Понятие «современный урок» и критерии его эффективности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Advertisements

Современный урок Урок- клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть.
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
Урок в соответствии с ФГОС.. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора,
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Зверкова Е.Г.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС Фирюлина Н.И., методист МБОУ ДПО «ИМЦ Тисульского района»
ПЕДСОВЕТ « С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО» 2013 – 2014 уч. год.
Муниципальное обюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 имени И.И. Вехова ст. Александрийской» Педагогический совет.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
«Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ОО» «Современный урок в рамках введения и реализации ФГОС ОО»
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования» Тема педсовета:
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Транксрипт:

Понятие «современный урок» и критерии его эффективности

Цель Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, как основы эффективного и качественного образования

Задачи Осознание основных требований к организации современного урока; Повышение интереса к современным технологиям; Осознание необходимости повышения уровня самообразования

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Характеристика современного урока на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Современный урок Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

1. Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения. 2. Другой важный проект – переход на предпрофильное обучение в 9-м классе. Это ставит перед современным уроком новые задачи. 3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы города поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок. 4. Организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием для всей системы образования.

Общие подходы к организации современного урока: - усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры; - практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний; - направленность на развитие мышления, практических навыков; - расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; - дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ФГОС

Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Так что же для нас современный урок? Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать урок, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Требования, предъявляемые к современному уроку урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием. строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности нацелен на конкретные результаты должен иметь рациональную структуру и темп. изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной. большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Требования, предъявляемые к современному уроку эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства. Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой. обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся педагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет; Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия. для проведения урока необходима благоприятная обстановка педагог проводит рефлексию урока и его самоанализ урок проводится по плану, который является творческим документом учителя

Технологическая карта урока Тема урока _______________________________________________________________________ Цели для ученика Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Предмет: Тема урока: Тип урока: Представление о результатах: - личностные: - метапредметные: - предметные: Цель урока: Технология: п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат Технологическая карта урока

Тема урока, место в общей теме. Цель урока Планируемые результаты данного урока Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока. Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. Будут знать: На основе знаний будут уметь: Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. Личностные: подчеркнуть, дописать (осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего). Познавательные: подчеркнуть, дописать (исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции, способы решения задач) Регулятивные: подчеркнуть, дописать (управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности). Коммуникативные: подчеркнуть, дописать (умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу). Организация урока Межпредметные связи: Формы работы на уроке: Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) Создание проблемной ситуации и пути её решения. Виды заданий: (кратко указать содержание) Репродуктивные - Импровизационные – Эвристические – Задания на самоорганизацию и самоконтроль- Формы контроля усвоения темы: Оценка результатов деятельности ученика: (какие результаты деятельности подлежат оценке в соответствии с планируемыми) Самооценка учителя по уроку (рефлексия). Технологическая карта урока (предмет, класс, дата проведения) _________________________________________.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти

Основные компоненты современного урока 1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок? 1. Сформулировать тему урока. 2. Сформулировать тему урока 3. Спланировать учебный материал. 4. Продумать изюминку урока. 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся. 7. Подготовить оборудование для урока. 8. Продумать задание на дом. 9. Написать конспект урока.