ЛЕКЦИЯ 3. Объекты менеджмента 1.Организация, проект 2.Элементы организации 3. Инфраструктура менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Advertisements

Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе образовательной, является качество результатов ее деятельности. Достичь.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Презентация на тему: "Внутренняя и внешняя среды организации"
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 3. Объекты менеджмента 1.Организация, проект 2. Элементы организации 3. Инфраструктура менеджмента

Организация "Согласованно действующая система представляет собой комплекс физических, биологических, личностных и социальных компонентов, которые находятся в заданных систематических отношениях на основании взаимодействия двух или более людей для достижения по крайней мере одной определенной цели« (Ч.Барнард) 3 признака: более 1 человека, цель, совместная деятельность

С точки зрения менеджмента, систему можно определить как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодействующих для достижения заданной цели ЦЕЛЬ СИСТЕМА элемент

Закон композиции Система состоит из множества элементов, связанных законом композиции. Например, если элементами системы являются металлорежущие станки, а законом композиции системы – технология обработки изделий, то в качестве системы можно идентифицировать механический цех

Рассмотрим шире: Объектом менеджмента в самом широком смысле являются люди. Менеджер управляет и руководит людьми и только людьми Техническими объектами в широком смысле управляют операторы

Прикладная задача: Организовать людей Координировать людей и технологии Максимальная автоматизация NB! Самый сложный менеджмент - это менеджмент людьми, труд которых невозможно или очень сложно автоматизировать Человеческий фактор всегда присутствует, даже в самых отлаженных системах!

Организация и проект Если людей объединяют на долгосрочной основе для выполнения определенной, сознательно координируемой деятельности и достижения общей цели, то такое объединение представляет собой организацию. Если людей объединяют для достижения общей цели на краткосрочной основе (краткосрочность - срок заранее известен или запланирован), то это будет проект

Организация и проект организации, и проекты создаются для выполнения того, что человек не мог бы выполнить в одиночку

3 среды существования человека: природа - естественная техногенная - искусственная (все, что создано с помощью техники и технологии: инфраструктура, жилье, транспорт) Организационная - искусственная (совокупность организаций всех видов)

Организационная среда создавалась человеком на протяжении тысячелетий и история социального управления является, по сути дела, историей создания организационной среды

Элементы организации Функциональные области Уровни иерархии Элементы производственного процесса

Функциональные области организации Например: производство, маркетинг, финансы…(горизонтальное разделение труда) Состав функциональных областей динамичен, поэтому выше перечислены функциональные области «постоянного состава», которые существуют в настоящее время и еще долго будут существовать в будущем

Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом Подразделение (subunit) – формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом

Уровни иерархии: Уровни иерархии в организации: рабочее место, участок, отдел, департамент, дивизион… Структурные подразделения образуют организационную иерархию Различаются производственные и непроизводственные подразделения.

К производственным подразделениям относятся: Производство - совокупность цехов: заготовительное производство, сборочное производство и т.п.; Дивизион - совокупность подразделений - цехов, отделов - для производства определенного вида продукции или ориентации на определенного потребителя, определенный регион; Цех - совокупность участков Участок - совокупность бригад Бригада - совокупность рабочих мест

Профит-центр = центр прибыли Это не структурное подразделение, а статус структурного подразделения, обладающего определенной хозяйственной независимостью (степень независимости – по усмотрению топ- менеджмента), как правило, ориентированного на производство определенной продукции или оказания определенной услуги. Центром прибыли может быть и дивизион, и производство, и цех, и даже участок

К непроизводственным подразделениям относятся: Департамент, управление, центр - совокупность отделов и/или служб Отдел, служба - совокупность секторов и/или лабораторий Сектор, лаборатория - совокупность групп Группа - совокупность исполнителей

На практике: Топ-менеджер конкретной организации вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать ее структуру, определять соотношение между различными видами структурных единиц

Структура организации строится и используется в соответствии с нормативными документами Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность подразделения и конкретного работника, являются положения о подразделениях и должностные инструкции. В этих документах описывается деятельность постоянного характера

Типовая структура положения о подразделении включает: Общие положения Функции Права Ответственность Могут также включаться: Задачи Структура Взаимоотношения с другими подразделениями

Типовая структура должностной инструкции: Общие положения Обязанности Права Ответственность Могут включаться: Рабочие нормативы Критерии оценки

Производственный процесс и его элементы Производственный процесс = Предметы труда + Средства труда + труд Предметы труда и средства труда могут быть материальными и нематериальными

следует понимать совокупность трудовых и естественных процессов, в результате взаимодействия которых сырье, материалы, интеллектуальные ресурсы и способности сотрудников превращаются в готовую продукцию или услуги Под производственным процессом

На них воздействуют сотрудники организации в производственном процессе. Материальные предметы труда представляют собой сырье и комплектующие изделия для рассматриваемого производственного процесса. Нематериальные предметы труда являются элементом производственного процесса, как правило, в сфере услуг (информация, комплексирование отдельных видов услуг) Предметы труда

