Реализация проекта « Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» (Повышение речевой компетенции учащихся как основа их успешной социализации)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» (Повышение речевой компетенции учащихся как основа их успешной социализации) Авторы проекта: Шелепаева.
Advertisements

Тверской областной институт усовершенствования учителей Педагогический проект Разработка элективного курса «Деловое общение и деловое письмо» для учащихся.
Учебная программа курса по выбору. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г.Бийска Алтайского края Авторы: Иноземцева Л.В. Неверова Н.С. Матвеева Н.Н.
Система работы городского методического объединения учителей математики по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные.
Автор проекта: Казнина Раушания Саитгараевна Преподаватель географии МБОУ «Кадетская школа им.Героя Советского Союза Е.И.Францева» г. Чернушки Учебно-дидактический.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Секреты русской стилистики Программа элективного курса для 9 класса Автор: учитель русского языка и литературы Мокина З.А.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
План действий по реализации управленческого проекта « Проектная деятельность обучающихся – путь к качественному образованию » Протасова Наталья Александровна.
Азбука делового этикета Презентация элективного курса.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Педагогический проект Использование информационных технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка и литературы Светецкая Нина.
МБОУ лицей базовая площадка 2012 год Отчет по реализации научно - образовательного проекта Отчет по реализации Отчет по реализации « Компетентностная.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Современные подходы в организации предпрофильной подготовки в процессе реализации программ элективных курсов. Составитель: Марина Ю.А. – педагог дополнительного.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Начальная школа на пороге апробации стандартов второго поколения Мурашкина Галина Георгиевна, заместитель директора МБОУ гимназии 11 «Гармония» 1.
Транксрипт:

Реализация проекта « Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» (Повышение речевой компетенции учащихся как основа их успешной социализации)

Номинация: учебно-дидактический проект Авторы: Шелепаева Елена Николаевна (руководитель проекта), Медведева Наталия Александровна, учителя русского языка и литературы Название учреждения: МАОУ Гимназия 8 Адрес: г. Пермь, ул. Закамская, 39; 8(342) 252 – Аннотация заявки: Данный проект направлен на развитие коммуникативных компетенций как одного из средств успешной социализации подростка.

Повторить могут даже дети, но говорить как следует не могут и многие взрослые. Скилеф Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель

Владение культурой речи – это своего рода визитная карточка человека, своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий.

Для успешной социализации требуется владение грамотной, выразительной, адресно-выстроенной речью.

Цель проекта - повышение коммуникативной компетенции старшеклассников, которая предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям с учётом адресата, стиля.

Основные задачи проекта: познакомить учащихся с различными компонентами культуры речи; систематизировать их знания языковых норм; закрепить их коммуникативные навыки; научить отбирать необходимые средства выразительности для создания высказывания в различных речевых ситуациях; прививать навыки использования на практике знаний, полученных из разных предметных областей; познакомить учащихся с различными видами деловых бумаг, не изучаемых в рамках школьной программы, но востребованных на рынке труда (резюме, деловое письмо, реклама); воспитывать этику телефонного разговора, составления делового письма, SMS – сообщения; предоставлять выпускникам возможность осознанного выбора профессии; развивать потребность учащихся в речевом самосовершенствовании; способствовать развитию креативного мышления старшеклассников.

Проект включает в себя три периода: Подготовительный; Основной; Заключительный.

Первый период «Подготовительный» (март – июнь 2011 года) предполагал: диагностику коммуникативных навыков и запросов учащихся с целью корректировки плана предлагаемого курса для выстраивания индивидуальной траектории образования слушателей; разработку отдельных уроков и дидактических материалов к ним; апробацию проекта в рамках работы летней сетевой площадки, мастер – класса на сайте minobr. org или сетевого проекта; коррекция программы элективного курса.

Во второй период «Основной» (август 2011 – май 2012 года) входит: оформление программы курса и дидактических материалов в виде документа Word; реализация проекта в рамках элективного курса в старших классах МАОУ «Гимназия 8» г. Перми, дистанционного обучения учащихся на мастер – классах на сайте и внедрения сетевого проекта «Мастерская речевого этикета».

Третий период «Заключительный» (май - июнь 2012 года): тиражирование конспектов занятий через сайт творчески работающих учителей; подготовка материалов для выпуска итогового сборника конспектов занятий по речевому этикету для старшеклассников и педагогов; запись диска для распространения материалов курса.

