И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В СВЕТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ « М ӘҢ ГІЛІК ЕЛ » Подготовила: музыкальный руководитель высшей категории Гусева Т.П. ГККП «Детский сад 13 «Кораблик»
Идею «М әң гілік Ел» президент Назарбаев впервые озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия Казахстан Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2012 года. В наиболее полной форме идея «М әң гілік Ел» прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 года: «М әң гілік Ел – это национальная идея нашего обще казахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем».
Праздничные утренники, посвященные Дню Независимости Республики Казахстан, праздник «Наурыз мейрамы» и др., способствуют осознанию ребенком себя гражданином Республики Казахстан, воспитанию нравственных и патриотических качеств личности.
Музыка, как вид искусства считается одним из мощных средств воздействия на психическое и функциональное состояние человека, в том числе – работу головного мозга и развитие интеллекта. Знакомство ребёнка с музыкой начинается с самого раннего детства. С первых месяцев существования ребенок реагирует на музыку, слыша нежные и ласковые интонации маминого голоса, напевающей ему колыбельные песни. Некоторые учёные доказывают, что малыш слышит музыку задолго до рождения, ещё в утробе матери. Затем музыка сопровождает ребёнка постоянно и повсеместно: в семье, на улице, в детском саду, школе и так далее на протяжении всей жизни.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля – не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.
Выразительность исполнения Мелодический Звуковысотный Развитие слуха Пение Ритмический Тембровый Фонотека Слушание инструментальной и вокальной музыки Видеотека Координация слуха и голоса Чистота интонации Праздники и развлечения Музыкально - ритмические движения Танцевальные упр-ия и движ-я Роль музыки в интеллектуальном развитии детей. Знакомство с инстр. симф. оркестра Выразительность исполнения Танцевальное творчество Игры и пляски Игра на дет. муз. инструментах Знакомство с каз. и рус. народ. инстр- ми Музыкальные инструменты Оркестр детских муз инструментов Шумовые инструменты Ладовое чувство Игра на фортепиано
Музыкальное воспитание уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Б.В.Асафьев писал: «Слушая, не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим»
Н АРЯДУ С КАМЕРНОЙ МУЗЫКОЙ МЫ ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖИТ ОРГАНИЧНЫЙ СИНТЕЗ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА : ОПЕРОЙ И БАЛЕТОМ. В ВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В МИР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИДЕТ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ – НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫЙ И ЛЮБИМЫЙ ИМИ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ ( БАЛЕТ П.И.Ч АЙКОВСКОГО «Щ ЕЛКУНЧИК », «С ПЯЩАЯ КРАСАВИЦА », С, П РОКОФЬЕВА «З ОЛУШКА », ОПЕРАМИ Н,Р ИМСКОГО – К ОРСАКОВА «С КАЗКА О ЦАРЕ С АЛТАНЕ », «С НЕГУРОЧКА », М. Г ЛИНКИ «Р УСЛАН И Л ЮДМИЛА »..
С ЛУШАЯ МУЗЫКУ, РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР ВО ВСЕМ ЕГО РАЗНООБРАЗИИ, ПОСКОЛЬКУ МУЗЫКА ОТРАЖАЕТ ЕГО В ЗВУКАХ РАЗНОСТОРОННЕ И ПОЛНО.
Интеллектуальному развитию и формированию музыкального мышления способствуют музыкально - ритмические движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений. Иногда я использую прямой показ способов действия, но если показать не один вариант выполнения действия, а два или несколько… В такой проблемной ситуации дети должны выбрать, например, из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки. Проблемная ситуация может быть усложнена: ребенку самому предлагаю найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения и т.д.
Двигательное «экспериментирование» под музыку является универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения детей. Игры «Танцующие звуки», «Поющие руки», «Живая картина» основаны на двигательном и пантомимическом моделировании, побуждают детей к осознанию свойств музыкальной речи, к различению выразительных интонаций, пауз, акцентов
Наряду с восприятием музыки и движением музыкальная деятельность включает в себя пение и игру на музыкальных инструментах, основанных на опыте восприятия. Музыкально-слуховые представления – умение работать со звуками, знакомится с их свойствами, учиться воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их. Возможность представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии можно развить именно в этих видах музыкальной деятельности. На занятиях я стараюсь научить детей находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков (шумовые и музыкальные). Ребят увлекают поиски звуков города, улицы, группы; поиски ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, хруст снега под ногами – нажатием на мешочек с крахмалом); в изготовлении и звучании звуковых игрушек, шумелок.
И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ИГРОВОЙ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НОСЯТ УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ПО МЕТОДИКЕ Л. Т ЮТЮННИКОВОЙ, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ. РАЗВИТИЯ СЛУХА И ГОЛОСА. Э ТИ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ УСТАНОВИТЬ В СОЗНАНИИ РЕБЕНКА СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВУЧАНИЕМ И ЗНАКОМ, ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗОБРАЗИТЬ ЗВУКИ РАЗЛИЧНЫМИ ЛИНИЯМИ И ТОЧКАМИ («З ВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ » И «М УЗЫКАЛЬНЫЕ УЗОРЫ »). Т АКИЕ ИГРОВЫЕ ЗАНЯТИЯ РАЗВИВАЮТ СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И СЛУХОВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ. Р АЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО - СЛУХОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРЕДПОЛАГАЕТ ТАКИЕ УМСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК СРАВНЕНИЕ, АНАЛИЗ, СОПОСТАВЛЕНИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ – И ВЛИЯЕТ НЕ ТОЛЬКО НА МУЗЫКАЛЬНОЕ, НО И НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
И ЗВЕСТНЫЙ ПЕДАГОГ В.А. С УХОМЛИНСКИЙ СКАЗАЛ : «У М РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ ».
В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ ПРОВОДЯТСЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Д ЕТИ С ОГРОМНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ СОЧИНЯЮТ, ФАНТАЗИРУЮТ, ЗНАКОМЯТСЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПОЭТОВ, КОМПОЗИТОРОВ, ХУДОЖНИКОВ ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ. Ц ЕЛЬ ТАКИХ ЗАНЯТИЙ И ПРАЗДНИКОВ – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ИХ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В САМОВЫРАЖЕНИИ В ТВОРЧЕСКИХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : РИСОВАНИИ, ДРАМАТИЗАЦИИ, ИГРЕ, РЕЧЕВОМ И МУЗЫКАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ.
Над развитием всех перечисленных и многих других качеств личности дошкольников работает весь наш педагогический коллектив. А ВНЕДРЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ «М ӘҢГІЛІК Е Л » В ДЕЙСТВУЮЩИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОМОЖЕТ ПЕДАГОГАМ РАЗВИВАТЬ ДЕТЕЙ НЕ ТОЛЬКО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, НО И ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце ребёнка и оживляет его. Роллан Ромен