Анализ повести Гоголя «Портрет» Делала ученица 10 класса Панфёрова Софья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«П ОРТРЕТ » Николай Васильевич Гоголь. «Портрет» повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Петербургские повести». Повесть была создана в
Advertisements

Н.В.Гоголь «Портрет». вне человека или внутри его? Добро и зло.
«Вещное и вечное в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Что победило, что погубило и почему?
К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя Подготовила учитель МОУ лицея 17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год.
Портрет. Место повести «Портрет» в сборнике «Петербургские повести» Презентацию подготовила ученица 10 «Б» класса Редькина Виолетта.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются:
Ученица 8 класса « А » Иванова Татьяна. – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия,
СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КОСЫРЕВА Е.Г., методист УМЦ.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ» Н.В. ГОГОЛЯ. Образ маленького человека в литературе.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
История создания «Мёртвые души». Для данного шаблона использовались источники: К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
Н.В. Гоголь- драматург Выполнили ученицы 10 класса: Мусмулаева Диана, Умарова Диана, Яхинова Амина.
Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Н.В.Гоголь, тема маленького человека. Петербургские повести.
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Портрет.
Транксрипт:

Анализ повести Гоголя «Портрет» Делала ученица 10 класса Панфёрова Софья

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески». Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать. После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.«Пиковую даму»Александра Пушкина Николая Гоголя«Ревизора»

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет. Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление. Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант. Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту. Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру. Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил. Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту. Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться. Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву. Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления. В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир. Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.