Средства труда – это то, чем человек воздействует на предмет труда. Материальные средства труда представляют собой вещь или совокупность вещей, с помощью которых человек воздействует на исходные материалы или информацию (орудия труда). Кроме того, к средствам труда относятся также материальные условия труда: производственные и торговые помещения, офисы, склады, осветительное оборудование, отопительные и охлаждающие устройства и т.п. К нематериальным средствам труда следует относить приемы, знания, технологии, при помощи которых создается новая информация

Труд – целенаправленная деятельность людей (производственных рабочих, сотрудников организаций, работников сферы услуг и т.п.), связанная с превращением предметов труда в готовую продукцию или услуги Профессиональная подготовка работника является лишь потенциальной возможностью для труда: ее надо реализовать в действиях

Связь социальной и технологической компоненты: Производственный процесс происходит в определенной последовательности, то есть имеет определенную временную структуру: стадии, операции. Эта временная структура разрабатывается с учетом особенностей конкретных производственных процессов в различных сферах деятельности

Инфраструктура менеджмента Инфраструктура менеджмента может быть рассмотрена как совокупность внутренних и внешних условий, возможностей, ограничений, позволяющих осуществлять менеджмент, создающих поле для управленческой деятельности

Условия и ограничения Факторы, влияющие на развитие организации бывают 2-х видов: условия и ограничения Ограничения - императивны, то есть, неподвластны менеджменту определенного уровня Условия – диспозитивны, то есть, у менеджмента определенного уровня есть возможность выбора условий для принятия решений Фактор, являющийся условием для одного уровня менеджмента, является ограничением для уровня ниже в иерархии

Внутренняя и внешняя среда организации Внутренняя среда Внешняя среда прямого воздействия (микроокружение) Внешняя среда косвенного воздействия (макроокружение)

Внутренняя среда организации Элементы внутренней среды являются объектом приложения усилий для команды менеджеров. Изменение элементов внутренней среды происходит в ответ на изменения во внешней среде, или как средство адаптации организации к возможным изменениям

Состав внутренних элементов Цели и задачи Технология производства и материально-техническое обеспечение Люди Структура Корпоративная культура Внутренние элементы: условия и ограничения

К внутренним ограничениям относятся такие факторы, которые могут быть изменены только решением высшего менеджмента: Цели. Являются внутренним ограничением для всех участников организации и мощным средством координации, поскольку установленные цели показывают участникам организации, к чему они должны стремиться. Структура организации. Пока структура не изменена на самом высшем уровне менеджмента (топ-менеджмент), она является внутренним ограничением для всех остальных менеджеров и рядовых сотрудников. Технология. Пока не принято решение об изменении технологии на самом высоком уровне (топ-менеджмент), она является ограничением для всех остальных менеджеров и рядовых сотрудников. Например, цех (структурное подразделение), в котором используется конвейерная технология, не может от нее отказаться, не поставив под угрозу свое существование и существование организации. Нормативы. Нормативы расхода материалов, нормативы соотношений и т.п. являются внутренними ограничениями до тех пор, пока они не изменены решениями высшего уровня менеджмента.

К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, которые могут быть изменены на любом уровне менеджмента, например: Ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные. Менеджер любого уровня может влиять на эти факторы, экономя и эффективно используя материальные ресурсы, подбирая людей, способных выполнять ту или иную деятельность с разной степенью эффективности, организуя обучение и переподготовку персонала. Инновации. Менеджер любого уровня может внедрять новшества в рамках своей компетенции: эффективные приемы труда, методы экономии ресурсов Системы поощрения и мотивации. Менеджер любого уровня может выстраивать системы поощрения и мотивации подчиненных ему сотрудников, используя эти системы в рамках средств, выделенных на премирование.

Внутренние переменные Общей чертой всех школ управления до системного подхода была концентрация на внутренних переменных: Школа научного управления – технология Административная школа–структура Школа человеческих отношений - люди

Внешняя среда организации Внешняя среда характеризуется: взаимосвязанностью факторов (цены на нефть) Сложностью (количество, вариативность) Изменчивостью (подвижность, скорость) Неопределенностью (недостаток информации)

Микро-среда и макро-среда Состав элементов внешней среды принято разделять на элементы внешней среды прямого воздействия (микро-среда), и элементы среды косвенного воздействия (макро-среда)

Микро-среда Среда прямого воздействия оказывает непосредственное влияние на организацию, вместе с тем элементы микро-среды имеют воплощение в конкретной организации или конкретной персоне – лице, принимающем решение. Соответственно между организацией и элементом микро-среды существует возможность диалога, поиска взаимовыгодных решений, пересмотра условий сотрудничества, отказа от сотрудничества и т.п.

