ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Есенина Екатерина Юрьевна, д.п.н., ведущий научный сотрудник ЦПО и СК ФГАУ «ФИРО»
НАШЕ ПРОШЛОЕ: АЛЕКСЕЙ КАПИТОНОВИЧ ГАСТЕВ методологическая концепция Центрального института труда (ЦИТ) «Трудовые установки» (идеи Тейлора, Гилбрета, Сеченова) «Научно-организованные» предприятия СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ БАТЫШЕВ «Производственная педагогика»: использование реальных технологических операций в обучении; осмысление хода выполнения задания; пробуждение интереса к деятельности; анализ результатов; формирование ответственности за них НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ НОВИКОВ Перенасыщенность программы, непродуманность ее целей Непрактичность знаний школьников и студентов – результат несвязности, расчлененности всего учебного процесса «Новейшая методика и дидактика ПОО» (Н.В.Десятов, ПНТЗ) Формирование мотивации к деятельности, ее постоянному улучшению и мульти квалификации; ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ, МЕНТАЛЬНОСТИ; SOFT SKILLS
ПЛАН/СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ОРГ.МОМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕФЛЕКСИЯ ДЛЯ КОГО МЫ ПИШЕМ ПЛАН?
1. ЗАДАЧА 2. ПЛАН 3. ВЫБОР СРЕДСТВ, ПОДГОТОВКА 4. ДЕЙСТВИЕ 5. САМООЦЕНКА, КОРРЕКЦИЯ 6. ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ -РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА НА ЭТАПАХ 2-5 (недостаточность самостоятельности студента) -«ПОТЕРЯ» 5 И 6 ЭТАПОВ -НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ НА ЭТАП 4 (ПЕРЕГРУЗ ПРОГРАММЫ) НАРУШЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ЗАНЯТИЯ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЯ
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЛЯ, ИЗМЕНЕНИЯ В МЕТОДИКЕ РАБОТЫ ориентация на действие Главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности. Педагог (преподаватель, мастер производственного обучения, наставник) в роли консультанта и контактного лица Педагог (преподаватель, мастер производственного обучения, наставник) теперь выступает в роли консультанта и контактного лица для обсуждения профессиональных и личных вопросов. основная задача Его основная задача – структурирование, подготовка и анализ учебного процесса. где это возможно должны использоваться реальные производственные задания. Там, где это возможно, в процессе обучения должны использоваться реальные производственные задания. На начальной стадии обучения используются простые задания, которые постепенно усложняются.