристика

Процесс изучения определенного объекта (предмета, явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах использования в практической деятельности

Научная проблема Это совокупность новых, динамически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащим существующим знаниям и требующая решения путем научных исследований.

Критерии качества проблемы Корректность Актуальность Ценность Истинность

Проблемы могут быть: глобальными национальными региональными отраслевыми межотраслевыми

Классификация методов Эмпирические Наблюдение Сравнение Счет Измерение Анкетный опрос Собеседование Тесты Эксперимент

Уровни научного Метода Эмпирический Экспериментально-теоретический Теоретический Метатеоретический

Экспериментально-теоретический Эксперимент Анализ Синтез Индукция Дедукция Моделирование

Теоретический Абстрагирование Идеализация Формализация Анализ Индукция Обобщение Дедукция

Метатеоретичесикй Метод системного анализа Анализ данных

Методы в туризме и социально- культурной сфере Управленческий Институциональный Исторический Междисциплинарный Продуктовый Системный ЭкономическийСоциологический Географический

Институциональный метод Изучение различных институтов (предприятий, организаций) туризма и индустрии гостеприимства (отели, тур операторы, рестораны и т.д.) Метод нацелен на исследование организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

Управленческий метод Метод ориентирован на управленческий вид деятельности предприятия: планирование контроль ценообразование решение и др.

Исторический метод Метод основан на анализе деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и выявлении инноваций на их развитие (эволюционный подход). Метод не получил широкого распространения из-за короткого исторического периода развития массового туризма.

Продуктовый метод Этот метод основан на изучении социального или туристского продукта во взаимосвязи с их производством, планированием их на рынок и реализацией. Недостаток метода: затратный во времени.

Географический метод Данный метод основан на исследовании: местности туристической зоны (потоки туристов) изменение ландшафта, климата изменение экономических и социально- культурных аспектов

Социологический метод Исследование поведения туристов (индивидуальных групп): социальные группы привычки, обычаи, традиции туристов привычки, обычаи, традиции местного населения влияние туризма на местное население

Экономический метод Данный метод основан на изучении: формирования спроса и предложения в туризме и влияния туризма на платежный баланс занятости населения экономического развития региона Недостаток метода – нет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию туризма.

Маркетинговая информация и маркетинговые исследования в туризме способствуют: Обеспечению информацией для принятия решения; Поддержке организации связи с рынком Индетифицированнию новых рынков; Прогнозированию поведения конкретных аспектов бизнеса; Привлечению внимания к специфическим проблемам; Прогнозированию реакции потребителя на услугу и оборудование; Сокращению убытков; Демонстрации заботливого отношения к потребителю.

Специфические методы статистики Массовые наблюдения учет большого числа всех входящих в состав изучаемого явления единиц Группировка и сводка материла расчленение всей массы случаев на однородные группы и подгруппы. Подсчет итогов по каждой группе и оформление результатов в виде статистической таблицы Обработка статистических явлений анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития

Использование статистики в туризме важно для: Измерения вклада туризма в общую экономику. Важно облагать налогами правильно, тогда оценки могут быть произведены реально и можно измерять эффект от туризма при определении валового внутреннего продукта страны. Для рекламной маркетинговой политики. Многие страны продвигают себя, как дестинацию среди своих резидентов – в этом смысле они соревнуются с иностранными дестинациями за расходы их собственных туристов. Помощи политике развития территории. Это может включать попытку утвердить высокое качество окружающей среды в главных районах туризма, также как и развитие других районов (территорий), чтобы облегчить пере наполнение. Содействия социальной политике. Статистическое знание привычки брать гражданам отпуск требуется, например для обеспечения помощи не привилегированным слоям общества, возможно даже в форме субсидий социально – ориентированным местам.

Прогнозирование как основа планирования Цель прогноза – оценка будущего туризма и гостеприимства Предприятия – потребители специалистов сервиса и туризма Туристские предприятия Музеи Отели Санаторно- курортные предприятия Предприятия перемещения Тематические парки Клубы здоровья Кафе клубного типа Комплексы аттракционов Бассейны Теннисные корты Трейлерные парки Кейтеринг

Прогнозирование как основа планирования Прогнозирование спроса оценивает количество услуг, которые могли бы продать все организации с учетом спроса на услуги и потенциальной мощности данного предприятия. Но все ли виды услуг можно прогнозировать? Можно прогнозировать количество потребителей, посетивших ресторан, отель, но количество услуг, которые могут быть востребованы очень могут варьироваться. Что можно и нужно прогнозировать? Количество туристов Разнообразие услуг Единицы поставленного продукта

Методы прогнозирования Экспертные (опыт, субъективная оценка рынка, интуиция, предположение и мнение эксперта) Расчетные Составление временных рядов (количественных моделей) Ассоциативные (математические модели) Подсчет количества потребителей (являющихся объектами исследования)

Детерминированност ь Заданность метода целью исследования Результативность и надежность метода Экономичность метода Ясность и распознаваемость ь метода Воспроизводимость метода Обучаемость методу

Все методы классифицируются Всеобщие Общенаучные Частные Специальные (для данной науки)

Анализ – метод исследования Включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения).

Синтез-метод изучения Объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.

Индукция – метод исследования При котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества.

Дедукция – метод логического умозаключения От общего к частному, т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его составных его составных элементов.

Аналогия –метод логического умозаключения Посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений.

Моделирование –метод научного познания Основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяются экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением информационных технологий, например транспортные маршруты при перевозках туристов.

Абстрагирование – метод отвлечения Позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.

Конкретизация –метод исследования Предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.

Системный анализ Изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.

Формализация-метод исследования Объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например предоставление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.

Гипотетический метод Основан на научном предложении, выдвигаемом для объяснения какого – либо явления и требующим проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых технологий, себестоимости новых видов продукции -туров).

Аксиоматический метод Использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Прежде всего это относится к использованию экономических знаков.

Метод анализа данных подразделяется на: Дисперсионный анализ- статистический подход, используемый для изучения влияния различных одновременных действий; контент-анализ – анализ содержания (метод анализа текстов, содержаний документов).