ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. Подготовил: Студент группы ЮР Павловский Н.А. Научный руководитель: Профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преобразования Петра I 1682 – План 1.Учеба у Запада. 2.Развитие образование. 3.Новые правительственные учреждения. 4.Фискалы и прокуратура. 5.Областное.
Advertisements

Цель реформ.Военная реформа относительно: - городского сословия - крестьянства Управление и власть Сословная реформа Административная реформаВ.
Государственные реформы Петра I. Реформы центрального управления Коллегии ( гг) Военная коллегияЮстиц-коллегия Адмиралтейств- коллегия Коммерц-
Образовательный портал "Мой университет" - universitet.ru Факультет "Реформа образования" -
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. Реформа центрального управления. Правительствующий сенат (1711 год) Коллегии В 1699 году Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией,
Тема: Государственные реформы Петра I. Вопросы: 1. Что обусловило необходимость преобразований центрального государственного аппарата в России? 2. Вспомните.
Государственные реформы Петра I Цель урока: Как изменилось управление страной во время царствования Петра I? Тема урока:
Презентация Судебная реформа Петра I ( в схемах ) Выполнил : учащийся 11 « А » класса МБОУ « СОШ 20» г. Норильска, Красноярского края Когут Дмитрий Руководитель.
Государственные реформы Петра I Подготовила учитель истории МОУ СОШ 15 г. Балашова Соловова К.В.
Петровские преобразования. Михаил Федорович Романов.
Тема: Государственные реформы Петра I. ЗДРАВСТУЙТЕ, РЕБЯТА! Сегодня актированный день и урок пройдет в дистанционной форме. Просмотрите презентацию. Просмотрите.
Реформы Петра I. РеформаСодержаниеЗначение Центрального управления 1711 г. – Сенат (высший орган законодательной, судебной и исполнительной власти). Во.
Реформы Петра I Учитель: Куран Е.В. I. Военная реформа Создание регулярной армии и флота Переход к рекрутским наборам (с 1705 г. стали регулярными) Содержание.
Презентация на тему: Выполнил: Рязанов Кирилл Ученик 10Б класса МОУ СОШ 9.
Государственные реформы Петра I Цель урока: Как изменилось управление страной во время царствования Петра I? Тема урока:
Центральные органы власти и управления Сенат. Первоначально он состоял из девяти человек, назначаемых царем, независимых от происхождения. Президенты.
Местное управление при Петре I Яковлева Анастасия УП-1 группа 1004.
Царь Император Изменение центральных органов власти при Петре I Приказы Освященныйсобор Патриарх БоярскаяДума Коллегии Президент Синод 1711 Указы
Начало и основы Экономической основой российского абсолютизма было мануфактурное производство, барщинное хозяйство и складывающийся всероссийский рынок.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ. Подготовил: Студент группы ЮР Павловский Н.А. Научный руководитель: Профессор, д.ю.н. Рожнов С.Н Профессор, д.ю.н. Рожнов С.Н.

План: 1)Черты абсолютизма 2)Власть монарха 3)Боярская дума 4)Сенат 5)Учреждение коллегий 6)Реформа городских и местных органов самоуправления 7)Создание регулярной армии 8)Появление аппарата полиции 9)Тайная канцелярия

Черты абсолютизма Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки: – вся полнота государственной власти находится в руках одной личности; – наличие профессионального бюрократического аппарата; – создание сильной постоянной армии; – отсутствие сословно-представительных органов и учреждений. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности: - абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов как в Европе; - социальной опорой российского абсолютизма было дворянство, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось усилением роли государства, что также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп, дальнейшем закрепощении крестьян.

Власть монарха Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой. Новой ступени государственности соответствует и новый статус главы государства. В 1721 г. российский монарх принял титул Императора Всероссийского. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени. Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха. Он был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором доказывалась необходимость абсолютной власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролировать все сферы общественной и частной жизни.

Петр I ( ) Феофан Прокопович ( )

Боярская дума Боярская Дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской Думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава ее выделились Ближняя Дума и Расправная палата. В 1701 г. функции Боярской Думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, заседание входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров. После образования Сената Боярская дума была ликвидирована. Заседание Боярской Думы

Сенат Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер- секретаря, назначавшихся императором. Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались и принимались посредством голосования решения. Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы Сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в Сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию. Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов. Заседание Сената

При Сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью Сената был возложен на генерал–ревизора, которого позже сменил обер– секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената, учреждались должности генерал–прокурора и обер–прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах. В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав Сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился над ведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления. Ягужинскии ̆ П.И Ягужинскии ̆ П.И. Первый генерал-прокурор

Учреждение коллегий Перестройка приказной системы управления произошла в 1718–1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления – коллегии. Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В их состав входили: президенты, вице–президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств–коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий, занималась финансами государства: Камер–коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс–контор–коллегия – за расходы и Ревизион–коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц–коллегии (ведавшей торговлей), Берг–коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур– коллегии (занимавшейся промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц– коллегия, а две сословные коллегии – Вотчинная и Главный магистрат – управляли дворянским землевладением и городскими сословиями. Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом.

Реформа городских и местных органов самоуправления В 1718–1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный Магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам. Представительство Главного Магистрата

Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом, слаженном аппарате на местах. С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713–1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд – провинция – губерния. Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50). Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

Губернии в 1708 году

Создание регулярной армии В XVII–XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии, характерный для абсолютизма В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии. Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии. В период 1699– 1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры – из дворян. Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы бомбардиров (1698 г.), артиллерийские школы (1701, 1712 гг.), морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян. До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т.е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола. В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования Сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719 г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718 г. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

Появление аппарата полиции В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др. В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы – управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах – полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшиеся горожанами. Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, которые возглавлялись квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы. В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др. В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости. Полицейский петровского времени

Тайная канцелярия В 1718 г. была образована тайная канцелярия – новый карательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к Сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию Сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II. Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

Конец