СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: КАК УДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС Педагог - психолог Краевого Центра ПМСС Виталева Н. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Advertisements

« Проектная деятельность в школе» 1.ВИДЫ ПРОЕКТОВ. Этапы работы над проектом. ПРОЕКТ – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный.
Проектно - исследовательская деятельность в начальной школе Система работы педагога ДУБРОВСКОЙ ТАТЬЯНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ МАОУ НОШ «ОТКРЫТИЕ» г.Хабаровск.
Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забыто. Б.Ф.Скиннер.
Проектное обучение Работа выполнена Ишковой Н.Н. МОУ СОШ 31.
Проект - это... 1) Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения,
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Проектная деятельность, как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся Автор Годунова Н.А. 2015г.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Метод проектов Старикова Н.А., учитель математики МБОУ «Северо-Енисейская средняя школа 1 им. Е.С. Белинского.
Что такое учебный проект? 5 ноября 2013 г.. Виды самостоятельной творческой работы учащихся. доклад реферат исследовательская работа проект Устное или.
Транксрипт:

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ: КАК УДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС Педагог - психолог Краевого Центра ПМСС Виталева Н. И.

Особенности познавательной деятельности одаренных детей Легкость ассоциирования Оригинальность, гибкость и продуктивность мышления Любопытство и любознательность Сверх - чувствительность к проблемам Склонность к задачам дивергентного типа Познавательная потребность Отличная память Специфические интересы и склонности Способность к самооценке Способность к прогнозированию Высокая концентрация внимания Большой словарный запас

Особенности психосоциального развития одаренных детей Перфекционизм Самостоятельность Чувство юмора Творческое восприятие случайностей Повышенная эмоциональная уязвимость Соревновательность Эгоцентризм Лидерство Социальная автономность

Принципы обучения одаренных Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Должен способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию и воспитанию личностных качеств учащихся. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Должен учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Методы и средства обучения В обучении интеллектуально одаренных учащихся, ведущими являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. В сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Творческие методы имеют высокий познавательно- мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности. уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству). Среди различных видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования, поэтому их часто путают.

Доклад Устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определённой проблемой, дать общую информацию, представить соображения автора доклада, которые не требуют научной проверки или доказательств. Подготовка доклада требует много времени, изучения различных источников, определённого оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Работа над проектом связана с представлением информации.

Реферат Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который является лишь частью проекта.

Исследовательская работа Связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, а учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Исследование является этапом проектной работы.

Проект Это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.

Классификация проектов Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркиной. Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Практико- ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Исследовательский проект Доказательство или опровержение какой- либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Информационный проект Сбор информации о каком- либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобществление высказываний различных авторов по какому- либо вопросу Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного искусства, видеофильмы, презентации и т.д. Игровой или ролевой проект Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)

Метод проектов Способ в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Способ, предлагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей. Проектная технология позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников.

Метод проектов В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность. Результатом обучения оказывается не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности и развитие личности обучаемых.

Значимость проекта… Для ученика проект это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, которая позволяет проявить себя, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности носит практический характер и имеет личностно значимый смысл. Для учителя учебный проект это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования : проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Виды проектов в школе Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), укладывается в классно-урочную систему. Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности. Надпредметный проект – вне предметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Последовательность работы над проектом ( Ступницкая М.А.) Проблематизация. Оценка имеющихся обстоятельств и формулировка проблемы. Целеполагание. Проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте. Планирование. На основании поставленной цели и предполагаемого результата, определяются конкретные задачи, оцениваются ресурсы и дефициты, обозначаются сроки и определяются ответственные. Реализация плана. Самооценка и рефлексия. Сравнение полученного результата со своим замыслом, коррекция. Осмысление и анализ допущенных ошибок, оценка своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Презентация найденного способа решения исходной проблемы, созданного проектного продукта и самопрезентация компетентности.

Этапы проектной деятельности (методический вестник) Подготовка. Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы. Планирование. 1. Определение источников необходимой информации. 2. Определение способов сбора и анализа информации. 3. Определение способа представления результатов (формы проекта) 4. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. 5. Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы Исследование 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты ) 2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Этапы проектной деятельности (методический вестник) Выводы. Анализ информации. Формулирование выводов Представление (защита) проекта и оценка его результатов. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть а ) письменная работа ( эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б ) художественная творческая работа ( в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств ), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в ) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие ; г ) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Проектно-исследовательская задача Состоит из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. В ней описывается конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий, целенаправленно стимулирующих систему действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата. Носит групповой характер. Дает возможность освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Итогом решения является реальный продукт созданный детьми, который может быть "оторван" от самой задачи.

Проектно-исследовательская задача Ориентирована на применение целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения: задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, возможно выполнение заданий в любой последовательности, требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися. Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Источники Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. М.: Центр "Школьная книга", roek_dejat.htm roek_dejat.htm