Профессиональная компетентность педагога высшей школы. Квалификация преподавателя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3 Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.
Advertisements

ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Педагогические способности
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Психология обучения
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Педсовет Тема: Изменение функций современного учителя.
Аналитическая деятельность учителя иностранного языка Мозгова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ средней общеобразовательной школы.
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- КОРРЕГИРУЮЩАЯ функция: Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно- познавательной деятельности; Понимание образовательных.
Каждый человек приносит на свое рабочее место свой поведенческий репертуар, или набор, состоящий из трех элементов – знаний, способностей и мотивов. Д.Г.
Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении истории Презентация подготовлена Учителем истории Витченко Н.И МАОУ Лицей 17 г.о. Химки.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Транксрипт:

Профессиональная компетентность педагога высшей школы. Квалификация преподавателя.

Содержание: 1. Определение компетентности. 2. Перечень необходимых профессионально - личностных качеств педагога. 3. Требования к квалификации преподавателя. 4. Теоретическая готовность. Аналитические умения. 5. Прогностические умения. 6. Проективные умения. 7. Рефлексивные умения. 8. Организаторские умения. 9. Коммуникативные умения. 10. Уровни квалификации преподавателя высшей школы.

Определение компетентности Компетентность наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Под профессиональной компетентностью преподавателя (педагога) понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Перечень необходимых профессионально - личностных качеств педагога 1. Направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий. 2. Самостоятельность, изобретательность, творческий подход. 3. В числе профессионально значимых качеств педагога и эмпатия. 4. Наблюдательность, интерес к изучению студента, работоспособность. 5. Ответственность, целеустремленность и последовательность. 6. Эмоциональная выразительность, общительность. 7. Эмоциональной устойчивость, сдержанность, терпение, выдержка, великодушие. 8. Социально-психологическая готовность работать в группе. 9. Тактичность.

Требования к квалификации преподавателя Практическая готовность - Организаторские умения (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные умения); - Коммуникативные умения; - Перцептивные умения Педагогическая деятельность Теоретическая готовность - Аналитические умения; - Прогностические умения; - Проективные умения; - Рефлексивные умения

Теоретическая готовность. Аналитические умения. Аналитические умения – один из критериев профессиональной компетентности преподавателя. С их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить, которое при решении педагогической задачи складывается из следующих частных умений: - расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и т.д.); - осмысливать каждое педагогическое явление в его взаимосвязи и взаимозависимости со всеми компонентами педагогического процесса; - находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; - правильно диагностировать педагогическое явление; - вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Прогностические умения заключаются в способности преподавателя предвидеть результат действий еще до того, как они будут реально осуществлены. Наличие этой профессионально значимой способности всегда отличало творческих преподавателей и позволяет им находить адекватные педагогические действия в так называемых проблемных ситуациях и успешно их разрешать.

Проективные умения Проективные умения проявляются в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания. Речь идет о проекте целей, их максимальной конкретизации и обосновании способов их поэтапной реализации; об определении содержания и видов деятельности, осуществление которых обучаемыми обеспечит желаемое развитие прогнозируемых качеств и состояний. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными целями и задачами. Проективные умения требуют от преподавателя владения целым рядом конкретных узко методических умений, приводящих к материализации проекта проведения учебно-воспитательной работы и успешного достижения ее целей.

Рефлексивные умения Рефлексивные умения имеют место при осуществлении преподавателем контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, осмысление своих собственных действий, положительных или отрицательных результатов своей деятельности, анализ условий их получения. Отсюда и необходимость в самоанализе собственной деятельности, который обычно производится в соответствии с основными компонентами деятельности. Рефлексия, кроме того, имеет своей целью не просто знание или понимание преподавателем самого себя, сущности и характера своей педагогической деятельности, но и выяснение того, как другие люди (коллеги, обучаемые) знают и понимают рефлексирующего, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Организаторские умения. Организаторские умения преподавателя способствуют включению обучаемых в различные виды учебно-познаватель­ной деятельности и эффективной организации совместной их деятельности в составе коллектива. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, инфор­мационные, развивающие и ориентационные. Мобилизационные умения. Они связаны с развитием у обучаемых устойчивых интересов к учению, труду, активности; с формированием потребности в знаниях, творческом отношении к окружающему миру. Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время, как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. Развивающие умения способствуют развитию познава­тельных процессов, чувств и воли обучаемых, стимулируют их познавательную самостоятельность и творческое мышление; создают условия для развития индивидуальных особенностей обучаемых. Ориентационные умения направлены на формирование научного мировоззрения, морально- ценностных установок обу­чаемых, на их активное участие в учебно-воспитательном про­цессе, в приобретении профессиональных навыков, на органи­зацию совместной творческой деятельности.

Коммуникативные умения Коммуникативные умения также играют важную роль. Уровень владения ими определяет возможность установления педагогически целесообразных взаимоотношений преподавате­ля со студентами и с коллегами. Одна из особенностей дея­тельности преподавателя в том и состоит, что решение педаго­гических задач происходит на фоне непрерывно осуществляю­щегося педагогического общения. Такое общение представляет собой систему приемов социально-психологического взаимо­действия обучающего и обучаемого, содержанием которого яв­ляется обмен информацией, оказание воспитательного воздей­ствия, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Причем, преподаватель выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им. В процессе общения преподавателя и студента не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные, педагогические задачи.

Уровни квалификации преподавателя высшей школы В зависимости от того, насколько развита у педагога профессиональная компетентность, можно выделить несколько уровней его квалификации. 1. Информационный уровень профессиональной компетентности заключается в овладении специальными знаниями и определяется их характеристиками (объемом, качеством, прочностью). 2. Технологический уровень предполагает овладение способами выполнения соответствующей деятельности: операциями, действиями, навыками, умениями и т.д. 3. Проблемный уровень связан с осознанием и личностным принятием проблемной ситуации в профессиональной деятельности, когда в обычном ходе событий актуализируется что-то новое: явление, свойство, стратегия действия и т.п. 4. Преобразующий уровень условно отличается от предыдущего оформленной инициативой, преобразованием традиционных схем и планов, ломкой привычных профессиональных стереотипов. Это практическая реализация новых и радикальных идей, требует не только творческого подхода к профессиональной деятельности, но и незаурядного упорства, воли, уверенности. 5. Концептуальный уровень профессиональной компетентности педагога высшей школы предполагает совершенство и систематизацию всех предыдущих уровней. Это обобщенное видение всех частных противоречий и проблем в составе развивающегося целого. Это разработка глобальных и перспективных решений, которые имеют фундаментальное и междисциплинарное значение.