Макро-среда К среде косвенного воздействия относится все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура рынка), социально-культурные факторы (национальный менталитет, вкусы и предпочтения потребителей определенных социальных или возрастных групп), географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс. Элементы макро-среды неперсонифицированы, соответственно возможность диалога отсутствует. Взаимодействие организации с элементами макро-среды строится на основе упреждающих решений, базирующихся на прогнозных оценках, или на реактивных действиях, необходимых для выхода из кризисных ситуаций. Взаимодействие с элементами среды косвенного воздействия происходит в условиях высокой неопределенности и риска принятия неадекватных решений

Примеры внешних ограничений: Законодательные и нормативные акты (законы РФ и других государств, инструкции ведомств РФ и других государств) Международные соглашения (договоры, конвенции и т.п.)

Примеры внешних условий: Конъюнктура рынка Научно-технический прогресс Национальные обычаи Вкусы и предпочтения потребителей

Система элементов внутренней и внешней среды организации

Вывод: Таким образом, инфраструктура менеджмента характеризуется условиями и ограничениями, накладываемыми внутренней и внешней средой объекта управления

Национальные модели менеджмента

Американская Японская Европейская Характеристика российского менеджмента

Американский менеджмент Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества) Индивидуализм как основа мировоззрения американца

Примеры проявления Местоимение первого лица ед.числа пишется с большой буквы Самосознание строится на личных успехах Ответственность за принятие решения целиком лежит на индивиде Череда неудач делает человека в глазах окружающих лузером, неудачником Идея постоянного стремления к прогрессу, к жизненным достижениям, конкуренция Человеческие отношения приносятся в жертву линейной организации времени, планирование времени на большие промежутки Ослабление внутрисемейных связей Индивидуальная система обучения (мебель, план обучения) Личное пространство

Принципиальные культурные различия Русская фольклорная традиция: обязательно должен быть помощник (конек-горбунок, золотая рыбка, щука) Американская культура: образ героя-одиночки, который полагается только на самого себя

Европейский менеджмент Идеологически находится «посередине» японского и американского менеджмента следование бюрократическим принципам, бюрократия в Европе достаточно сильна как ментальный принцип концепция «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий

Пример проявления скандинавской модели Творчество не поощряется (пример про школьную столовую) Стандарты поведения Пойти против фундаментальных принципов равенства - значит пойти против общества. Законопослушный гражданин старается быть как можно незаметнее В крестьянской среде попытки сменить социальный статус рассматривались как нарушение заведенного порядка Шведские школы совершенно лишены иерархии

Закон Янте (Janteloven). Его сформулировал в 1933 году датский писатель Аксель Сандемус в романе «Беглец пересекает свой след» Правила Янте соблюдаются инстинктивно Считается, что закон Янте охраняет людей от заносчивости, хвастовства, а значит и от зависти. Если человек выбивается из среды, он лишается защищенности, а для скандинавов главное - комфорт и защищенность. Следование закону Янте становится социальной проблемой. Людям не хватает лидерских качеств, они боятся принимать решения. Королева Дании Маргрете предостерегала датчан от излишней скромности, все должно быть в меру. В настоящее время с Янте борются различные организации. Разрушают эту ментальную черту и иностранцы, живущие в Швеции

Японский менеджмент ориентация на человеческий фактор подчинение личности коллективу приоритет социальных потребностей и возможности их удовлетворения. восприятие вознаграждения за труд с позиций удовлетворения социальных потребностей

Национальные особенности ведения бизнеса накладывают отпечаток на формирование философии и политики Япония Пожизненный найм Принцип старшинства при оплате и назначениях Неформальный контроль Нечеткое описание задания Коллективная ответственность Отсутствие должности и задания Акцент на координацию и сотрудничество Согласованное решение Управление снизу-вверх Обучение без отрыва от производства Вербовка новых выпускников высших учебных заведений Долгосрочная ориентация США Краткосрочный найм на работу Оплата по индивидуальным результатам работы Формальный контроль Четкое описание задания Индивидуальная ответственность Задание определяется должностью Акцент на эффективность и конечные результаты Индивидуальное решение Управление сверху-вниз Специальные программы по повышению квалификации Вербовка как новых выпускников, так и более зрелых сотрудников Повышенное внимание к текущим результатам

Российский менеджмент Менеджмент постсоветских организаций (крупные организации) Менеджмент международных организаций Менеджмент малых и средних организаций

Менталитет постсоветских сотрудников 1.Безынициативность. 2. Предпочтение «синицы в руках» перед «журавлем в небе» 3. Феминность в отношениях в коллективе 4. Восприятие места работы (организации) как гаранта социальной защиты

Менталитет российских менеджеров Приверженность: организационной иерархии. патерналистической модели тезису «незаменимых нет» автаркии (натуральное хозяйство) Самоценность роста, экспансии и монополизма (укрупнение объектов) Количественный фетишизм (лучше больше, но хуже)

Детско-родителькая модель (Эрик Бёрн) «Родитель»: контролирующий опекающий «Дитя»: органичное заданное не-дитя