Апробация проекта мастер – класс на сайте minobr. org; летний лагерь (летняя сетевая площадка); сетевой проект; элективный курс в течение учебного года; мониторинг участия слушателей курса в конкурсах различного уровня.

Ожидаемые результаты проекта Результаты проектной деятельности можно представить в следующем количественном и качественном измерении: формирование команды педагогов для преподавания курса; проведение мониторинга коммуникативных навыков слушателей по итогам курса; приобретение старшеклассниками социального опыта, необходимого для успешной реализации собственных замыслов и идей в современной ситуации; выпуск итогового сборника конспектов занятий по речевому этикету для старшеклассников и педагогов и запись диска с материалами курса.

Содержание курса Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный и эстетический. Язык и речь, функции языка. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Этико – социальные аспекты культуры речи. Этикет делового телефонного разговора. Требования к современному деловому письму. Резюме как вид рекламно – деловых бумаг. Правила переписки по электронной почте. Составление электронных писем. Особенности языка рекламы. Рекламный образ. Приемы создания рекламного образа. Композиция рекламного обращения. Рекламное имя. Рекламный текст. Слоган как часть рекламного текста. Основные приемы использования Power Point, Publisher, Adobe PhotoShop, MS Word для разработки рекламы. Требования к речи диктора, редактора, интервьюера.

Планирование ТемаКоличество 1Культура речи, её предмет и задачи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический 1 час 2Основные понятия культуры речи. Язык и речь. Функции языка. 1 час 3Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. 1 час 4-5.Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Практикум по культуре речи. 2 часа 6-7Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство. Практикум по культуре речи 2 часа 8-9Этико-социальные аспекты культуры речи. Практикум по культуре речи. 2 часа

ТемаКоличество 10-11«Хорошая речь не случайность, а результат работы и практики» Практикум по созданию монологического высказывания. 2 часа 12-13Этикет делового телефонного разговора. Ролевая игра. 2 часа 14-15Что значит быть приятным собеседником. Культура речи как одно из средств успешного прохождения собеседования. 2 часа 16-17Требования к современному деловому письму. Практикум по составлению деловых бумаг. 2 часа 18-19Резюме – вид рекламно-деловых бумаг. Мастер-класс по созданию успешного резюме. 2 часа 20-21Правила переписки по электронной почте. Практикум по составлению электронных писем. 2 часа 22 Семинар-практикум «Как организовать и провести интервью». 1 час

ТемаКоличество 23Значение визитки в создании имиджа человека. Правила этикета, связанные с визитной карточкой. Творческий практикум. 1 час 24-25Особенности языка рекламы. Социальная и коммерческая реклама. Практикум по составлению слогана. 2 часа 26-27«Работаем на радио…». Требования к речи диктора, редактора, интервьюера. Ролевая игра. 2 часа 28Дебаты «Заберите у меня всё, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету всё, что имел». 1 час

Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я снова обрету все, что имел. Д.Уэбстер

Анализ нормативной базы Программа модернизации образования РФ; Национальная доктрина образования РФ ; Концепция профильного обучения; Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы: проект. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). Федеральные образовательные стандарты (приказ Министерства образования РФ 1089 от ); Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для профильного и универсального обучения (приказ Министерства образования РФ 1312 от ); Программа развития системы образования г. Перми на период до 2010 года; Модель профильного обучения в г. Перми; Типовой устав МОУ г. Перми. Существующая нормативная база позволяет нам создавать и использовать новые технологии, методы и формы, направленные на достижение современного качества образования, чтобы приблизиться к внедрению новых государственных стандартов, основанных на понятии различных компетенций, в том числе коммуникативной.

Основная литература Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. – М., Будянская И.М. Язык и стиль деловой документации (приложения): РМПЦК ПГТУ Факультет административного менеджмента, Пермь, Власов Л.В. Деловое общение. – Л., Гольдин В.И. Речь и этикет. – М., Имшинецкая И.А. Мастерская рекламы: учебное пособие, Перм. гос. тех. ун – т, Кузнецов П. Российская социальная реклама: кто виноват и что делать?// Рекламодатель: теория и практика. – , с. 86 – 93. Розенталь Г.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис Рольф, Справочник секретаря и офис – менеджера. – М., Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. – М.:ПРИОР, Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления: учебное пособие для вузов. – М., Флинта/ Наука, 2004.

Интернет – ресурсы www. etiket.ru (Этикет от А до Я) www. klerk.ru www. orator.ru www. treningoff.ru www. lingvist.ru www. socreklama.ru