НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ. Литература: 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. М., С Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ. Литература: 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. М., С Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства.
Advertisements

Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.
Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г.
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Тестовая работа по дисциплине « Нарушения темпа и ритма речи »
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
МОУ Морткинская СОШ Учитель-логопед 1 кв.категория Поздеева Нина Алексеевна.
Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МКДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок»
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Классификация речевых нарушений. Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение.
. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми Учитель-логопе д МБДОУ 146 г.Тула Кандакова С.Н.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Транксрипт:

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

Литература: 1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. М., С Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Расстройства речи в детском возрасте. М., С Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. М., С Селиверстов В. И. Заикание у детей. М., С Тяпугин Н. П. Заикание. М., С Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, 5, с.91 – 94

План: 1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм 2. Классификация разновидностей тахилалии 3. Обследование детей с нарушениями темпа речи 4. Система лечебно-педагогической комплексной работы по преодолению нарушений темпа речи

Темп речи скорость протекания речи во времени число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времени У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних величин как ускорение, так и замедление мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Ритм речи звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп ритм Темпо-ритмическая организация устной речи

Пауза речи перерыв в звучании голоса на определенное время Длительность и характер распределения пауз в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации

Физиологическая основа плавности речи механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления

Какая речь считается прерывистой? Замещающие звуки и слова Повторы Паузы Возвраты Нескоординированные по времени слова. Дениэл де Джой

1. Определение, история изучения, симптоматика и механизм

Нарушения темпа речи Брадилалия Тахилалия нарушение развития как внешней, так и внутренней речи речь становится малопонятной для окружающих влияние на формирование речи и личности ребенка разной степени (легкая, средняя, тяжелая)

Брадилалия (от греч. bradys медленный, lalia речь) Синонимы: Bradyphrasia (брадифразия), Bradyarthria (брадиартрия), Bradylogia (брадилогия). описывается в синдроме соматических, неврологических и психических заболеваний

История изучения брадилалии по наследству (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959 ) психологические причины (А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; Э. Фрешельс, 1936) нарушение нейродинамики (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина) нарушение экстрапирамидной системы экстрапирамидной системы (М. Зееман)

ЭКСТРОПИРАМИДНАЯ СИСТЕМА система ядер головного мозга и двигательных внепирамидных (экстрапирамидных) проводящих путей При участии Э. с. создается плавность движений и устанавливается исходная поза для их выполнения.

Речевая симптоматика брадилалии: замедленность темпа внешней и внутренней речи замедленность процессов чтения и письма интер- и интравербальное замедление скандирование нарушение артикулирования звуков нарушение голоса

Неречевая симптоматика брадилалии нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица Особенности психической деятельности(замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления)

Тахилалия (с греч. tachis быстрый, lalia речь) Синоним: Tachiphrasia (тахифразия) в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии Куссмауль(1879) – дизфразии Ю. А. Флоренская (1934) - самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа

История изучения органически обусловленное нарушение (D. Weiss (1950) неправильная функция экстрапирамидной системы ( М. Зееман (1950) речедвигательная недостаточность речевого аппарата ( М. Е. Хватцев (1959) расстройство темпа внешней и внутренней речи (М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959)

Речевая симптоматика тахилалии: неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д. интервербальная акцелерация (М. Зееман) расстройства внутренней речи, чтения и письма

Неречевая симптоматика тахилалии: нарушения общей моторики нарушения психических процессов нарушения вегетативной нервной системы нарушения поведения ситуационно обусловленная степень выраженности симптоматики

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

Часто встречающиеся комбинозы (сочетание с другими нарушениями речи лексико-грамматического и фонетического характера) термины: Battarismus, Poltern, Paraphrasia, Glottering В отечественной литературе – баттаризм (парафразия) и полтерн (спотыкание)

Баттаризм (парафразия) следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи Часто сочетается с другими нарушениями речи Этиология: соматические, психогенные факторы и привычка изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью

История изучения сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн) несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны нарушения в стриопаллидарной системе (М. Зееман) недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи

Механизм баттаризма преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X. Пик

Полтерн (спотыкание) Часто смешивают с заиканием Различия: не осознают своего дефекта; при сосредоточении внимания речь улучшается; говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке; во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются

История изучения В 3050-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн ( различия между заиканием и тахилалией) Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи) Первая Международная Конференция по Клаттерингу(2007,Болгария)

Классификация D. Weiss (1964) 1) - чистые формы спотыкания с моторными расстройствами с сенсорными с общей трудностью формулирования речи со спотыканием 2) – Спотыкание – синдром ( при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении)

Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн нарушения внешней речи нарушения внутренней речи нарушения письменной речи нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика,лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика

Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн нарушения общей моторики нарушения внимания нарушения мышления нарушения поведения

Физиологические итерации (от латинского iterotio – повторение) свойственны раннему периоду развития речи дошкольников результат возрастного несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи наиболее ярко проявляются в период формирования фразовой речи, т.е. с 2 лет (в 80% случаев) В процессе онтогенеза и в условиях оптимального речевого общения к 4-5 г. полностью исчезают

3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ обследование комплексное: медицинское и психолого- педагогическое

Примерная схема обследования: сбор анамнеза состояние общей и ручной моторики состояние мимики состояние речевой моторики, орального праксиса экспрессивная речь письмо слуховое восприятие слуховой, зрительной и моторной памяти, речевой активности.

В логопедическом заключении указываются: чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием; степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая); влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности; круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия; выраженность психических симптомов; нарушения внешней речи; нарушения внутренней речи, психических процессов; особенности моторики; отклонения в поведении.

4. Система лечебно- педагогической комплексной работы предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:

опора на межанализаторные связи коррекция не только внешней, но и внутренней речи учетом ведущего вида деятельности ребенка учет личностных особенностей, особенностей поведения, эмоционально-волевых проявлений

предпочтительнее групповая форма проведения занятий необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика

Методика логопедической работы при устранении брадилалии: воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.

Методика логопедической работы при устранении тахилалии: воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - воспитание общего и слухового внимания к речи.

Этапы коррекционной работы 1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения 2 этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения 3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей) 4 этап. Работа над коллективным рассказом 5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению

Преодоление баттаризма и полтерн: Те же этапы Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения формирование темпа и слитности речи в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.

Приемы работы: - фиксация внимания на своей речи - сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов - работа над перефразировкой - диалоги - драматизации - чтение - воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях - работа по преодолению дефектов внутренней речи - развитие слухового внимания, умения слушать речь - упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов